Профилактика переутомления у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при перегрузке школьными занятиями у детей и подростков отмечается умственное утомление. Постоянное и значительных размеров умственное утомление влечет за собой различные соматические и психические реакции, которые при определенных неблагоприятных условиях могут замкнуть “порочный круг” и серьезно нарушить здоровье до этого нормального ребенка. Дело в том, что рост ребенка и бурная перестройка нейро-гуморальной регуляции делают его особенно чувствительным ко всякому нарушению правильных условий жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦНС У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ 4
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10
ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа содержит 1 файл

профилактика переутомления - копия.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

       Согласно  полученным данным оценку 5 баллов получили 68, 8% детей в возрасте 7 лет и 50% шестилеток, оценки 3 балла в этой возрастной группе не было. Устойчивость внимания в целом выше у девочек.

       У пятилеток результаты несколько ниже: отличные оценки получили 29%детей, хорошие – 43%, 29% детей получили удовлетворительные оценки, в первую очередь, из-за низкой сосредоточенности, частой неустойчивости внимания, отвлечения от начатого дела, что, естественно, связано с физиологической незрелостью морфологических структур мозга. Таким образом, выявили некоторую напряженность механизмов адаптации у детей, занимающихся в группах по программе Марии Мантессори. Однако, является учебная нагрузка в ДДУ причиной этого или же причина кроется в темпе современной жизини, отклонениях в здоровье, отношениях в семье и межличностных отношениях детей в группе, в настоящее время неясно. Формирование разновозрастных групп воспитывает у старших детей организованность, ответственность и самостоятельность, но в то же время младшие дети не всегда справляются с нагрузками. Полученные результаты говорят о необходимости щадящего подхода к нагрузкам, в первую очередь, у детей 5 лет и младше.[2]

       Утомление – это физиологическая реакция  организма на физическую и умственную деятельность, в результате которой наступает временное понижение трудоспособности. Утомление может распространяться на весь организм в целом (общее утомление) или только на один какой-нибудь орган (местное утомление). Степень утомления зависит от интенсивности и длительности выполняемой работы, а также от исходного состояния организма и условий окружающей среды. Для восстановления работоспособности необходим отдых и сон. Уникальным исключением из этого правила служат «неутомимые» нервные волокна сердца.

       Трудами нашего выдающегося физиолога И. П. Павлова и его школы установлено, что утомление представляет собой  процесс разлитого торможения, предотвращающий  истощение клеток головного мозга, которые отличаются высокой реактивностью, а, следовательно, и стремительной функциональной разрушаемостью.

       Различают три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. Установлено, что  физическое утомление в первую очередь  распространяется на органы и системы, непосредственно включенные в трудовой процесс. Умственное утомление наблюдается при чрезмерной творческой деятельности. Что касается эмоционального утомления, то оно, как правило, наступает в условиях срочной работы, выполняемой в спешке, и в состоянии озабоченности тем, чтобы закончить задание в срок.

       Приведенные виды утомления чаще реализуются  в определенном сочетании между  собой.[3]

       Важнейший признак утомления состоит в  прогрессивном понижении успешности работы: ребенок жалуется, что он несколько раз читает написанное и тут же забывает, о чем идет речь.

       Простое уменьшение работоспособности еще  не может считаться результатом  утомления. Оно может быть вызвано  плохим самочувствием, физическим недомоганием, плохим настроением, отвлечением внимания ребенка каким-то другим посторонним  делом или страхом и беспокойством по какой-либо причине.

       При утомлении успешность умственной работы уменьшается постоянно и в  большей степени. Изменение работоспособности  идет по трем путям. Уменьшается количество работы. Обычно уменьшение количества сопряжено с ухудшением ее качества. Однако раньше всего страдает координация различных деятельностей (операций) в процессе работы.

       У ребенка отмечается ослабление внимания, он становится рассеянным, не способным  к работе творческого характера. В простой автоматической работе у него также проявляются отчетливые нарушения правильности ее выполнения.

       При нарастании умственного утомления  ребенка производимая им работа становится все менее равномерной и результативной. Появляется неуверенность в восприятии внешних впечатлений. Он их смешивает с прибавлениями от себя. Не совершенно и не точно запоминает заучиваемое.

       Характер  ошибок хорошо выявляется корректурным методом. 

       Особенно  важно подчеркнуть связь между  умственным и физическим утомлением. Сильное умственное утомление понижает эффективность физической работы и наоборот. При умственном утомлении движения становятся более грубыми, вялыми, неуверенными, иногда появляется тремор, особенно в позе Ромберга, затрудняющий физическую работу, в целом ухудшается двигательная координация.

       Если  ребенок при развитии утомления  после дня занятий не может  отдыхать, а ему дают какую-либо срочную  работу, то чувство усталости все  время нарастает, появляется чувство  слабости и изможденности. Постепенно усиливается потребность в отдыхе и сне. Обычно если ребенку что-нибудь мешает удовлетворить свою потребность в отдыхе, то усиливается и нарастает раздражительность.

       Часто чувство усталости появляется при  скучной работе. При этом умственная работоспособность, измеренная при  помощи арифметических и корректурных проб, обычно не понижается. Поэтому при скуке следует не отдыхать, а менять работу. Если дети чем-то сильно возбуждены, то эмоции на время прогоняют у них усталость и сон. Однако истинное утомление при этом, по-видимому, не устраняется и потом работоспособность начинает резко падать.

       К физическим признакам умственного  утомления можно отнести: бледность  кожных покровов и слизистых, расслабленность, иногда сгорбленность позы, вялость, неуверенность движений, иногда тремор.

       Психическими  симптомами умственного утомления у детей являются: нарушение внимания, способности концентрироваться, ослабление памяти, нарушение логических построений, фантазии, способности к абстракции, комбинаторики и суждений. Большая часть описанных симптомов наступает только при сильном утомлении. Последнее обыденно называют переутомлением, которое является результатом суммации у ребенка утомления изо дня в день.

       Переутомление возникает при несоответствии учебных  нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка.

       Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школьника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.

       Выраженными признаками переутомления являются: 1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; 2) нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции); 3) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.); 4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

       При переутомлении, помимо признаков разлитого (охранительного) торможения, выявлено нарушение корковых механизмов, регулирующих функциональные системы кровообращения, дыхания и пищеварения, в результате чего появляются общая слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, сонливость или бессонница, апатия, неприятные ощущения со стороны отдельных органов и главное отсутствие желания работать. При выраженном и длительном переутомлении ухудшается координация движений (неточность произвольных движений), усложняется распределение и переключение внимания, появляются выпадения памяти, затрудняется запоминание.

       При отсутствии в этот период утомления  психогигиенических мероприятий и  необходимого отдыха наступает болезненное  состоянии в виде истощения нервной  системы, которое в комплексе  невротических состояний обычно диагностируется как неврастения.

       Словом, когда речь идет о переутомлении  человека, это патофизиологически означает прогрессирующую кумуляцию утомления, накапливающегося постепенно, изо дня в день. Оно обычно наступает, если организм человека после напряженной работы лишен надлежащего отдыха.

       Установлено, что при переутомлении наряду с истощением энергетических ресурсов клеток коры мозга отмечаются  и значительные функциональные сдвиги во внутренней среде организма, в частности выявлены отклонения от нормы ряда биохимических показателей: понижение содержания сахара в крови, накопление в крови продуктов распада клеток. При тяжелом течении переутомления с выраженными эмоциональными расстройствами увеличивается содержание адреналина в крови.[4]

 

        Профилактика переутомления у  детей и подростков

       В качестве профилактики переутомления  требуются, прежде всего, обязательное соблюдение режима дня, сна и бодрствования, рациональная организация учебного процесса, а также постоянные тренировки и закаливание с помощью физкультуры и спорта. Выполнение этих оздоровительных правил способствует развитию выносливости человека к разнообразным раздражителям природной и социальной среды. Один из показателей тренированности организма человека – более позднее появление признаков утомления, несмотря на возрастающую нагрузку.[4]

       Соблюдение  режима дня школьника

       Всем  физиологическим процессам в организме свойствен определенный ритм, нарушение которого мешает правильной жизнедеятельности организма. В связи с этим надо строго придерживаться научно обоснованного режима дня, отражающего суточный ритм жизни человека.

       Установление  для школьника определенного режима, т. е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня, правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровье и нормальное развитие ребенка.

       Режим для школьника важен потому, что  он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.

       Ежедневное  выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для  успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

       Из  каких элементов должен складываться режим дня школьника?

       Утренняя  гигиеническая гимнастика. Начинать день следует с утренней гигиенической гимнастики. Она помогает ребенку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Удачно составленные комплексы упражнений хорошо сочетаются с эмоциональным бодрым музыкальным сопровождением, полезными гигиеническими советами. Зарядку следует делать в спортивной форме (трусы, майка и тапочки) при открытой форточке или на воздухе (во дворе) и заканчивать ее водной процедурой. Приучать детей к утренней гигиенической гимнастике надо с 4 лет. К 6—7 годам это войдет в привычку, и ребенок будет выполнять упражнения самостоятельно.

       Физкультминута  дома. Физкультминута — форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашних заданий. «Сигналом» к ней  служит ослабление внимания у ребенка. Обычно это происходит через 30—35 мин умственной работы. Физкультминуту лучше проводить в перерыве между выполнением домашних заданий. Физкультминута способствует лучшему кровообращению, особенно в мышечных тканях, активизирует работу сердца и легких, что в свою очередь помогает насыщению крови кислородом, так необходимым головному мозгу, ускоряет и повышает выделение продуктов обмена из организма.

       Если  ребенок долго писал, то ему необходимо провести упражнения для сгибания и  выпрямления рук, сжимания и разведения пальцев рук, потряхивание кистями. При долгом сидении нарушается кровообращение, происходит застой крови в нижних конечностях, поэтому необходимо включить упражнения для ног: приседание, махи ногами, подскоки и др.

       Перед выполнением упражнений надо проветрить комнату, ослабить пояс, расстегнуть воротник. Во время физкультминуты ребенок, стоя у стола и в середине комнаты, выполняет 3—4 упражнения, повторяя их по 4—8 раз.

Информация о работе Профилактика переутомления у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС