Роль наследственности и среды в формирование ассиметрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Признание или отрицание, самой возможности наследственных влияний на изменчивость психологических признаков в значительной мере определяет конкретно-научную методологию. Например, представители классического бихевиоризма считали, что наследственность детерминирует только очень малое число реакций, а именно - некоторые инстинкты, физиологические и элементарные эмоциональные реакции; внешнее же поведение человека они рассматривали как приобретенное, воспитанное в соответствии со схемой «стимул-реакция».

Работа содержит 1 файл

Психогенетика.docx

— 29.64 Кб (Скачать)
 
 

     Известный английский психолог М. Аннет на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и наличии пары его рецессивных аллелей (rs-) человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, от условий внутриутробного развития). 

     В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правостороннего сдвига»  и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость (правшество или левшество), но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно, то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости.

     М. Аннет  разработала своеобразный тест, позволяющий  оценить степень использования  руки, - тест перекладывания колышек. В  этом тесте испытуемый должен перекладывать  колышки из одной ячейки в другую, причем ячейки расположены на двух паралельных панелях. Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить различия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким образом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выполнения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя главным образом этот тест, она провела многочисленные исследования мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями речевого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Это исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма существенные дополнения к ее теории. 

По модели И. Макмануса генетическая передача происходит с учетом того.ю что , культурные влияния смещают генетическую диспозицию в том или ином направлении, рукость индивида определяется:

1)его генотипом; 

2) фенотипом рукости его родителей.

     Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области (planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область получает возможность преимущественного участия в процессах фонологической обработки, а правая заднетеменная - в процессах зрительно-пространственного анализа.

     В соответствии с такими представлениями гомо- и  гетерозиготные состояния гена правого  сдвига могут привести к существенным изменениям в особенностях функционирования каждого полушария, причем наибольшими  преимуществами в когнитивной сфере  будут обладать гетерозиготы по этому гену. Гомозиготы по доминантному гену (rs+) будут испытывать особенно сильный эффект сдвига следствием которого на поведенческом уровне явится слабость левой пуки, вероятно, объединяемая с некоторым ущемлением функций правого полушария (например, пространственных способностей). Присутствие гена rs+, с точки зрения Аннет, вообще отрицательно сказывается на пространственных способностях. Гомозиготы по рецессивному гену (rs-), напротив, образуют группу риска в отношении развития речевых навыков, в частности фонологических. Экспериментальные доказательства преимущества гетерозигот были установлены при изучении некоторых академических достижений. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Дискуссии о роли воспитания и природных факторов в формировании характера и способностей человека идут уже давно. Дискуссии между сторонниками двух противоположных подходов были особенно острыми в XX в. до конца 1970-х гг., после чего они постепенно идут на спад в связи с серьёзным прогрессом психогенетики и отпадением в связи с этим многих из дискуссионных предположений.

     Результаты  психогенетических исследований, проведенных разными методами  говорят о существовании первичной, «исходной», индивидуальности, задаваемой нашей наследственностью. Уникальность генотипа каждого человека, высокая индивидуализированность многих психологически значимых средовых факторов, ковариация и взаимодействие одного и другого - вот те силы, которые формируют бесконечное разнообразие людей. Необходимо помнить, что психогенетические данные говорят о причинах именно различий между людьми, т.е. о происхождении популяционной изменчивости, и ее выводы не могут быть перенесены на оценки индивидуально-психологических особенностей конкретного человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

  1. Развитие функциональной асимметрии  в онтогенезе.
  2. Индивидуально-типологические различия в функциональной асимметрии.
  3. Роль наследственности и среды в формирование асимметрии.

    Заключение

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы

  1. Психогенетика, Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. -Спб, Питер,2008
  2. Психогенетика, Учебник Автор: Равич-Щербо И. В. и др. Издательство: Аспект Пресс Год издания: 2000
  3. bugabooks.com/book/206-psixogenetika.html
  4. Учебник по психогенетике Юнита 1. Теоретические основы психогенетики;

Информация о работе Роль наследственности и среды в формирование ассиметрии