Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:56, реферат
Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
Поведение врача и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного", - писал Гиппократ. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. "Где любовь к людям - писал Гиппократ, - там и любовь к своему искусству"
Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древней медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение».
PRIMUMNONNOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.
Моральная ответственность
медицинского работника подразумевает
соблюдение им всех принципов медицинской
этики. Неправильная диагностика, лечение,
поведение врача, представителей среднего
и младшего медицинского персонала
могут привести к физическим и
нравственным страданиям пациентов. Недопустимы
такие действия медицинского работника,
как разглашение врачебной
Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюдение определённых правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, разъяснять необходимость соблюдения режима, регулярного приёма лекарств, убеждать в возможности выздоровления или улучшения состояния. Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз. И в настоящее время остаётся значимым высказывание великого врача древности, отца медицины Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает». В некоторых странах больного всё же информируют о серьёзности заболевания, в том числе и о возможном летальном исходе (лат. letalis - смертельный), исходя из социально-экономических соображений. Так, в США пациент даже вправе возбудить судебное дело против врача, скрывшего от него диагноз раковой опухоли.
Ятрогенные заболевания
Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gепеs– порождаемый, возникающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.
Однако ещё более 300 лет назад «английский Гиппократ» Томас Сиденхем (1624–1689) подчёркивал опасность для пациента не только действий медицинского работника, травмирующих психику больного, но и других возможных факторов – нежелательных последствий медицинских манипуляций. Поэтому в настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:
• ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;
• манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;
• комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;
• так
называемые немые ятрогении –
следствие бездействия
Врачебная тайна
К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость сохранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др.
В этих случаях медработники
обязаны немедленно информировать
соответствующие организации о
полученных сведениях. С целью проведения
санитарно-эпидемиологических мероприятий
в очаге при выявлении
Ошибки и медицинские правонарушения
Соблюдение медицинским работником морально-этических норм предусматривает не только выполнение своих обязанностей, но и несение ответственности за уклонение или непрофессиональное выполнение своих обязанностей.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) регламентируют юридическую ответственность медицинского работника за причинение вреда здоровью граждан.
• Ст. 66 – «Основания возмещения вреда, причинённого здоровью граждан».
• Ст. 67 – «Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий».
• Ст. 68 – «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья».
• Ст. 69 – «Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья».
Православие и медицинская этика
Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т.е. глубинной включенности нравственности в единое и целостное "устроение мира".
Именно поэтому в православной нравственной моральные ценности и первая из них - любовь к Богу и ближнему - не только желательная норма поведения. Это - принцип бытия, закон "устроения мира", без соблюдения которого распадается "связь времен" и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему.
В связи с этим, врачевание по сути дела - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с "деланием добра", с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни. Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. "Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть" (Иоанн Златоуст).
Профессия доктора требует
высокой внутренней этической культуры.
Мы порой допускаем
Медицинский работник, если он спокоен и уверен однако не высокомерный, если решительность и быстрота заключения и действий сочетаются в нем с чудовищности, сострадание и одновременно деликатностью сострадание значит, уравновешенный характер доктора - то 1 из гармоничных внешних стимулов, которые способствуют выздоровлению больного. Однако это не во всех случаях стала константа. Особенность доктора корректируется, улучшается при условии учета взглядов на свое поведение - как больных так и коллег. Такая информация бывает именно или вербальной, однако постоянно важна.
Врачебное искусство формируется не немедленно, постепенно вырабатывается умение верно говорить о патологии, излагать факты так, чтоб они способствовали не ухудшение, а улучшению состояния пациента.
Умение говорить с больными соответствии вести у постели страждущего человека нечасто бывает врожденной чертой. Такое умение требуется развивать в себе, производить в ходе ежедневной деятельности. В этом заключается самосовершенствования доктора.
Доктор, как старший коллега обязан учить этому искусству младший и средний медицинский персонал. При таком подходе к работе в лечебно-профилактическом учреждении будет сведен к минимуму вредное действие на пациента человека неосторожно сказанных слов или других действий медицинских работников.
К несчастью в клинической практике встречаются некоторые случаи неприятного пренебрежение данным профессиональному принципу с позиции как врачей, так и среднего медицинского персонала. Чаще коллегиальность нарушают отдельные молодые врачи - карьеристы которые в погоне за "авторитетом" или выгодой поступаются принципами добропорядочности по сослуживцев.
Не может оказаться никакого оправдания подобным лекарственным высказываниям, к примеру: "Вам составили ложный диагноз", "считайте за счастье, что попали на лечение в меня" и иные.
Сознательное или даже легкомысленное случайное осквернение профессионализма коллеги вредит на самом деле, и пациенту: Ведь ли посетитель подобного доктора и далее веровать в медицину? Наверняка, нет. Так, искусственные методы саморекламы и утверждения собственного "авторитета" пагубные как минимум посему, что строятся на аморальной основе.
Сохранение медицинской
тайны: - 1 из главных, фундаментальных
морально-этических принципов
Информация получена врачом, делится на несколько видов: безразлична для пациента и общества, однако нужна для доктора в ходе его общения с больным; не безразлична для пациента, однако индифферентна для общества; одинаково интересна и для общества из-за того, что кое-какие патологические состояния требуют дополнительных мероприятий по охране здоровья и жизни окружающих.
Нравственным ориентиром в поведении доктора в сложных случаях, возникающих в ходе медицинской работы, является утверждение приоритета ценности человеческой жизни, ценности здоровья.
Изучение проблем
Врачебная мораль - это система норм и требований к поведению и морального облика врача и всего медицинского персонала, а также нравственные чувства, которые реализуются в непосредственной деятельности; в процессе труда. Мораль регулирует отношение врача к больному, к здоровому человеку, коллегам врача, к обществу и государству.