Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
Медико-социальная работа: цели, функции……………………………...5
Характеристика здоровья детского населения и факторов, его
обуславливающих…………………………………………………………..7
Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования………………9
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

МЕДИЦИНА ГОТОВА.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Cодержание

 

Введение.....................................................................................................3

Медико-социальная работа: цели, функции……………………………...5

Характеристика здоровья детского населения и факторов, его 

обуславливающих…………………………………………………………..7

Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста                по медико-социальной работе в учреждениях  образования………………9

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

 

Введение

 

Проводимая государством социальная политика, направляемая на увеличение размера заработной платы, дотаций, стипендий, пенсий, расширение перечня пособий, введение единой системы пособий на детей, создание различных социальных фондов, безусловно, дает определенный социально-экономический эффект.

Поскольку на сегодняшний день острейшими проблемами современного общества являются социально-бытовая неустроенность, материальная необеспеченность и нуждаемость; отсутствие навыков и культуры здорового образа жизни; рост заболеваемости и инвалидизации; злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением; неразборчивость в половых связях, ранняя внебрачная беременность и аборты; эмоциональная неустойчивость, жестокость, суицидальные состояния, следовательно, чрезвычайно необходимо отработка и реализация программ медико-социальной помощи, призванных осуществлять комплексные мероприятия – медицинские, социальные, экономические, правовые, психологические, педагогические, – направленные на преодоление трудных жизненных ситуаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепления здоровья.

В связи с этим остро встает вопрос о совершенствовании социальной политики, разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению не только материальной помощи, но и других видов социальных услуг. При этом данная помощь в первую очередь должна быть оказана самым нуждающимся слоям населения. Одним из важных звеньев такого механизма может стать создание специальной системы медико-социальной помощи населению.

Социальная  работа позволяет решать широкий  круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни.

Не случайно, что среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы), речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медико-социальная работа: цели, функции

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид  мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медико-социальной работы — индивидуумы, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и социально проблемные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, больные СПИДом и др.).

Особенность медико-социальной помощи состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и социальной работы. Исследования здоровья и болезни проходят по двум направлениям. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны, должен приспособиться к окружающей среде. Для этого он должен пройти процесс медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нормам, существующим в обществе. Медицинский подход изолирует людей с ограниченными возможностями, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис. Социальный же, или интерактивный, подход базируется на интересах людей с ограниченными возможностями. Согласно данному походу, социальная интеграция должна осуществляться не на условиях людей, обладающих здоровьем, а на условиях людей с ограниченными возможностями. Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество, когда-то принявшее негуманные нормы.

Медико-социальная помощь заключается в решении  медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника.

В компетенцию  медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью  больных, направленных в санатории  из больничных учреждений после хирургического заболевания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986—1987 гг.), инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других категорий лиц.

Детский подростковый контингент в  условиях кризисного развития современного общества становится одной из наиболее социально-уязвимых групп населения. Особенно обостряется эта проблема в связи с ростом числа отрицательно влияющих на подрастающее поколение факторов, формирующих социальный риск, а также отклонений в психическом здоровье, нарушение репродуктивной сферы и др.

Национальным бедствием становится распространение среди детско-подросткового  контингента так называемых саморазрушающих  форм поведения (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании), инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, что представляет серьезную угрозу безопасности страны.

Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет, что «здоровье – это  состояние полного физического, духовного и социального благополучия, когда органы и системы организма  человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Но общественное здоровье нельзя отнести лишь к совокупности показателей здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье – это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, нестесненного заболеваниями, физическими и психическими дефектами.

Здоровье  подростков ухудшается с не меньшей  скоростью, чем здоровье детей.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, в настоящее время у 24,3 % юношей и девушек имеются функциональные отклонения, у 73,4 % – хронические заболевания разной степени тяжести. За последние 10 лет распространенность функциональных расстройств возросла среди учащихся школ на 65 %, школ «нового вида» - лицеев и гимназий – почти на 50%, что связывают неадекватностью нагрузки и возможностями детского организма, состоянием и особенностями его нервно-психической сферы.

В основном увеличилась частота заболеваний  сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата.

По данным всероссийской диспансеризации детей в 2002 году в детских дошкольных учреждениях 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,1 % - хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья). В образовательных учреждениях: первое место – заболевание нервной системы; второе место - заболевание костно-мышечной системы; третье место – заболевание глаза; четвертое – заболевание органов пищеварения; пятое место – заболевание органов дыхания.

Наблюдается дисгармония физического развития, появились следующие проблемы:

-дефицит  массы тела;

-замедление  ростовых процессов;

-ювенальные  остопинии и остеопорозы (старческие  кости – результат  недостатка витаминов);

-ранняя  интеллектуальная недостаточность  (дефицит йода);   

-задержка  полового развития.

Ухудшение здоровья детей приводит к таким  негативным явлениям как потеря жизненной активности, нарушение сна, поведенческие отклонения, наркомания и токсикомания, алкоголизм, сексуальные аномалии.

 

Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования

 

Мировая практика свидетельствует  о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими  знаниями в области медицины и  здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества.

Объекты медико-социальной работы в школе  – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские  и социальные проблемы (длительно  и часто болеющие, социально дезадаптированные, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды и др.), взаимно потенциирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых неуклонно растет, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов по социальной работе, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

Особенность медико-социальной работы состоит в  том, что она формируется на стыке  двух самостоятельных отраслей –  здравоохранения и социальной защиты населения. Медицинские работники  на практике выполняют ряд функций  социальных работников. Социальные работники очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения.

Необходимо  четкое разграничение функций медицинских  и социальных работников.

Обобщенные  специальные функции можно разделить  на три группы:

    • медико-ориентированные,
    • социально-ориентированные и
    • интегративные.

К медико-ориентированным функциям прежде всего относятся такие:

    • оказание медицинской помощи и уход за больными;
    • оказание медико-социальной помощи семье;
    • медико-социальным патронаж различных групп;
    • оказание медико-социальной помощи хронически больным;
    • санитарно-гигиеническое просвещение;
    • информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

Социально-ориентированные  функции:

    • обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
    • содействие в предупреждении общественно опасных действий;
    • оформление опеки и попечительства;
    • участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
    • информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
    • содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получение пенсий, пособий, выплат;
    • семейное консультирование и семейная психокоррекция;
    • коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Информация о работе Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по медико-социальной работе в учреждениях образования