Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:50, реферат
Синдром Ретта — одно из наиболее распространенных заболеваний в ряду наследственных форм умственной отсталости у девочек, названное по имени впервые его описавшего австрийского педиатра Андреаса Ретта.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
Факультет
«Дошкольной и Коррекционной
Педагогики и Психологии»
РЕФЕРАТ
Синдром
Ретта
Курс:2
Семестр:3
№ группы:Л-10-01
выполнила: Суржик Екатерина Евгеньевна
Новокузнецк
2012
Синдром Ретта — одно из наиболее распространенных заболеваний в ряду наследственных форм умственной отсталости у девочек, названное по имени впервые его описавшего австрийского педиатра Андреаса Ретта.
В1966 году Андреас
Ретт сообщил о 31 девочке, у которых
наблюдались регресс
В настоящее
время накоплено достаточно доказательств
генетической природы синдрома Ретта.
Так, патология встречается почти
исключительно у девочек. Несколько
описанных случаев
Хотя исследователи
единодушны в том, что в развитии
патологии наследственные факторы
играют существенную роль, их мнения относительно
механизмов наследования синдрома Ретта
расходятся. На основании генеалогических
данных предложены несколько гипотез.
Наиболее общепринятой остается гипотеза
о синдроме Ретта как Х-сцепленном
доминантном заболевании с
В пользу Х-сцепленного характера наследования свидетельствует то, что найденные у ряда больных хромосомные аномалии часто вовлекают короткое плечо хромосомы. У части больных был обнаружен ломкий участок в коротком плече хромосомы Х. В связи с этим предположили, что ген, ответственный за развитие синдрома, располагается в коротком плече хромосомы Х.
Однако несмотря
на интенсивные молекулярно-
Возможным механизмом
развития заболевания может быть
нарушение у детей с синдромом
Ретта последовательности процесса
репликации инактивируемой хромосомы
Х. В результате проведенных нами
исследований синдрома Ретта был
выявлен аномальный тип поздно реплицирующейся
хромосомы Х, не встречающийся в
контроле, что свидетельствует о
нарушении процесса репликации инактивируемой
хромосомы Х как возможном
механизме развития заболевания. Показана
возможность использования
Среди других возможных
механизмов наследования обсуждается
также митохондриальная модель, предложенная
еще в 1989 году EegOlofsson O. и соавторами
на основании найденных ими
Клиническая характеристика
В анте- и перинатальный периоды развития, а также в первое полугодие жизни развитие детей часто расценивается как нормальное. Однако во многих случаях наблюдаются врожденная гипотония, небольшое отставание в становлении основных двигательных навыков (сидения, ползания, ходьбы), которые часто либо остаются нераспознанными, либо недооцениваются.
В течении заболевания часто выявляют четыре стадии.
Возраст, в котором впервые отмечаются отклонения в развитии детей, колеблется от 4 месяцев до 2,5 лет; чаще всего от 6 месяцев до 1,5 лет. Первые признаки болезни включают замедление психомоторного развития ребенка и темпов роста головы, потерю интереса к играм, диффузную мышечную гипотонию. Это первая стадия заболевания — стагнация.
Далее следует
период регресса нервно-психического
развития, который начинается, как
правило, в возрасте 1-3 лет и сопровождается
приступами беспокойства, “безутешного
крика”, нарушением сна. В течение
нескольких недель — месяцев ребенок
утрачивает ранее приобретенные
навыки, в частности, пропадают целенаправленные
движения рук, он перестает говорить.
Одновременно появляются характерные
стереотипные движения, напоминающие
“мытье рук”. У более чем половины
детей наблюдаются аномалии дыхания
в виде апноэ, чередующиеся с периодами
гипервентиляции, возможно появление
судорожных припадков. Важным симптомом
является потеря контакта с окружающими,
что часто ошибочно интерпретируется
как аутизм. Это вторая стадия, на
которой заболевание
По окончании фазы регресса наступает третья стадия, охватывающая длительный период дошкольного и раннего школьного возраста. В это время состояние детей относительно стабильно. На первый план выступают глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, а также разнообразные экстрапирамидные расстройства, среди которых наиболее часто наблюдаются дистония мышц, атаксия, гиперкинезы и др. В то же время приступы беспокойства проходят, сон улучшается, становится возможен эмоциональный контакт с ребенком.
К концу первого десятилетия жизни начинается четвертая стадия — прогрессирование двигательных нарушений. Пациенты становятся обездвиженными, нарастают спастичность, мышечные атрофии и вторичные ортопедические деформации (в частности, сколиоз), появляются вазомоторные расстройства, особенно выраженные на нижних конечностях, отставание в росте без задержки полового созревания, а у ряда больных развивается кахексия. В то же время судороги становятся реже, возможно эмоциональное общение с больным. В таком состоянии пациенты могут пребывать десятки лет.
Подразделение
синдрома Ретта на стадии является
довольно условным, так как четких
границ между ними выявить не удается,
и наблюдается главное
Ниже приведена характеристика отдельных наиболее важных клинических признаков синдрома Ретта.
Движение рук. Потеря (нарушение) целенаправленных движений рук, таких как манипулирование игрушками, держание бутылочки, происходит чаще в возрасте 6-8 месяцев, но иногда они сохраняются до 3-4 лет. Одновременно с этим появляются отличительные стереотипные движения рук, которые наблюдаются почти все время, пока пациент бодрствует. Чаще эти движения напоминают “мытье рук”, их сжимание, стискивание, хлопки обычно на уровне груди, лица, иногда за спиной. Другими стереотипными движениями могут быть сосание или кусание рук, постукивание ими по груди или лицу. Стереотипные движения рук имеют место во всех случаях заболевания и расцениваются как наиболее характерные признаки синдрома Ретта.
“Приобретенная” микроцефалия. Окружность головы пробандов при рождении оценивается как нормальная. Приостановка роста головы совпадает с манифестацией заболевания и является следствием замедления роста мозга.
Познавательная деятельность. Больные имеют крайне ограниченные интеллектуальные, речевые и адаптивные способности. Для их оценки используются стандартные психологические тесты, которые выявляют отставание умственного развития (у большинства пациентов в возрасте от 1,5 и более лет оно оценивается ниже, чем у детей 8-месячного возраста). Дети, достигшие определенного уровня развития речи, общения и социальной адаптации, после манифестации заболевания утрачивают эти навыки. Со слов родителей, экспрессивная и импрессивная речь и социальные навыки теряются в среднем в возрасте 4-11 месяцев, а навыки самообслуживания — в 12-14 месяцев.
Атаксия и апраксия. Нарушения координации движений (атаксия) и затруднения в планировании действий (апраксия) охватывают как движения туловища, так и конечностей. Указанные расстройства проявляются в виде отрывистых резких движений, нарушения равновесия, тремора, ходьбы на широко расставленных негнущихся ногах с раскачиванием из стороны в сторону. Ряд пациентов при ранней манифестации заболевания не успевает приобрести навык ходьбы. Большинство детей с синдромом Ретта, умеющих ходить, постепенно теряют эту способность по мере прогрессирования болезни.
Дыхательные расстройства. Наиболее часто встречаются такие дыхательные аномалии, как нерегулярное дыхание, приступы гипервентиляции, апноэ продолжительностью иногда 1-2 минуты, которого достаточно, чтобы вызвать цианоз и даже обморок. Дыхательные нарушения наблюдаются только в состоянии бодрствования и отсутствуют во время сна.
Судороги. Около 50-80% девочек с синдромом Ретта имеют эпиприпадки, которые могут быть различных типов и плохо поддаваться терапии антиконвульсантами. Наиболее часто наблюдаются генерализованные тонико-клонические припадки, комплексные и простые парциальные судороги, дроп-атаки. Судорожные приступы широко варьируют по частоте, однако становятся реже по мере развития заболевания. Следует отметить наличие у пациентов парциальных неэпилептических проявлений, которые часто ошибочно интерпретируются как судороги: это апноэ, тремор, резкие движения, эпизоды пристального взгляда с замиранием двигательной активности, пароксизмальные усиления стереотипий. У больных проводился видео- и ЭЭГ-мониторинг, который позволил доказать, что перечисленные симптомы не связаны с судорожными изменениями на ЭЭГ. Таким образом, часто имеет место гипердиагностика судорог при синдроме Ретта, что ведет к необоснованному назначению антиконвульсантов.
Сколиоз. Искривление позвоночника имеет минимум половина пациентов с синдромом Ретта. Сколиоз является следствием дистонии мышц спины и прогрессирует по мере развития заболевания.
Практически во
всех случаях, даже у тех пациентов,
которые не имеют клинических
судорог, наблюдаются аномалии на электроэнцефалограмме,
начиная примерно с двухлетнего
возраста. На фоне появления целого
спектра клинических симптомов
наблюдается увеличение амплитуды
и снижение частоты фонового ритма
в период бодрствования, а также
эпилептиформные разряды, количество
которых значительно больше во время
сна. Такое сочетание замедления
фонового ритма в период бодрствования
и повышенной пароксизмальной активности
во время сна существенно
Методы компьютерной
и магнитно-резонансной
Метод позитронной эмиссионной компьютерной томографии выявил значительное снижение общего церебрального кровотока при синдроме Ретта по сравнению с контролем. Наибольшее его снижение наблюдается в префронтальной и темпоро-париетальной областях больших полушарий, среднем мозге и верхней части мозгового ствола, что указывает на ослабление метаболизма в этих структурах и напоминает распределение мозгового кровотока у детей грудного возраста.