Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа
Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.
Введение.....................................................................................................3
Медико-социальная работа: цели, функции……………………………...5
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его
обуславливающих…………………………………………………………..7
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования………………9
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17
К интегративным функциям относятся:
Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.
Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Медико-социальная
работа, имеющая патогенетическую направленность,
предусматривает организацию
Таким образом, медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое ограничение сфер ответственности.
Медико-социальная работа в учреждениях образования включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий – медицинских, социальных, экономических, правовых, психологических, педагогических – по оказанию помощи нуждающимся учениками и их родителям, направленной на преодоление жизненных трудностей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).
Основными функциональными обязанностями социального медика в школе являются:
Основными задачами медико-социальной службы в школе являются:
В группу нуждающихся в особом наблюдении специалиста по социальной работе выделяют семьи, имеющие, прежде всего, следующие факторы риска:
Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит, в первую очередь, в необходимости активно посещать их на дому, желательно совместно со школьным социальным педагогом или психологом.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
Исходя
из интересов ребенка, социальный медик
совместно с
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.
Регулярные патронажи проводятся в отношении неблагополучных семей и, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Для эффективного решения медико-социальных проблем специалист по медико-социальной работе в школе должен уметь применять простые и понятные технологии, обеспечивающие в условиях семьи санитарно-гигиеническое просвещение и нравственное (включая половое) воспитание детей, подростков, родителей.
Специалист по социальной работе обеспечивает связь с органами социальной защиты населения правоохранительными органами, службами опеки и попечительства, учебно-воспитательными учреждениями, участвует в «социальном патронаже», разрабатывает индивидуальную программу работы с семьей, подростками
Заключение
В современных
условиях усугубления социальных проблем
в нашей стране, ухудшения показателей
здоровья населения возрастает объективная
потребность решения
Организация
медико-социальной помощи в школе
направлена на оказание одновременно
социальных и медицинских услуг
с позиции современной
Кроме того, деятельность специалиста по социальной работе по решению медико-социальных проблем детского населения основывается на преемственности и взаимосвязи с различными социальными субъектами: Управление здравоохранения, а также лечебно-стационарные и лечебно-профилактические учреждения всех типов, управление по социальным вопросам, в частности отдел семьи и детства, управление внутренних дел и отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, управления образования (отдел охраны детства, психологическая служба, учреждение дополнительного образования, учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей).
В целом, эффективная деятельность специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, выявление факторов риска, осуществление гигиенического воспитания, формирование потребности в здоровом образе жизни. Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.
Список литературы