Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:33, контрольная работа
Признание или отрицание, самой возможности наследственных влияний на изменчивость психологических признаков в значительной мере определяет конкретно-научную методологию. Например, представители классического бихевиоризма считали, что наследственность детерминирует только очень малое число реакций, а именно - некоторые инстинкты, физиологические и элементарные эмоциональные реакции; внешнее же поведение человека они рассматривали как приобретенное, воспитанное в соответствии со схемой «стимул-реакция».
Известный
английский психолог М. Аннет на протяжении
двадцати лет разрабатывает оригинальную
генетическую модель латерализации, коренным
образом отличающуюся от модели Леви и
Нагилаки. Она высказала гипотезу о том,
что большинство людей имеют ген, который
называется фактором «правостороннего
сдвига» (rs+). Если человек имеет этот ген,
то он предрасположен стать правшой с
левополушарной локализацией центров
речи. При его отсутствии и наличии пары
его рецессивных аллелей (rs-) человек может
стать как правшой, так и левшой в зависимости
от обстоятельств (например, от условий
внутриутробного развития).
В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость (правшество или левшество), но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно, то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости.
М. Аннет
разработала своеобразный тест, позволяющий
оценить степень использования
руки, - тест перекладывания колышек. В
этом тесте испытуемый должен перекладывать
колышки из одной ячейки в другую,
причем ячейки расположены на двух
паралельных панелях. Поскольку он выполняет
это задание на время и поочередно левой
и правой рукой, постольку, сравнивая результаты,
можно оценить различия в эффективности
действия одной и другой рукой. Таким образом,
показателем мануальной асимметрии здесь
служит время выполнения теста: доминирующая
рука работает быстрее. Используя главным
образом этот тест, она провела многочисленные
исследования мануальной асимметрии у
детей и подростков с нарушениями речевого
развития (в частности, с дизлексией) и
у здоровых в связи с успешностью выполнения
разных тестов на умственное развитие.
Это исследования позволили М. Аннет сделать
некоторые весьма существенные дополнения
к ее теории.
По модели И. Макмануса генетическая передача происходит с учетом того.ю что , культурные влияния смещают генетическую диспозицию в том или ином направлении, рукость индивида определяется:
1)его генотипом;
2) фенотипом рукости его родителей.
Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области (planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область получает возможность преимущественного участия в процессах фонологической обработки, а правая заднетеменная - в процессах зрительно-пространственного анализа.
В соответствии
с такими представлениями гомо- и
гетерозиготные состояния гена правого
сдвига могут привести к существенным
изменениям в особенностях функционирования
каждого полушария, причем наибольшими
преимуществами в когнитивной сфере
будут обладать гетерозиготы по этому
гену. Гомозиготы по доминантному гену
(rs+) будут испытывать особенно сильный
эффект сдвига следствием которого на
поведенческом уровне явится слабость
левой пуки, вероятно, объединяемая с некоторым
ущемлением функций правого полушария
(например, пространственных способностей).
Присутствие гена rs+, с точки зрения Аннет,
вообще отрицательно сказывается на пространственных
способностях. Гомозиготы по рецессивному
гену (rs-), напротив, образуют группу риска
в отношении развития речевых навыков,
в частности фонологических. Экспериментальные
доказательства преимущества гетерозигот
были установлены при изучении некоторых
академических достижений.
Заключение
Дискуссии о роли воспитания и природных факторов в формировании характера и способностей человека идут уже давно. Дискуссии между сторонниками двух противоположных подходов были особенно острыми в XX в. до конца 1970-х гг., после чего они постепенно идут на спад в связи с серьёзным прогрессом психогенетики и отпадением в связи с этим многих из дискуссионных предположений.
Результаты
психогенетических исследований, проведенных
разными методами говорят о существовании
первичной, «исходной», индивидуальности,
задаваемой нашей наследственностью.
Уникальность генотипа каждого человека,
высокая индивидуализированность многих
психологически значимых средовых факторов,
ковариация и взаимодействие одного и
другого - вот те силы, которые формируют
бесконечное разнообразие людей. Необходимо
помнить, что психогенетические данные
говорят о причинах именно различий между
людьми, т.е. о происхождении популяционной
изменчивости, и ее выводы не могут быть
перенесены на оценки индивидуально-психологических
особенностей конкретного человека.
Введение
Заключение
Список литературы
Список литературы
Информация о работе Роль наследственности и среды в формирование ассиметрии