Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:28, реферат
Болезни пародонта в настоящее время представляют собой одну из наиболее важных и сложных проблем в стоматологии.
Современный уровень научных знаний позволяет довольно полно характеризовать основные нозологические формы заболеваний, их этиологию и патогенез, патоморфологические изменения в тканях пародонта.
Введение……………………………………………………………………………………………..стр.2
Метод избирательного пришлифовывания.
Методика Дженкельсона……………………………………………………………………… стр4.
Шины………………………………………………………………………………………………. стр.6
Временное шинирование……………………………………………………………………….. стр.7
Применение системы Fiber-Splint при лечении заболеваний
пародонта и замещения одиночных дефектов зубного ряда…………………………… стр.11
Постоянное шинирование……………………………………………………………………… стр.11
1.Несъемные шины……………………………………………………………………………... стр.11
2.Съемные шины……………………………………………………………………………….. стр.12
Сравнительная оценка съемных и несъемных шин ………………………………………. стр.12
Показания к включению зубов в шину……………………………………………………… стр.13
Основные виды шинирования………………………………………………………………. стр.13
Особенности протезирования больных с дефектами зубного ряда
При пародонтозе и пародонтитах………………………………………………………….. стр.15
Список использованной литературы……………………………………………………….. стр.17
Исходя из сосудисто-биомеханической
гипотезы, применение временной шины
позволяет разорвать
Проведение гингивотомии и гингивэктомии без предварительного изготовления временной шины недопустимо.
При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая иммобилизацию по дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.
Временные шины изготавливают из пластмассы. Различают капповые шины, оральные и вестибуло-оральные многозвеньевые.
Капповые шины охватывают окклюзионную часть коронок зубов, их применение связано с завышением окклюзионной высоты.
Пластмассовые шины - каппы, армированные металлической или неметаллической арматурой и временно фиксированные, обеспечивают наилучший шинирующий эффект, одновременно позволяют восстановить дефекты зубного ряда и улучшить внешний вид пациента.
Вестибуло-оральные шины (круговые) покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край.
Часто выбирают конструкцию: частичный съемный пластиночный протез с гнутыми проволочными кламмерами. Такой протез расшатывает зубы кламмерами, не устраняет окклюзионную травму, травмирует краевой пародонт и слизистую оболочку протезного ложа. Зато такой протез дешевый, легко изготавливается и поддается починке, в него можно добавить различные элементы лечебных конструкций - ортодонтические элементы, окклюзионные площадки и т.д. Такие протезы показаны в тех случаях, когда высота прикуса надежно фиксирована несколькими парами устойчивых зубов-антагонистов и нет признаков отраженного травматического узла.
Появление современных материалов, основанных на применении адгезивной техники, позволяет решать проблемы шинирования участков зубного ряда с соблюдением современных эстетических требований и непосредственно во время приема больного, без вовлечения длительного лабораторного этапа. В ряде случаев новые системы позволяют решить проблему замещения одиночных дефектов.
Используется 2 типа материалов в зависимости от их химического состава:
- на основе неорганической матрицы GlasSpan (США) и Fiber Splint (Швейцария).
- на основе органической матрицы полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США),
выполненные из множества тончайших волокон Д=3-5 мкм, сплетенных между собой. Однозначно ответить, какая из арматур лучше, довольно трудно. Имеются данные, что полиэтиленовые шины обладают лучшей адгезией за счет специальной плазменной обработки - активации и лучше пропитываются композитом, что важно, т.к. позволяет композиту создать с лентой более прочный единый блок; они имеют лучшую биосовместимость с тканями человеческого организма, т.к. состоят из биоинертного стекла, а не из пластин.
Преимуществом является
то, что выпускается их модификация
в виде полого жгутика, что значительно
расширяет сферу применения: жгутик
оптимален для шинирования боковых
зубов с использованием техники создания
бороздки, для восстановления единичного
дефекта зубного ряда или как альтернатива
внутрикорневым штифтам.
Основа системы "Фибер-Сплинт" лента из микроволоконного кварца шириной 4 мм, толщиной 0,06 мм и светоотверждаемый ненаполненный бондинг "Фибер-Бонд". Благодаря микроволоконной структуре "Фибер-Сплинт", пропитанный светоотверждаемым бондингом, после засвечивания галогеновой лампой для полимеризации, образует прочную конструкцию с внутренним пространственным каркасом.
У пациентов с заболеваниями пародонта на первом этапе проводилось снятие всех над- и поддесневых отложений с последующей полировкой поверхностей зубов и применением медикаментозной терапии. На вторые - третьи сутки с оральной поверхности, а порой и с вестибулярной, накладывалась шина из "Фибер-Сплинт".
Технология наложения шины:
1.Предварительная
абразивная обработка
2.Протравливание поверхности зубов.
3.Нанесение бонда на поверхность зубов.
4.Поэтапное прикладывание
ленты к зубному ряду с
В завершение шина покрывается
тонким слоем композита с последующей
полировкой. При изготовлении шины,
из гигиенических соображений, необходимо
оставлять открытыми
При замещении одиночных дефектов возможно изготовления зуба из фотокомпозита, укрепляющегося на шине между соседними зубами. При данном виде работ необходимо изготавливать шины таким образом, чтобы несущая часть была выдвинута вперед и проходила в толщине искусственно изготовленного зуба. Рекомендуется укрепление средней части шины дополнительными слоями "Фибер-Сплинта".
В ходе проведенных шинирований сделан ряд выводов, которые можно порекомендовать всем врачам:
- ширинование подвижных зубов с 1 степенью подвижности не требует создания специальной бороздки (прокола), а при 2-3 степени - требует.
- не рекомендуется проводить пародонтальное шинирование пациентам с низким уровнем соблюдения правил личной гигиены. Наблюдения показывают, что когда у пациента высокие значения индексов гигиены, вероятность недолговечности шины значительно возрастает, т.к. конструкция и без того будет являться дополнительным фактором ретенции для зубной бляшки;
- важно проверить, чтобы шина оставляла открытыми межзубные промежутки для возможности соблюдения пациентом полноценной гигиены полости рта. Особенным моментом в последующем гигиеническом уходе за шиной является использование суперфлоссов либо ершиков.
В заключение проводится рентгенологическая оценка результатов до шинирования и через 6 месяцев после него. По уровню расположения костной ткани по отношению к корню зуба наглядно виден эффект от шинирования.
Если планируется препарирование шинируемых зубов, то эффективной альтернативой неметаллической арматуры может служить проволочная шина, изготовленная из лигатурной или кламмерной проволоки. Хороший эффект дает дополнительная фиксация проволочной шины к твердым тканям зубов с помощью парапульпарных штифтов. Имеется набор Splint-lock System, включающий в себя плетеную проволочную шину с отверстиями для парапульпарных штифтов, набор штифтов.
Еще одна перспективная и высоко эффективная временная конструкция - это шина, изготовленная на вакуум-формировочных аппаратах, шина Biostar или Mini Star из жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала Imprelon S. Она съемная, легко изготавливается и припасовывается в полости рта, обеспечивает надежную фиксацию как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, имеет удовлетворительный вид, может восстанавливать концевые и включенные дефекты зубных рядов. Иногда на этапе предварительного ортопедического лечения можно использовать сложные биогенные шинирующие протезы, когда процесс генерализованный и имеет равномерный характер, а деструкция кости не превышает 1/2 длины корней зубов. К заключительным ортопедическим вмешательствам переходят, когда репаративные процессы в пародонте после хирургического вмешательства завершаются.
В случае неблагоприятного прогноза изготавливают долговременные конструкции со сроком службы 2-3 года (временные - на 2-6 месяцев). К долговременным несъемным конструкциям относят временные встроенные шины, интегрированные в твердые ткани зуба. Этим признакам удовлетворяет описанная выше система Splint-lock, либо долговременная - транскорональная проволочная шина по Комари.
Съемные долговременные
конструкции представлены "перекрывающими
конструкциями". Морфологически "перекрывающие
конструкции протезов" представляют
собой полные съемные протезы, под
базисом которых сохранены
- лучше фиксируются на протезном ложе;
- сохраняют естественный путь передачи жевательного давления;
- обладают большей окклюзионной стабильностью.
Отрицательной стороной перекрывающих протезов является высокая частота кариеса корня, гингивит в области сохраненных корней.
Срок службы при
использовании перекрывающих
Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами пользуется постоянно.
В зависимости от топографии дефекта зубного ряда, распространенности и степени деструкции пародонта постоянные конструкции могут быть съемными, несъемными и комбинированными.
1. Несъемные шины.
Несъемные протезы лучше, чем съемные, т.к. фиксируют зубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Они обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как единое целое горизонтальным и вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они мало нарушают речь, и больные быстро привыкают к ним.
Главная проблема при изготовлении - обеспечение надежной фиксации шины или шины-протеза к шинируемому зубу. Конструкция должна быть достаточно жесткой и точно прилегать к протезному ложу, имеющему к тому же достаточную площадь контакта. Увеличить площадь контакта и повысить устойчивость к боковому сдвигу можно путем введения в конструкцию парапульпарных или внутриканальных штифтов. Наиболее надежной несъемной конструкцией следует признать такую, фиксирующим элементом которой является цельнолитая облицованная или необлицованная коронка ("цельнолитые несъемные шины"). Жесткость цельнолитой коронковой шины-протеза зависит от материала, из которого изготовлена конструкция. Поперечное сечение конструкции (прямо пропорционально) и ее протяженность (обратно пропорционально). Повысить жесткость конструкции можно путем увеличения поперечного сечения, например, путем создания гирлянды с небной (язычной) поверхности. Для обеспечения необходимой жесткости конструкция дополняется небным бюгелем, укрепленным на Т-задвижках. Пазы под задвижки формируют в области вторых премоляров или первых моляров. Конструкцию ставят на временный цемент на срок до 3 месяцев, и если за этот срок окажется, что конструкция недостаточно жесткая (это проявляется сколами облицовки, расцементировками, обострением воспалительного процесса в пародонте), то необходимо переделать конструкцию.
В настоящее время
показания к использованию
- биологическая инертность керамики (в отличие от пластмассы) исключает травмирование краевого пародонта;
- на глазурованной поверхности металлокерамических протезов значительно менее благоприятные условия для образования бляшки.
Область применения
несъемных конструкций
Бюгельные протезы с бескламмерной фиксацией требуют изготовления анкерных коронок, благодаря чему вся конструкция переходит в вид комбинированных съемных (несъемных) протезов.
2. Съемные шины
Шинирующие свойства съемных шин обеспечиваются различной комбинацией непрерывных опорно-удерживающих и перекидных кламмеров, а также разной формы окклюзионных накладок. Распространению их способствовала разработка методик параллелометрии, точного литья на огнеупорных моделях, применение хромокобальтовых сплавов и сплавов из благородных металлов.
Съемные шины могут применяться для шинирования одной какой-либо группы зубов или всего зубного ряда. При иммобилизации передних зубов шину желательно доводить до премоляров, а при шинировании боковых - до клыков.
Съемные шины могут включаться в конструкцию дугового протеза как его составляющая часть. Это шины-протезы:
1) шина типа непрерывного кламмера;
2) шина-каппа;
3) единая шина для всего зубного ряда.
Сравнительная оценка съемных и несъемных шин.
Оба вида шин обладают положительными и отрицательными свойствами.