Профилактика переутомления у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при перегрузке школьными занятиями у детей и подростков отмечается умственное утомление. Постоянное и значительных размеров умственное утомление влечет за собой различные соматические и психические реакции, которые при определенных неблагоприятных условиях могут замкнуть “порочный круг” и серьезно нарушить здоровье до этого нормального ребенка. Дело в том, что рост ребенка и бурная перестройка нейро-гуморальной регуляции делают его особенно чувствительным ко всякому нарушению правильных условий жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦНС У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ 4
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10
ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа содержит 1 файл

профилактика переутомления - копия.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

       Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т.е. проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

       Не  рекомендуется сочетание двух или  трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Школа, к сожалению, часто не может выполнить этих условий, так как не имеет достаточного количества учителей, которые бы обеспечили выполнение такого расписания.

       Динамика  недельной работоспособности, несомненно, должка учитываться при составлении  расписания занятий. Известно, что в  понедельник работоспособность  учащихся не самая высокая, т.к. имеет  место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели. В настоящее время многие школы перешли на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота). Более продолжительный отдых в течение двух дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой, поездок с семьей за город и др. Однако гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки.

       Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить из тех же положений, что  и школьная работа, составляя с  ней единое целое. Так, приготовление  домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м — 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3 ч в 9-11 классах. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв, предназначенный для домашнего отдыха. Для детей младшего школьного возраста период непрерывной работы должен составлять 30 мин. При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту и т.д. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении.[6]

       Также на развитие переутомления влияет мотивация  и эмоциональное состояние ребенка, определяющее его заинтересованность в усвоении того или иного учебного материала.

 

        Заключение

       Таким образом, переутомление весьма опасно для растущего организма. И чрезвычайно важно так дозировать работу детей и подростков, чтобы утомление не переходило в хроническое состояние - переутомление.

       Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств  и нарушений регуляторных процессов  в организме детям необходим  более длительный отдых, а в некоторых  случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Если учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья детей и подростков.

 

Литература

  1. Психо-физиологические исследования в гигиене детей и подростков. Сборник трудов. Под ред. проф. С.М. Громбаха, д.м.н. Д.Н. Крылова. Москва, 1981 (стр. 73-76, 112-115)
  2. Н.И. Аверьянова, Н.В. Никитина, И.В. Черкеева и др. “Утомляемость и работоспособность детей, посещающих ДДУ”. Здоровье и образование. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России», 2004 (стр. 5-6)
  3. К.Ф. Канарейкин “Утомление и переутомление”. Клиническая медицина. Т.23, 3. 1995 (стр. 22-24)
  4. Ю.М.Пратусевич «Умственное утомление школьника» - «Медицина», Москва,1964 (стр. 15-17)
  5. Гигиенические проблемы обучения в современной школе. Сборник научных трудов. Под ред. Г.Н. Сердюковской и С.М. Громбаха. Москва, 1982 (стр. 73-93)
  6. И.И.Никберг “Здоровье и здоровый образ жизни” Сидней, 2007 (стр. 131-133)
  7. Г.И. Куценко, И.А. Жашкова “Основы гигиены при обучении учащихся в средних профтехучилищах.- М.: Высш.школа, 1979 (стр. 4-9)

Информация о работе Профилактика переутомления у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС