Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:03, реферат
В зависимости от показаний дети, которые отстают в развитии, обследуются чаще. Кроме того, рекомендуется делать обследование перед поездкой в отпуск и после возвращения, для того чтобы выявить насколько полезным был отпуск. Данные полученные от исследования, записываются в индивидуальной медицинской карте ребенка.
Введение
1.Понятие невроза
2.Отношение родителей к болезни
3.Виды неврозов
4.Причины неврозов у детей
5. Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?
6.Педагог и ребёнок
7. Профилактика и лечения невроза у детей
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
План
Введение
1.Понятие невроза
2.Отношение родителей к болезни
3.Виды неврозов
4.Причины неврозов у детей
5. Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?
6.Педагог и ребёнок
7. Профилактика и лечения невроза у детей
Заключение
Введение
Данная
тема по своей актуальности
заслуживает внимания
не только специалистов
в области детской
невропатологии, но
и, прежде всего, родителей,
воспитателей детских
садов, учителей. С каждым
годом возрастает количество
детей, которым поставлен
диагноз какого-либо
нервного заболевания
Понятие
Невроза
Воспитание
ребенка без учета
его индивидуальных
особенностей, насильственное
навязывание ему такого
поведения, которое
не соответствует его
потребностям, игнорирование
его как личности, частые
психотравмирующие
ситуации приводят к
стойким проявлениям
нервности, которые
уже выходят за рамки
форм неадекватного
поведения, закрепляются
как патологическое
состояние — неврозы.
Отношение
родителей к болезни
Опасность этого
заболевания кроется не в его тяжести,
а в отношении к нему.
Большинство родителей
просто не обращают
внимание на первые
признаки неврозов или
нервных расстройств
у своих детей, вторая
часть если и обращает
внимание, то относится
достаточно поверхностно (само
пройдет), и лишь незначительная
часть предпринимает
реальные действия для
исправления положения.
Виды неврозов
1. Невроз страха.
Характерно приступообразное
возникновение страхов,
особенно при засыпании.
Приступы страха продолжаются 10-30
мин., сопровождаются
выраженной тревогой,
нередко аффективными
галлюцинациями и иллюзиями,
вазовегетативными
нарушениями. Содержание
страхов зависит от
возраста. У детей предшкольного
и дошкольного возраста
преобладают страхи
темноты, одиночества,
животных, которые напугали
ребенка, персонажей
из сказок, кинофильмов
или придуманных родителями
с «воспитательной»
целью («черный дядька»
и др.)
У детей младшего школьного
возраста, особенно
у первоклассников,
иногда наблюдается
вариант невроза страха,
называемый «школьным
неврозом», возникает
сверхценный страх школы
с ее непривычными для
него дисциплиной, режимом,
строгими учителями
и т.п.; сопровождается
отказом от посещения,
уходами из школы и из
дома, нарушениями навыков
опрятности (дневной
энурез и энкопрез),
сниженным фоном настроения.
К возникновению «школьного
невроза» склонны дети,
которые до школы воспитывались
в домашних условиях.
2. Невроз навязчивых
состояний.
Отличается преобладанием
разнообразных навязчивых
явлений, т.е. движений,
действий, страхов, опасений,
представлений и мыслей,
возникающих неотступно
вопреки желанию. Основными
видами навязчивостей
у детей являются навязчивые
движения и действия (обсессии)
и навязчивые страхи (фобии).
В зависимости от преобладания
тех или других условно
выделяют невроз навязчивых
действий (обессивный
невроз) и невроз навязчивых
страхов (фобический
невроз). Часто встречаются
смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у
детей дошкольного и
младшего школьного
возраста выражается
преимущественно навязчивыми
движениями – навязчивыми
тиками, а также относительно
простыми навязчивыми
действиями. Навязчивые
тики представляют собой
разнообразные непроизвольные
движения – мигания,
наморщивание кожи лба,
переносья, повороты
головы, подергивания
плечами, «шмыганье»
носом, «хмыканье», покашливания (респираторные
тики), похлопывания
кистями рук, притопывания
ногами. Тикозные навязчивые
движения связаны с
эмоциональным напряжением,
которое снимается двигательным
разрядом и усиливается
при задержке навязчивого
движения.
При фобическом неврозе
у детей более младшего
возраста преобладают
навязчивые страхи загрязнения,
острых предметов (иголок),
закрытых помещений.
Детям старшего возраста
и подросткам более
свойственны навязчивые
страхи болезни (кардиофобия,
канцерофобия и др.)
и смерти, страх подавиться
при еде, страх покраснеть
в присутствии посторонних,
страх устного ответа
в школе. Изредка у подростков
встречаются контрастные
навязчивые переживания.
К ним относятся хульные
и кощунственные мысли,
т.е. представления и
мысли, противоречащие
желаниям и нравственным
установкам подростка.
Еще более редкой формой
контрастных навязчивостей
являются навязчивые
влечения. Все эти переживания
не реализуются и сопровождаются
тревогой и страхом.
3.Депрессивный
невроз.
Типичные проявления
депрессивного невроза
наблюдаются в подростковом
и предподростковом
возрасте. На первый
план выступает подавленное
настроение, сопровождающееся
грустным выражением
лица, бедной мимикой,
тихой речью, замедленными
движениями, плаксивостью,
общим снижением активности,
стремлением к одиночеству.
В высказываниях преобладают
психотравмирующие
переживания, а также
мысли о собственной
малоценности, низком
уровне способностей.
Характерны снижение
аппетита, уменьшение
массы тела, запоры,
бессонница.
4.Истерический
невроз.
В младшем детском
возрасте часто встречаются
рудиментарные моторные
припадки: падения с
криком, плачем, разбрасыванием
конечностей, ударами
об пол и аффект-респираторные
приступы, которые возникают
в связи с обидой, недовольством
при отказе выполнить
требование ребенка,
наказании и т.д. Наиболее
редко у детей и подростков
встречаются истерические
сенсорные расстройства:
гипер- и гипестезия
кожи и слизистых, истерическая
слепота (амавроз).
5.Неврастения
(астенический невроз).
Возникновению
неврастении у детей
и подростков способствуют
соматическая ослабленность
и перегрузка различными
дополнительными занятиями.
Неврастения в выраженной
форме встречается только
у детей школьного возраста
и подростков. Основные
проявления невроза
– повышенная раздражительность,
несдержанность, гневливость
и в то же время – истощаемость
аффекта, легкий переход
к плачу, утомляемость,
плохая переносимость
любого психического
напряжения. Наблюдается
вегетососудистая дистония,
сниженный аппетит,
расстройства сна. У
детей более младшего
возраста отмечаются
двигательная расторможенность,
неусидчивость, склонность
к лишним движениям.
6.Ипохондрический
невроз. Невротические
расстройства, в структуре
которых преобладают
чрезмерная озабоченность
своим здоровьем и склонность
к необоснованным опасениям
по поводу возможности
возникновения того
или иного заболевания.
Встречается в основном
у подростков. Системные невротические
проявления.
7.Невротическое
заикание.
У мальчиков заикание
возникает значительно
чаще, чем у девочек.
Расстройство в основном
развивается в период
становления речи (2-3
года) или в возрасте 4-5
лет, когда происходит
значительное усложнение
фразовой речи и формирование
внутренней речи. Причинами
невротического заикания
могут быть острые, подострые
и хронические психические
травмы. У детей младшего
возраста наряду с испугом
частой причиной невротического
заикания является внезапная
разлука с родителями.
Вместе с тем возникновению
невротического заикания
способствует ряд условий:
информационные перегрузки,
попытки родителей форсировать
речевое и интеллектуальное
развитие ребенка и
др.
8.Невротические
тики.
Объединяют разнообразные
автоматизированные
привычные движения (мигание,
наморщивание кожи лба,
крыльев носа, облизывание
губ, подергивание головой,
плечами, различные
движения конечностями,
туловищем), а также
«покашливание», «хмыканье»,
«хрюкающие» звуки (респираторные
тики), которые возникают
в результате фиксации
того или иного защитного
движения, первоначально
целесообразно. В части
случаев тики относят
к проявлениям невроза
навязчивости. Вместе
с тем нередко, особенно
у детей дошкольного
младшего школьного
возраста, невротические
тики не сопровождаются
чувством внутренней
несвободы, напряжения,
стремлением к навязчивому
повторению движения,
т.е. не носят навязчивого
характера. Невротические
тики (включая навязчивые)
– распространенное
расстройство в детском
возрасте, они обнаруживаются
у мальчиков в 4,5% и у
девочек в 2,6% случаев.
Наиболее часты невротические
тики в возрасте от 5
до 12 лет. Наряду с острыми
и хроническими психическими
травмами в происхождении
невротических тиков
играет роль местное
раздражение (конъюнктивит,
инородное тело глаза,
воспаление слизистой
верхних дыхательных
путей и т.п.). Проявления
невротических тиков
довольно однотипны:
преобладают тикозные
движения в мышцах лица,
шеи, плечевого пояса,
респираторные тики.
Часты сочетания с невротическим
заиканием и энурезом
9.Невротические
расстройства сна.
У детей и подростков
встречаются весьма
часто, однако изучены
недостаточно. Выражаются
нарушениями засыпания,
беспокойным сном с
частыми движениями,
расстройством глубины
сна с ночными пробуждениями,
ночными страхами, яркими
устрашающими сновидениями,
а также снохождениями
и сноговорениями. Ночные
страхи, встречающиеся
в основном у детей дошкольного
младшего школьного
возраста. Невротические
снохождения и сноговорения
тесно связаны с содержанием
сновидений.
10.Невротические
расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются
различными нарушениями
пищевого поведения
в связи с первичным
снижением аппетита.
Чаще всего наблюдается
в раннем и дошкольном
возрасте. Непосредственным
поводом к возникновению
невротической анорексии
часто является попытка
матери насильно накормить
ребенка при его отказе
от еды, перекармливание,
случайное совпадение
кормления с каким-либо
неприятным впечатлением (испуг,
связанный с тем, что
ребенок случайно подавился,
резкий окрик, ссора
взрослых и т.п.). Проявления
включают отсутствие
у ребенка желания есть
любую пищу или выраженную
избирательность к еде
с отказом от многих
обычных продуктов,
очень медленный процесс
еды с долгим пережевыванием
пищи, частые срыгивания
и рвота во время еды.
Наряду с этим наблюдаются
пониженное настроение,
капризность, плаксивость
во время приема пищи.
11.Невротический
энурез.
Неосознанное упускание
мочи, преимущественно
во время ночного сна.
В этиологии энуреза,
помимо психотравмирующих
факторов, играют роль
невропатические состояния,
черты тормозимости
и тревожности в характере,
а также наследственность.
Ночное недержание мочи
учащается при обострении
психотравмирующей
ситуации, после физических
наказаний и т.п. Уже
в конце дошкольного
и начале школьного
возраста появляются
переживание недостатка,
пониженная самооценка,
тревожное ожидание
нового упускания мочи.
Это нередко ведет к
нарушениям сна. Как
правило, наблюдаются
другие невротические
расстройства: неустойчивость
настроения, раздражительность,
капризность, страхи,
плаксивость, тики.
12.Невротический
энкопрез.
Проявляется в непроизвольном
выделении незначительного
количества испражнений
при отсутствии поражений
спинного мозга, а также
аномалий и других заболеваний
нижнего отдела кишечника
или сфинктера анального
отверстия. Встречается
примерно в 10 раз реже
энуреза, в основном
у мальчиков в возрасте
от 7 до 9 лет. Причины
в основном в длительной
эмоциональной депривации,
чрезмерно строгим требованиям
к ребенку, внутрисемейному
конфликту. Патогенез
энкопреза не изучен.
Клиника характеризуется
нарушением навыка опрятности
в виде появления небольшого
количества испражнений
при отсутствии позыва
к дефекации. Часто ему
сопутствует пониженное
настроение, раздражительность,
плаксивость, невротический
энурез.
13. Патологические
привычные действия.
Наиболее распространенными
являются сосание пальцев,
кусание ногтей (онихофагия),
генитальные манипуляции (раздражение
половых органов. Реже
встречаются болезненное
стремление выдергивать
или выщипывать волосы
на волосистой части
головы и бровях (трихотилломания)
и ритмическое раскачивание
головой и туловищем (яктация)
перед засыпанием у
детей первых 2 лет жизни.
Основной причиной всех видов неврозов у детей является психическая травма, но не всегда все так прямо, и не всегда есть возможно связать возникший невроз с той или иной жизненной ситуацией. Для возникновения невроза у ребенка имеют значение следующие факторы.