Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
Медико-социальная работа: цели, функции……………………………...5
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его
обуславливающих…………………………………………………………..7
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования………………9
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

МЕДИЦИНА ГОТОВА.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

К интегративным функциям относятся:

    • комплексная оценка социального статуса клиента;
    • содействие  выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;
    • формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
    • планирование семьи;
    • проведение медико-социальной экспертизы;
    • осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
    • социально-правовое консультирование;
    • участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;
    • обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

 

Медико-социальную работу можно условно разделить  на профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, - это предупреждение социально зависимых  нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Таким образом, медико-социальная работа имеет много  общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое ограничение сфер ответственности.

Медико-социальная работа в учреждениях образования  включает в себя комплекс взаимосвязанных  мероприятий – медицинских, социальных, экономических, правовых, психологических, педагогических – по оказанию помощи нуждающимся учениками и их родителям, направленной на преодоление жизненных трудностей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).

Основными функциональными обязанностями  социального медика в школе являются:

    • выявление и учет семей медико-социального риска, выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);
    • изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи;
    • осуществление медико-социального патронажа, выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским или педагогическим работникам;
    • оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в т.ч. жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.;
    • оказание консультативной, в т.ч. педагогической, психологической помощи семьям социального риска;
    • проведение социально-правовой помощи (активное разъяснение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.);
    • организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;
    • оказание помощи семье в воспитании детей;
    • проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;
    • осуществление мероприятий по планированию семьи;
    • организация взаимосвязи и взаимопомощи в работе различных учреждений и ведомств (муниципальной службы, службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов правопорядка и др.) по оказанию медико-социальной помощи населению;
    • внесение предложений, направленных на совершенствование законодательных актов по социальным вопросам, на развитие службы медико-социальной помощи;
    • ведение учетно-отчетной документации (дневника патронажных помещений, паспорта семьи и др.).

Основными задачами медико-социальной службы в  школе являются:

    • Медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке.

В группу нуждающихся в особом наблюдении специалиста по социальной работе выделяют семьи, имеющие, прежде всего, следующие  факторы риска:

  • многодетность семьи;
  • плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей;
  • алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ;
  • высокая степень конфликтности между членами семьи;
  • низкая медицинская и социальная активность членов семьи;
  • жестокое обращение родителей с ребенком, направленное использование ребенка в корыстных целях и др.

Специфика работы с детьми и подростками  и с самими семьями данного  типа состоит, в первую очередь, в необходимости активно посещать их на дому, желательно совместно со школьным социальным педагогом или психологом.

Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях, что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Патронаж  может проводиться со следующими целями:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.

 

Исходя  из интересов ребенка, социальный медик  совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегают к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными  в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной  периодичностью проводятся патронажи  семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные  патронажи проводятся в отношении  неблагополучных семей и, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет  своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

 

    • Оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема;

 

    • Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;

 

    • Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительская работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, таксикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушение несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.);

 

    • Оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством.

Для эффективного решения медико-социальных проблем специалист по медико-социальной работе в школе должен уметь применять простые и понятные технологии, обеспечивающие в условиях семьи санитарно-гигиеническое просвещение и нравственное (включая половое) воспитание детей, подростков, родителей.

Специалист  по социальной работе обеспечивает связь  с органами социальной защиты населения правоохранительными органами, службами опеки и попечительства, учебно-воспитательными учреждениями, участвует в «социальном патронаже», разрабатывает индивидуальную программу работы с семьей, подростками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных  условиях усугубления социальных проблем  в нашей стране, ухудшения показателей  здоровья населения возрастает объективная  потребность решения взаимосвязанных  задач медицинского и социального  характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению, как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам предоставление комплексных социальных услуг.

Организация медико-социальной помощи в школе  направлена на оказание одновременно социальных и медицинских услуг  с позиции современной концепции здоровья – обеспечения физического, духовного и социального благополучия детей и их родителей.

Кроме того, деятельность специалиста по социальной работе по решению медико-социальных проблем детского населения основывается на преемственности и взаимосвязи  с различными социальными субъектами: Управление здравоохранения, а также лечебно-стационарные и лечебно-профилактические учреждения всех типов, управление по социальным вопросам, в частности отдел семьи и детства, управление внутренних дел и отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, управления образования (отдел охраны детства, психологическая служба, учреждение дополнительного образования, учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей).

В целом, эффективная деятельность специалиста  по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, выявление факторов риска, осуществление гигиенического воспитания, формирование потребности в здоровом образе жизни. Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

 

Список литературы

 

  1. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999.
  2. Медико-социальная работа / Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997.
  3. Основы социальной работы: Учебник/отв. ред.проф.П.Д.Павленок. – М.:ИНФРА-М, 2003
  4. Технологии социальной работы: Учебник/под общ. ред.проф.Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2003
  5. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 2000

 


Информация о работе Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования