Особенности организации деятельности среднего медицинского персонала отделений и центров ОВП по материалам публикаций в периодической

Автор: Наталья Рябкова, 09 Июня 2010 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Организация работы среднего медицинского персонала в ОВП. Анализ статей в периодических издниях по теме. Практические примеры работы медсестёр в семейной медицине.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

    Обязательное условие программы  – командный принцип работы с медицинскими сёстрами, функциональные обязанности которых значительно расширены. Медицинская сестра общей практики не просто исполнительница назначений врача. Она берёт на себя значительный объём самостоятельной работы.

    Комплексный подход к развитию  ОВП в сельских районах, основанный  на строительстве новых зданий и оснащении современным медицинским оборудованием, мебели, автотранспорта, а так же на решении жилищных вопросов медицинского персонала, показал правильность мероприятий по реформированию сельского здравоохранения. Результаты деятельности позволили сделать вывод о целесообразности данной программы: улучшились условия работы специалистов общих врачебных практик и качество обслуживания и обеспечения медицинскими услугами сельского населения Самарской области.

    В продолжении о развитии уровня сестринской работы в рамках ОВП считаю уместным использовать материал журнала «Сестринское дело», 2005,-№1,С-13-14., где был напечатан доклад президента ассоциации медицинских сестёр России В.А.Саркисовой. Докладчик сообщает: «Благодаря созданным на уровне министерства структурам – главному специалисту и Совету по сестринскому делу – мы получили возможность широкого обсуждения новых проектов и инициатив в области развития сестринского дела».  Говорится также о необходимости определения сферы ответственности, полномочия медицинских сестёр, а так же роль и место сестринской службы в системе отечественного здравоохранения. За последние годы сестринское дело претерпело значительные позитивные перемены, тем не менее остаётся ряд нерешённых проблем, над которыми необходимо поработать. Недостаточная сформированность модели сестринского дела в России затрудняет расширение функций сестринского персонала в условиях приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, где сестринский персонал должен взять на себя обеспечение отдельных лиц, семей или групп населения сестринским уходом, связанным с восстановлением или сохранением здоровья.

В рамках доклада было сделано несколько  предложений по улучшению сестринской  деятельности.

     Вся проводимая работа по повышению уровня развития сестринской деятельности в общих врачебных практиках  необходима и даёт свои результаты. В сотрудничестве с главным специалистом по сестринскому делу на федеральном и региональных уровнях, Советом по сестринскому делу Минздрава России – многие требования сестринского персонала были выполнены и множество проблем решалось.

    1.3. Считаю актуальным в своём  исследовании отразить материал статьи   «Современные задачи сестринского дела», Р.Л.Грошева, «Сестринское дело», 2006.-№1.-С.-18-19. В ней говорится о том, что за последнее время изменения требований к сестринскому делу определены в ряде документов, наиболее важным из которых является приказ МЗ РФ от 09.01.2001г. №4 «Об отраслевой программе развития сестринского дела в РФ», который предложил современную концепцию развития сестринского дела в России и  обозначил новые роли сестринского персонала, их переориентацию на работу с пациентом в целях достижения здоровья населением. Понятно, что подобные перемены возможны при осуществлении целого комплекса мероприятий. В Архангельской области осуществляется российско-шведский проект и подобное обращение к опыту зарубежных партнёров помогает осмыслить происходящие перемены. Этот проект нацелен на развитие общей практики в первичной медико-санитарной помощи. В нём заняты и врачи и медсёстры. Знакомство со шведской  моделью организации сестринского дела показало, что оно осуществляется на основе комплексного подхода, вот его основные элементы:

     - разработка концептуальной модели сестринского дела (в Швеции это модель Бэтти Ньюман);

     - принятие законов о сестринском  деле (определивших автономность  профессии, ответственность, компетенцию);

     - развитие принципа работы в  команде;

     - развитие сестринского менеджмента  и лидерства;

    - разработка системы качества и контроля;

     - развитие научных исследований  в сестринском деле.

    Подобное сотрудничество во многом  полезно, помогает критически  взглянуть на роль медсестры  и пересмотреть сестринскую практику. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость и важность системы непрерывного профессионального образования. В многопрофильных поликлиниках для этого имеются все условия. Для медсестёр проводятся ежемесячные теоретические и практические занятия по актуальным вопросам сестринского ведения пациентов с различной патологией.

     Большую роль в профессиональном  обучении медсестёр играет международное  сотрудничество с организациями,  где уже накоплен опыт работы  медицинских сестёр общей практики: с британским фондом «Ноу-хау», американским международным союзом  здравоохранения. Вот например медсёстры самарской поликлиники №15 принимали участие в российско-канадском проекте «Рокси», «Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестёр врачей общей практики», С.Е.Нестерова, «Главная медицинская сестра», 2008.-№5.-С.-14-17. Для реализации проекта РОКСИ был разработан и согласован со всеми заинтересованными сторонами детальный план работы, осуществление которого приведет к следующим результатам: внедрение современного единого перечня сестринских манипуляций/протоколов; внедрение кумулятивной системы повышения квалификации медицинских сестер; внедрение новых циклов программ (стандартов, организационных моделей) сестринской помощи в гериатрии, семейной медицине, паллиативной сестринской помощи; внедрение комплексных сестринских программ профилактики; издание современных методических и учебных пособий по теории и практике сестринского дела. Особое внимание они уделяют вопросам расширения функций медсестёр в программах профилактики и укрепления здоровья населения, их участие в комплексных межведомственных программах профилактики и в программах по развитию семейной медицины. А профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни стали новыми сферами в работе медсестры. Во многом благодаря профилактической деятельности сестринского персонала инициативы медсестёр были поддержаны врачами, которые увидели перспективы улучшения работы врачебных амбулаторий. Взаимоотношения врачей и медсестёр теперь строились по принципу работы в команде, благодаря чему освободилось значительное количество рабочего времени сестринского персонала. В клиниках США, Канады и большинства стран Европы медицинские сёстры не просто помогают докторам, а принимают самое активное участие в лечении и реабилитации, профилактических мероприятиях и обследовании пациентов. Самостоятельно работают в приёмных покоях, диагностических кабинетах и даже параллельно с лечащими врачами ставят свой, медсестринский диагноз, по-матерински заботясь об устранении или сглаживании его последствий. Успешное  сотрудничество российских специалистов с зарубежными коллегами приносит свои результаты. Необходимо передавать успешный опыт по профилактике заболеваний, оказанию услуг по формированию здорового образа жизни, реабилитации пациентов - для улучшения качества работы общих врачебных практик в других городах РФ.

     Но следует помнить, что даже  освоив все разделы медицины  на «отлично» и в совершенстве  изучив принципы медсестринского  процесса, стать настоящим специалистом  невозможно без особых душевных качеств: умения сопереживать, сочувствовать и сострадать. Ведь каждый пациент требует особого внимания, времени и сил, заботы и опёки, трепетного обращения. Без эмпатии в медицинской профессии состояться просто невозможно. Для успешной деятельности нужно обладать необходимыми качествами профессиональными и личностными. 

 

    профессиональные личностные
    Профильные  знания и навыки коммуникабельность
    Знание  лекарственных средств наблюдательность
    Знание  приёмов первой помощи выносливость
      ответственность
      уравновешенность
 

     В приведённой выше таблице  перечислены основные качества, какими по мнению современного  здравоохранения и социума должна  обладать медсестра сегодня.

     Развитие сестринского дела не  может быть изолированным, оно должно учитываться в общей стратегии развития здравоохранения Российской федерации и быть частью общей программы развития системы здравоохранения. Всё это требует соответствующего бюджетного финансирования. Такой подход и даст ответ, какими мы хотим видеть современных медицинских сестёр: как помощников в достижении медицинских целей или как представителей самостоятельной профессии, призванной служить интересам населения в сохранении и укреплении здоровья.  

     
 
 
 
 
 
 

     Заключение.  
 

     В  рамках темы данной работы «Особенности организации деятельности среднего медицинского персонала отделений и центров ОВП по материалам публикаций в периодической печати», была поставлена цель: Определить особенности организации трудового процесса среднего медицинского персонала общих практик. Достижение цели реализовывалось с помощью обозначенных задач в основной части моей работы, состоящей из трёх глав (1.1, 1.2, 1.3). Решение задач производилось поэтапно согласно списку нумерации и соответствовало порядковому числу главы.

     Материал  был взят из периодических  медицинских изданий, проводился  анализ подходящей по теме  информации, производилась обработка  данных. Подобный синтез позволил  через решение задач раскрыть  тему моей работы. Данную тему  нахожу актуальной и интересной. В процессе исследования сложился определённый образ медработника, на основании полученных результатов можно сделать следующий вывод:

Деятельность  медицинской сестры общей врачебной  практики характеризуется высоким  уровнем профессионализма, высокой результативностью, многогранностью и сложностью манипуляций. Да, к сожалению на деле не всегда так, но с помощью некоторых рекомендаций можно повысить профессиональный уровень среднего медицинского персонала. Например:

     - в целях повышения образованности сестринских кадров следует организовать постоянно действующие семинары для медсестёр;

     - руководителям среднего медицинского  звена необходимо повышать свой  образовательный уровень путём  обучения на факультете высшего  сестринского образования;

     - внедрять в образовательные программы с населением «Школы здоровья» и применять труд и профессиональные навыки опытных коллег.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Научное периодическое  издание «Общая врачебная практика», №1, 2004г., С. 4-6.
  2. Научное периодическое издание «Главная медицинская сестра», №5, 2008г., С.14-16, №6 2008., С.20-26.
  3. Научное периодическое издание «Сестринское дело», №7, 2006г., С. 8-10, №4 2008г., С. 42-43, №1 2006г., С.18-19, №1 2005г., С.13-14.
  4. Здравоохранение №5, 2007г., С. 55-58.1

Информация о работе Особенности организации деятельности среднего медицинского персонала отделений и центров ОВП по материалам публикаций в периодической