Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Медицине"
Общая задача: воспитание здорового и гармонично развитого подросткового поколения. Педиатрия-имеет дело с отдельным ребёнком (ставится диагноз, назначаются лечебные и проф.мероприятия)
1.Объектом изучения
явл. Ребёнок, при учёте факторов внешн.
среды. Гигиена-изучает общественное(групповое)
здоровье(сан-эпидем состояние детского
коллектива), разрабатывает оздоровительн.
или проф. Мероприятия применяемые к детским
коллективам. Изучает факторы среды, и
то каким образом они влияют на организм
ребёнка. Обе науки имеют 2 стороны: РЕБЁНОК
И СРЕДА.. Работник ДДУ проводит практич.
мероприятия вытекающие из научных достижений
гигиены и педиатрии.
2.Система охраны
здоровья матери и ребёнка
в РБ.
В 1991г. Верховным советом РБ принято постановление «О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства» к закону о здравоохранении, так же принята «комплексная программа по охране материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС (1995г.)». В последнее время совет министров РБ принял постановление о мерах по улучшению работы спец. Уч.-восп. учреждений для детей имеющих недостатки в физ. и умственном развитии, на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства. Признаётся, что ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению и унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физ., умственному и нравственному развитию. Родители или лица их заменяющие имеют право и обязанность воспитывать детей, заботиться об их здоровье, обучении и развитии.
3.Основные закономерности
роста и развития детей.
На всём этапе
онтогенеза рост и развитие ребёнка
протекают в соответствии с объективно
существующими законами: 1. Неравномерность
темпа роста и развития. Рост и
развитие протекают не прерывно, но
их темп имеет нелинейную зависимость
от возраста. 2.Неодновременность
развития отдельных органов и
систем(закон гетерохронности). 3.Обусловленность
темпов развития и роста полом (половой
диморфизм).4.Биологическая надёжность
функциональных систем и организма в целом.
Базируется на представлении о широком
диапазоне жизненных возможностей. 5.Генетическая
обусловленность роста и развития (наследственность).
6.Обусловленность роста и развития средовыми
факторами: абиотическими, биотическими,
антропогенными, социальными.
7.Цикличность биолог.
явлений (оксилирация и ретардация).
4.Основные определения
и принципы оценки состояния
здоровья детей.
Здоровье- это состояние
жизнедеятельности, соответствующее биолог.
возрасту ребёнка, гармоничного единства
физ. И интеллектуальных характеристик
и формирование адаптационных реакций
в процессе роста и развития. Выделяют
индивидуальное здоровье и общественное.
Индивид. здоровьем выделяют следующие
компаненты: 1. Самотическое. 2. Физическое.
3.Психическое. 4. Нравственное. 5.Факторы
определяющие здоровье.
1.Наследственность.
2.Среда. 3.Образ жизни. 4.Система здравоохранений.
Роль тех или
иных факторов в развитии неблагоприятных
эффектов в состоянии здоровья различн.
Роль факторов в зависимости от индивидуального
развития ребёнка. К наибольшему риску
развития хронических заболеваний подвержены
дети с отягащённой наследственностью
(алкоголизм, наркомания родителей, проф.
вредности). 6.Общественное здоровье.
Показатели оценки общественного
здоровья.
Общественное здоровье-
это качественная энтогративная хар-ка
сбалансированности роста и развития
чел. популяции с природной средой и её
процессами. Для хар-ки используют следующие
показатели: 1. Медико-демографические(
7.Физ. развитие
ребёнка. Показатели физ.развития.
Группы здоровья.
Физическое развитие
представляет собой совокупность морфологических
функциональных свойств организма, которые
характеризуют процессы роста и созревания.
Для оценки физического развития ребенка
используют показатели роста, массы тела,
окружности головы, груди и общее состояние.
Интенсивность прибавки массы тела и роста
зависит от возраста ребенка.
В зависимости от
состояния здоровья выделяют группы
здоровья: 1 группа- Здоровые дети, имеющие
нормальное псих. и физ. развитие. 2
группа- практически здоровые дети, отсутствуют
хронические заболевания, но имеют некоторые
функциональные нарушения. 3 группа-
болеющие хроническими заболеваниями,
в стадии клинической ремиссии. 4 группа-
хронические заболевания в активной стадии.
5 группа- тяжелые хронические заболевания
с осложнениями основного заболевания.
8.Понятие о
микроклимате и важнейших его
показателях, влияние на
Микроклимат - это совокупность физико-химических и биологических свойств воздуха, в частности в жилом помещении. Предельная допустимая концентрация углекислого газа в помещениях – 0,1%. Бактериальная обсемененность воздуха в закрытых помещениях способствует инфекционным заболеваниям детей. Изменение физ. параметров воздушной среды влияет на теплообмен между организмом ребёнка и окружающей атмосферой. Это приводит к нарушениям системы теплорегуляции. Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, т.к. под воздействие УФ излучений многие бактерии гибнут. На каждого ребёнка должно приходится 7,5-8 воздуха, это возможно когда площадь пола составляет 2,5 на ребёнка при высоте помещения 3м.
9.Основные принципы
построения режима для различных
возрастных групп.
Физиологической основой
режима дня явл. динамический стереотип
– это цепь условных рефлексов, сигналов.
Для начала след. деятельности явл. либо
время, либо окончание предыдущего. При
составлении режима необходимо учитывать:
1.Состояние здоровья. 2.Время года.
3.Климатические условия. Основные
компоненты режима дня: 1.Сон. 2.Прогулка.
3.Приём пищи. 4.Занятия. Подъём детей в
круглосуточных учреждениях: младшие
гр.: 6.30, старшие гр.:7.00. Время от подъёма
до завтрака: туалет, гимнастика, закаливание.
Продолжительность сна и его частота с
возрастом уменьшаются. Время приёма пищи
и частота изменяются – минимум 4 раза
в день. До 1,5 лет прогулки в зимнее время
не проводятся, потребность в свежем воздухе
обеспечивается во время дневного сна.
В круглосуточном учреждении прогулка
до 19.00, ужин в 20.00, вечерний туалет и отбой.
Детей, перенёсших тяжелые заболевания,
имеющих хронические, необходимо укладывать
1ми, а поднимать последними, уменьшить
занятия, в некоторых случаях ввести дополнительный
приём пищи. В тёплое время дневной сон
увеличивается, ночной укорачивается.
Подвижные игры перед сном не допустимы.
10. Значение игр
и занятий. Требования к
Дидактические игры
и занятия очень важны для
умственного воспитания маленьких
детей.
Во время занятий
постепенно формируется некоторая
сдержанность, организованность, целенаправленность
поведения. Преднамеренный характер дидактических
игр и занятий выдвигает
При поступлении
ребёнка в ДУ происходит ломка
стереотипов: из знакомой семейной обстановки
он попадает в непривычную среду,
эти перемены создают для ребёнка
стрессовую ситуацию. Ребёнок находится
в состоянии психо-
12.Гигиена учебной
деятельности. Гигиена трудовой
деятельности.
В младшей гр. продолжительность
занятий составляет 10-15 минут (10 занятий
в неделю), в средней гр. (4-5 лет)
- по 20 минут (10 занятий в неделю),
в старшей гр. (5-6 лет) - два занятия
в день по 20-25 минут с перерывом
10 минут. В подготовительной гр. (6-7 лет)
- 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут,
приобретая характер обучения. Продолжительность
и кратность занятий в течение дня и недели
для детей, не посещающих ДУ, должна соответствовать
рекомендуемой, как и для детей организованных
коллективов. ДУ должно быть обеспечено
оборудованием для всех видов труда: для
хоз.-быт. необходимы фартуки, щетки; совки,
тазики, тряпочки и т. п.; для самообслуживания
- щетки для чистки одежды и обуви; для
труда в природе-лейки, пульверизаторы,
лопаты, грабли и т. п. Воспитатель целенаправленно
обучает детей трудовым умениям и навыкам.
Ребенок не без труда овладевает новыми
действиями, поэтому воспитатель неоднократно
показывает и поясняет, как выполнять
работу, поддерживает детей, помогая им
преодолеть неумелость. 13.Требования
к проведению прогулок, экскурсий.
К прогулкам и
экскурсиям допускаются дети дошкольного
возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие
инструктаж по охране труда, медицинский
осмотр и не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья. При проведении
прогулок и экскурсий группу детей
должны сопровождать 2 взрослых. Для
оказания первой медицинской помощи
при травмах обязательно иметь
медаптечку с набором необходимых медикаментов
и перевязочных средств. Общая продолжительность
прогулки составляет 1-4 часа. Необходимо
надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую
движений и соответствующую сезону и погоде.
Для предотвращения травм и укусов ног
надеть брюки или чулки. По окончании прогулки
или экскурсии
проверить по
списку наличие детей в группе.
14.Понятие о
рациональном питании. Основные
ингредиенты пищи, их значение.
Рациональное питание
- это физиологически полноценное
питание здоровых людей с учетом
их пола, возраста, характера труда,
климатических условий
16.Естественное вскармливание.
Его значение.
Грудное молоко защищает от многих болезней, т.к. богато защитными иммуноглобулинами (антителами). По своей структуре материнское молоко приближается к составу тканей ребенка, оно полностью лишено аллергенных свойств. В грудном молоке содержится в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, содержание таких биоэлементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера, селен, оптимально и соответствует потребностям ребенка. Углеводы, главным образом молочный сахар лактоза, в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Грудное вскармливание создаёт эмоциональную связь между матерью и ребёнком. Нельзя отучать ребёнка от груди, когда он болен, в жаркое время года, при смене обстановки.
15.Роль белков, жиров,
углеводов. Роль витаминов
и минеральных вещ-в для
здоровья ребёнка.
Белки – занимают
особое значение, т.к. без них не может
осуществляться построение основных элементов
органов и тканей. Недостаток белков
влияет на функцию головного мозга,
и на работу иммунной системы организма.
Животный белок содержит незаменимые
аминокислоты и находится в продуктах
животного происхождения: молоко, сметана,
творог, мясо, рыба, яйца. Растительные
белки содержатся в хлебе, крупе,
овощах. В питании детей должно
быть 75% белков животного происхождения
и 25%-растительного. Жиры – это источник
энергии, принимает участие в
обмене веществ, способствует выработке
иммунитета. С раннего возраста дети
должны получать растительные масла, т.к.
они богаты полиненасыщенными жирными
кислотами. Недостаток приводит к снижению
массы тела, возникновению кожных
заболеваний, к снижению иммунитета,
ведет к развитию атеросклероза.
Углеводы – основной источник энергии,
способствует усвоению в организме
белков и жиров. Содержатся в свекловичном,
тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах.
Сложные углеводы содержатся в муке,
картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное количество углеводов ведет
к нарушению обмена веществ. Витамины
представляют собой высокоактивные
в биологическом отношении