Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:27, реферат

Описание работы

Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности.

Содержание

1. Управление как научна дисциплина 3
2. Системный подход в управлении здравоохранением 5
3. Принципы, методы, функции и цели управления 8
4. Виды управленческих решений, условия их принятия 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

управление В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Тема: «Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управленческих решений, условия их принятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Управление как  научна дисциплина

 
 

     Управление  как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем  научного менеджмента считается  Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности. Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам называл законами управления:

     1. Научное исследование каждого  отдельного вида трудовой деятельности.

     2. Отбор, тренировка и обучение  рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

     3. Сотрудничество администрации с  рабочими.

     4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

     Второй  принцип Тейлора утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в нужном направлении. Фактически, без подготовки попытки улучшить работу будут напрасными.

     Одним из принципов научного управления является разделение планирования и выполнение, которое представлено в вышеприведенном четвертом принципе Тейлора: «руководство берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие...» Тейлор считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Однако Тейлор на этом не останавливается и предлагает концепцию функционального руководства группой рабочих. Тейлор рассматривает традиционные функции старшего рабочего как состоящие из действий планирования и контроля. Планирование должно осуществляться в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.

     Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему  дифференциальной оплаты. Он ввел новую систему, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, то есть, он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Эта система использует, по Тейлору, основной побудительный фактор в отношении работающих людей, т. е. возможность зарабатывать деньги. Следовательно, чем больше «ставки», тем больше труда должен затратить рабочий. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

     Главная идея Тейлора состояла в том, что  управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору». Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, и низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему «научно обоснованных инструкций».

     Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось  на работе, выполняемой на самом  нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

      Особенности управления как науки:

  1. научный метод (наблюдние – информация; формулирование гипотезы; верификация – подтверждение);
  2. системная ориентация (организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязных частей);
  3. использование моделей (разработка моделей, позволяющих принимать объект решения).

     В практике управления  выделяются следующие разделы:

     - управление деятельностью объектов (учреждений и служб) здравоохранения;

     - формирование и организация деятельности органов управления здравоохранением;

     - организация технологии управленческого  процесса, информационное обеспечение  управления;

     - организация управления медицинским  и парамедицинским персоналом;

     - организация труда руководителей;

     - организация  совершенствования системы управления;

     - формирование и развитие внутри- и межотраслевых связей в системе  управления здравоохранением. 

     В искусстве управления  за основу берутся описательные, эмпирические методы, положены конкретные образцы, ситуации, в наборе которых проявляется своеобразная теория. Через искусство управления накопленный в прошлом опыт трансформируется в настоящее и будущее, помогая более эффективно решать возникающие и прогнозируемые проблемы. При этом необходимо ясно осознавать, что для перехода элементов опыта в образцы управления они должны быть - теоретически осмыслены, систематизированы, критически и доброжелательно оценены, фактически точны, отделены от случайного, а также иметь определенный запас пространства для творческого применения. При изложении и использовании образцов искусства управления должны решаться следующие конкретные задачи:

     - обучение умению перехода от  теории к практике;

     - определение круга необходимых  знаний руководителя;

     - освоение правил, приемов и методов  управления;

     - разработка ситуаций для проявления  необходимых качеств руководителя;

     - развитие навыков и техники  управления;

     - выработка специфического метода  мышления и стиля деятельности;

     - формирование базы данных типичных  образцов решений (правильных  и неправильных, эффективных и неэффективных, и т. д.);

     В искусстве управления выделяются следующие  разделы:

     - формирование базы данных о  примерах, образцах эффективного  управления;

     - формирование базы данных о  примерах, образцах неэффективного  управления;

     - выделение этапов трансформации опыта в исскуство управления;

     - формализация задач, стоящих при  использовании примеров, образцов  эффективного и неэффективного  управления;

     - факторный анализ причин и  условий появления образцов неэффективного  управления;

     - формирование баз данных о типовых проблемных ситуациях и управленческих решениях.

      2. Системный подход  в управлении здравоохранением

 

     Сущность системного подхода состоит в том, что явление и процессы, протекающие в природе и обществе, вещи и предметы рассматриваются как целостные системы, состоящие из подсистем и определенного набора элементов. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образуют определенную целостность, единство. Поэтому представление об изучаемом объекте как о целостной системе является исходным пунктом системного подхода, всякого системного изучения. Наиболее удачное определение системы дал в 1928 г. канадский профессор Барталанфи, характеризуя систему как комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных в единое целое. Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы и связи.

     Среди основных направлений применения системного анализа для решения проблем социальной медицины, организации и управления здравоохранением целесообразно выделить следующие:

     - обоснование модели реформирования системы охраны здоровья, системы здравоохранения и отдельных медицинских служб и учреждений;

     - прогноз развития здравоохранения  на основе имитационного моделирования;

     - разработка критериев для оценки  здоровья отдельного человека, различных популяций и всего населения в целом;

     - уточнение связей системы здравоохранения  с другими системами жизни  общества, а также роли факторов  здравоохранения в формировании  уровня здоровья населения;

     - разработка комплексных критериев  для оценки деятельности служб и учреждений здравоохранения, для оценки эффективности управления, а также для оценки здоровья населения;

     - создание и выполнение целевых  комплексных программ по приоритетным  направлениям охраны здоровья  и деятельности здравоохранения;

     - разработка научно обоснованных  систем информационного обеспечения  управления здравоохранением;

     - разработка автоматизированных  систем управления здравоохранением;

     - анализ возникновения проблемных  ситуаций в здравоохранении, и  выработка решений по их устранению.

     При проведении системного анализа предполагается определенная первичная детализация  основных элементов и компонентов  системы здравоохранения (вход, процессы, выход и связи). На входе системы находятся цели, потребности и ресурсы здравоохранения.

     Среди процессов  системы здравоохранения выделяются следующие:

     - технологические (реализация основных  медицинских технологий - лечебных, диагностических, профилактических);

     - управленческие (реализация основных  управленческих функций - организация,  планирование, координирование, прогнозирование, регулирование, стимулирование, контроль);

     - структурные (формирование и деятельность  структурных подразделений управляющей  и управляемой подсистем);

     - функциональные (формирование и  деятельность служб, занимающихся  реализацией действий по достижению целей и удовлетворению потребностей системы);

     - информационные (реализация сбора,  обработки, сохранения и использования  циркулирующей информации; информационное  обеспечение системы и управления).

     На выходе системы находятся данные о достижении целей, об удовлетворении потребностей и об использовании ресурсов в системе здравоохранения.

     Среди внутрисистемных связей выделяются прямые и обратные связи между компонентами и элементами системы здравоохранения. Анализируется наличие, степень развития и устойчивость связей, способствующих достижению целей, удовлетворению потребностей и обеспечению процессов в системе здравоохранения.

     При анализе системы «объект - внешняя  среда» предполагается детализация влияния на здравоохранение внешних факторов и условий, а также наличие и степень развития прямых и обратных внесистемных связей - с другими отраслями народного хозяйства и сферами деятельности.

Информация о работе Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управ