Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:22, реферат
Реформы в здравоохранении и сестринском деле, изменение взглядов на качество и объем оказываемой медицинской помощи актуализировали вопрос о рациональной и эффективной организации труда руководителей сестринского персонала - главных и старших медицинских сестер.
Эффективно управлять людьми можно, только если научился управлять собой, своим временем, своими ресурсами и потенциалом.
Реформы в
здравоохранении и сестринском
деле, изменение взглядов на качество
и объем оказываемой медицинской помощи
актуализировали вопрос о рациональной
и эффективной организации труда руководителей
сестринского персонала - главных и старших
медицинских сестер.
Эффективно управлять
людьми можно, только если научился управлять
собой, своим временем, своими ресурсами
и потенциалом. Основные потери рабочего
времени происходят из-за неорганизованности,
отсутствия самодисциплины, неумения
отделить главное от второстепенного,
делегировать часть своих полномочий
подчиненным, неспособности поддерживать
свою работоспособность, а также
незнания техники личной работы.
Чтобы добиться высокой
производительности труда в медицинском
учреждении, на каждом рабочем месте
прежде всего необходимо выявить
и устранить факторы, приводящие
к непроизводительным потерям времени,
вскрыть и реализовать
Для обеспечения
эффективного управления в современных
условиях медсестра-менеджер должна уметь
рационально организовать свой труд,
пользоваться автоматизированными
информационно-аналитическими системами,
обладать глубокими психологическими
знаниями, владеть современными теориями
лидерства, менеджмента и самоменеджмента.
От того, насколько грамотными и
профессиональными будут ее действия,
зависит организация
Потребность в ресурсосберегающих
технологиях и механизме
Актуальность проблемы
обусловила выбор темы исследования,
которое проводилось в Пермском
краевом госпитале для
Целью исследования
стало изучение и оценка персонального
менеджмента руководителей
В процессе исследования
был проведен анонимный опрос
на основе специально разработанной
анкеты. Вопросы сгруппированы по
блокам:
1. Личные и профессиональные
сведения.
2. Самоменеджмент
и его роль в практической
деятельности.
3. Организация рабочего
места.
4. Делопроизводство.
5. Планирование.
6. Расстановка приоритетов.
7. Управление временем.
8. Делегирование
полномочий.
В анкетировании
приняли участие все медсестры-
Результаты социологического
опроса медсестер-руководителей
ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ
В структуре опрошенных
медсестер-руководителей были выделены
следующие возрастные группы: от 31 до
40 лет - 31,25%; от 41 до 50 лет -37,5% , от 51 до 60
лет - 25%, от 20 до 30 лет - 6,25%. 2/3 респондентов
составляют медсестры в возрасте
от 31 до 50 лет. Для этого возраста
характерны интерес к обучению и
профессиональному росту, готовность
к переменам, мотивированность к
труду. Они накопили достаточный
профессиональный опыт, в т. ч. работы
с людьми, досконально знают работу
учреждения, имеют возрастной и физический
потенциал.
Распределение медсестер-руководителей
по уровню образования показало, что
каждая четвертая имеет высшее сестринское
образование, каждая третья - повышенный
уровень образования, 37,5% медсестер-организаторов
получили только базовое образование.
Из опроса следует,
что медсестры-менеджеры
Подавляющему большинству
респондентов (93,75%) присвоена высшая
квалификационная категория, что свидетельствует
о высоком уровне знаний, навыков,
умений в области организации
сестринской деятельности. Это подтверждается
дипломами, свидетельствами о повышении
квалификации, сертификатами по специальности
"организация сестринского дела".
Таким образом, по личным
и профессиональным качествам руководители
сестринским персоналом госпиталя
в целом соответствуют
САМОМЕНЕДЖМЕНТ И
ЕГО РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях
руководитель должен уметь управлять
своим временем, освоить приемы самоменеджмента.
Это позволит ему более эффективно
организовывать личный труд и труд
своих подчиненных, кратчайшим путем
достигать профессиональных и жизненных
целей, постоянно повышать квалификационный
уровень, избегать стрессовых ситуаций,
сохранять высокую
Самоменеджмент, по
определению медсестер-
На вопрос "Для
чего необходим самоменеджмент медсестре-организатору?"
респонденты дали несколько вариантов
ответов: для самосовершенствования
(20%), правильной организации рабочего
процесса (16%), повышения эффективности
и качества труда (16%), достижения поставленных
целей (12%), оптимизации личной работы
(12%), эффективного управления персоналом
(8%), эффективного использования рабочего
времени (8%), рационального планирования
(4%), исполнения должностных обязанностей
(4%).
Основная масса
опрошенных (71,4%) справедливо считают,
что управление собой - это навык,
развиваемый в процессе практической
деятельности, 19% полагают, что это
качество личности, сформированное во
время учебы, и 9,6% думают, что это
талант, данный немногим.
Одним из важнейших
для исследования вопросов является
оценка значимости различных функций
персонального менеджмента. Безусловное
первенство занимает самоорганизация
(27,3% предпочтений), далее следуют
самоконтроль (21,8%), самопланирование (20%),
самооценка (12,7%), самомотивация (10,9%), самосовершенствование
(7,3%).
По мнению медсестер-руководителей,
знания и навыки самоуправления они
должны получать в процессе самообразования
(28,1%), на рабочем месте (21,9%), в среднем
учебном заведении (18,8%), в школе (15,6%),
в семье (9,4%). Необходимость изучения
персонального менеджмента в
высшем учебном заведении отметили
только 6,2%.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО
МЕСТА
Для успешного выполнения
должностных обязанностей медсестре-руководителю
необходимо рационально организованное
рабочее место, что предполагает
правильную его планировку, оснащение
необходимой мебелью и
Под организацией рабочего
места медсестры-организаторы понимают
наличие всего необходимого для
выполнения должностных обязанностей
(22,8%); оснащение современным
Все респонденты
считают, что для рациональной организации
работы руководителю сестринским персоналом
необходимо удобное рабочее место.
Как показал опрос, у всех медсестер-менеджеров
есть отдельный кабинет. Техническое
оснащение своего кабинета оценили
как удовлетворительное 56,25% респондентов,
приемлемое - 18,75%, недостаточное (из-за
отсутствия современной оргтехники)
- 25% опрошенных. Организационной и
вычислительной техникой умеют пользоваться
14 из 16 медсестер (87,5%).
Температурой воздуха
в своем кабинете удовлетворены
43,75% респондентов, не удовлетворены - 56,25%
(причина - отсутствие кондиционера).
Кроме того, некоторые
медсестры отметили, что им мешает
шум (посторонние звуки) на рабочем
месте (гул ламп дневного света - 1 чел.,
разговоры пациентов с
У 10 из 16 опрошенных
(62,5%) в подразделении есть комната
отдыха для среднего персонала, в
других подразделениях для этих целей
свободного помещения не нашлось.
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
В рамках исследования
была изучена организация работы
с документами.
Отрадно, что на вопрос
"Часто ли вам приходится тратить
время на поиски нужного документа
среди бумаг на рабочем столе?"
лишь 3 человека (18,75%) ответили утвердительно
(навести должный порядок на рабочем
месте им мешает нехватка времени
и отсутствие нужного количества
папок).
Из-за большого потока
документов, требующих срочного исполнения,
несортированные дела лежат на рабочем
столе у 43,75% опрошенных. У каждой
второй медсестры растут кипы бумаг
на столе (причина - большая загруженность
в течение дня, дефицит времени
и увеличение объема работы).
Большинство респондентов
(12 чел., 75%) наводят порядок на рабочем
столе ежедневно; 2 человека - раз
в неделю, 1 человек - 2 раза в день
и 1 человек - когда уже невозможно
работать.
У всех медсестер-организаторов
есть свой принцип расположения документов
на письменном столе: по папкам раскладывают
документы 31,25% респондентов, по степени
важности - 12,5%; по блокам - 37,5%; по частоте
использования - 6,25%; по категориям - 6,25%;
по классификации - 6,25%.
Каждая вторая (56,25%)
медсестра-руководитель считает, что
из-за частого обновления документов
нет необходимости составлять их
систематизированный перечень.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Безусловной предпосылкой
планирования является определение
цели.
У каждого менеджера
должна быть основная, важнейшая цель,
достижение которой обеспечивает множество
небольших промежуточных целей
низшего уровня. Нужно устанавливать
ясные согласованные между
Подавляющее большинство
опрошенных (93,75%) желают достичь определенных
целей в жизни, только одна из опрошенных
медсестер отметила, что уже добилась
всего, чего хотела.
Все медсестры-организаторы
госпиталя считают, что для эффективного
использования личного и
Практически все
опрошенные (13 чел., 81,25%) считают, что
планировать рабочий процесс
необходимо так, чтобы обеспечить максимальную
продуктивность работы и избежать пустой
траты времени. С этой целью они
записывают все запланированные
на день дела в ежедневник (53,6%), записную
книжку, блокнот или планировщик
задач в телефоне (39,3%); используют
в работе график-таблицу распорядка
дня (7,1%).
Большинство медсестер-руководителей
(87,5%) полагают, что грамотное планирование
рабочего времени экономит силы и
увеличивает производительность труда
(12,5% респондентов не придерживаются такого
мнения).
Все медсестры-организаторы
составляют письменные планы: на год -
40%, на день - 30%, на месяц - 25%, на квартал
- 5% опрошенных. В то же время 3 из 16 респондентов
(18,75%) отметили, что из-за внеплановой
текущей работы времени на планирование
иногда не хватает.
Устанавливают твердые
сроки на выполнение определенных задач
68,75% участников опроса, 62,5% респондентов
укладываются в установленное время,
а 37,5% медсестер не всегда это удается,
так как в течение дня
Информация о работе Реформы в здравоохранении и сестринском деле