Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:09, статья
Товарный ассортимент аптеки имеет огромное значение, т.к. именно он определяет степень удовлетворения потребительского спроса, а значит, влияет в целом на качество обслуживания. Формирование и реализация ассортиментной политики на основе углубленного анализа различных параметров «товарной корзины» необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Для оптимизации товарных запасов и сокращения потерь экономика торговли предлагает несколько методов работы с ассортиментом. Каждый из них не является чем-то незыблимым – в зависимости от текущего спроса ассортиментные стратегии используются комплексно, и к каждой из групп товара применяются именно те способы, которые помогут добиться увеличения продаж. Познакомившись со всеми четырьмя базовыми стратегиями работы с товаром, вы сможете выработать свою – уникальную и неповторимую систему ассортиментной работы, оптимальную для вашей аптеки и ваших покупателей.
Стратегия расширения ассортимента предполагает ввод новых товарных групп в погоне за увеличением общего товарооборота аптеки. Нетрудно догадаться, что в финансовом плане такие мероприятия затратны, но именно этот метод оправдан на этапе открытия аптечного предприятия, а также при получении аптечным пунктом статуса аптеки.
Если руководство аптеки готово направить полученную прибыль на развитие, то расширение ассортимента – беспроигрышный шаг. Новые товары почти всегда найдут своих покупателей, особенно если это такие популярные группы, как лечебная косметика, детское питание и другие товары для детей, ортопедические изделия, диабетические продукты и т.д. Взгляните на ассортимент тонометров на сайте http://www.120-80.ru и подумайте, может ли ваша аптека предложить такой же?
Если вы не знаете, в каком направлении расширить
ассортимент аптеки, воспользуйтесь готовыми,
озвученными законодательством предложениями.
В соответствие с п. 2.5. Отраслевого стандарта
91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации)
лекарственных средств в аптечных организациях.
Основные положения», утвержденного Приказом
Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. №80, аптекам,
кроме ЛС, разрешен отпуск:
• растительного сырья в заводской упаковке;
• изделий медицинского назначения (предметов
ухода за больными, изделий медицинской
техники, в т.ч. профилактического назначения,
диагностических средств, лечебно-профилактического
белья, чулочных изделий, бандажей, предметов
ухода за детьми, аптечек первой медицинской
помощи и др.);
• дезинфицирующих средств;
• предметов (средств) личной гигиены
(средств ухода за кожей, волосами, ароматических
масел и др.);
• оптики (готовых очков, средств по уходу
за очками и др.);
• минеральных вод (натуральных и искусственных);
• лечебного, детского и диетического
питания (пищевых добавок лечебного и
профилактического назначения и др.);
• косметическую и парфюмерную продукцию.
Для расширения ассортимента понадобятся не только деньги. К сожалению, этот метод не подходит для аптечных учреждений, занимающих ограниченную площадь.
Если затоваренность и избыточное списание – проблемы вашей аптеки, то стоит задуматься о сужении ассортимента. Все ли товарные группы, представленные в вашем ассортименте, одинаково прибыльны? Возможно, стоит задуматься о полном или частичном удалении отдельных товарных групп?
Актуальна стратегия сужения ассортимента в том случае, если денег катастрофически не хватает. Иногда ликвидировать те или иные виды товара в ассортименте приходится под воздействием внешних экономических факторов – таких, как глобальный кризис. Часто сужение ассортимента постепенно приводит к гибели (закрытию) аптеки…
Какие бы причины не вынудили вас использовать стратегию сужения ассортимента, есть отдельные категории товаров, которые трогать нельзя: обезболивающие средства, препараты для лечения простуды, сердечнососудистых заболеваний, антигистамины и т.д. Наиболее безболезненно перенесут покупатели отсутствие в аптеке медтехники, лекарственных средств редкого спроса (их можно привозить под заказ) и парафармацевтики.
Стоит помнить о неизбежных последствиях использования этого метода – снижении числа случайных покупок и уменьшении средней стоимости покупки.
Стратегия углубления ассортиментной группы – одна из самых благодатных для применения в фармацевтическом бизнесе. Использовать ее можно по-разному: в зависимости от местоположения аптеки, в зависимости от качественного состава клиентуры, в зависимости от сезона и т.д.
Все знают, что летом стоит расширить ассортимент репеллентов и антигистаминных препаратов, а зимой добавить витаминов и противопростудных средств. Но далеко не все следят за появлением на фармацевтическом рынке новинок, особенно в провинции, где работа медицинских представителей по продвижению новых препаратов не всегда налажена.
Есть товарные группы, которые нуждаются в углублении всегда. В первую очередь это безрецептурные препараты для снятия боли, где каждый год появляются новые, более эффективные и безопасные лекарственные средства. Типичный пример – препараты на основе ибупрофена, проверенного и надежного ненаркотического обезболивающего средства, известного с 1969 года. Что вы знали еще пару лет назад о препарате Фаспик, сегодня серьезно потеснившем таких фаворитов рынка НПВС, как Нурофен и Миг 400?
Углубление ассортимента отдельной товарной группы может идти в нескольких направлениях. Первое и важнейшее из них – выявление и получение информации о новинках фармацевтического рынка: более современных, эффективных и безопасных лекарственных средствах, которые потенциально могут быть востребованы нашей целевой аудиторией. Давайте рассмотрим стратегию углубления ассортиментной группы более подробно на примере препарата Фаспик.
Пожалуй, самая частая причина посещения аптеки – стремление избавиться от боли. Это может быть назойливая мигрень, тяжелая зубная боль, боли в мышцах и суставах, женские боли в критические дни – что угодно… И задача хорошей аптеки – максимально удовлетворить покупательский спрос, предлагая не только привычные средства, но и новинки рынка, отличающиеся повышенным профилем безопасности, высокой эффективностью и скоростью наступления терапевтического эффекта. Итак, ищем информацию:
Фаспик – новое болеутоляющее
средство, которое содержит в своём составе
эффективный анальгетик ибупрофен и природную
аминокислоту L-аргинин, позволяющую лекарству
действовать быстрее и безопаснее. В России
препарат продается с 2008 года и весьма
успешно, поскольку обладает рядом преимуществ
по сравнению с более старыми аналогами:
• эффективность – клинические исследования
подтверждают, что эффективность пероральной
формы Фаспика равнозначна инъекции сильного
анальгетика (к примеру, кеторолака);
• быстродейтсвие – при приеме Фаспика
максимальная концентрация в плазме крови
достигается уже через 15 минут, что в 3-4
раза быстрее аналогичных ЛС;
• безопасность – ее подтверждает не
только длительный опыт применения ибупрофена
(с 1969 года), но и наличие в составе препарата
природной аминокислоты L-аргинина. L-аргинин
обладает гастропротективным свойствами
и обеспечивает бережное отношение к желудку
пациента.
Следующий шаг в работе с ассортиментной группой – предложение покупателям большего числа дозировок популярных препаратов. Компания Zambon предлагает Фаспик в двух дозировках – содержащий 200 или 400 мг ибупрофена. Далеко не всегда следует принимать лекарство в максимальной дозировке, и, видя на витрине несколько вариантов популярного анальгетика, покупатель получает выбор: какой именно Фаспик ему купить?
Третье направление работы по углублению ассортимента – предложение покупателям большего числа форм выпуска популярных препаратов. У Фаспика есть выгодное отличие – наличие такой лекарственной формы, как гранулы для приготовления раствора 200 мг и 400 мг № 12. При этом нужный эффект наступает быстрее, а прием лекарства становится еще более безопасным: действующее вещество меньше контактирует со слизистой оболочкой желудка, быстрее всасывается и снимает боль.
Проглотить таблетку не всегда легко. Гранулы для приготовления раствора – отличный выход для тех ваших пациентов, которые не любят (или не могут) принимать таблетки. Но таблетки также обладают рядом преимуществ – небольшую упаковку можно положить в сумочку и принять лекарство вне дома, когда растворять гранулы неудобно или банально не в чем.
Четвертый путь к углублению ассортиментной группы – расширение спектра предлагаемых вкусов популярных препаратов. Так, принимать Фаспик не только эффективно, но и приятно: компания-производитель предлагает различные вкусы (мята (гранулы 200 мг №12), мята-анис (гранулы 400 мг №12)). Вот так простой НПВС ибупрофен прошел за 40 лет путь от простого обезболивающего вещества, до приятного и разнообразного напитка!
Важно выбирать для углубления те товарные группы, с препаратами которых покупатель может легко ознакомиться. Фаспик – препарат безрецептурного отпуска, и его можно размещать на любой удобном вам и посетителям витринной полке. Хотите увеличить продажи и «приучить» пациентов к хорошему препарату? Нет проблем! Просто разместите всю линейку продукции Фаспик в прикассовой зоне.
Взявшись за углубление ассортиментных групп, нужно уделить должное внимание появляющейся дефектуре. Все внедряемые вами новые препараты (наименования, дозировки, вкусы, формы выпуска) должны быть не только на виду, но и постоянно в наличии. Допустив дефектуру по этим препаратам, вы рискуете потерять весь полученный положительный эффект – люди, к сожалению, отвыкают гораздо быстрее, чем привыкают.
Появляются новые лекарственные средства, и старые, уступающие им в эффективности и безопасности, постепенно отмирают. Каждый товар имеет свой жизненный цикл, часто искусственно продлеваемый рекламой. В ситуации падения интереса посетителей уместно использовать стратегию прореживания ассортиментной группы – вывод из ассортимента товаров, которые перестали пользоваться спросом.
Такие товары очень легко выявить, и не только по слою пыли на упаковке! Выставляя товар на витрину, вы снабжаете его ценником, где указана дата поступления в аптеку. Если товар датирован позапрошлым годом, стоит ли иметь его в ассортименте? Когда в пределах одной ассортиментной группы вы видите более 5 наименований залежалого товара, стоит подумать о прореживании этой группы товара в целом.
Работа с ассортиментом аптеки и дефектурой – вторая по важности задача фармацевта после работы с посетителями. Используя на практике описанные выше методы, вы работаете на товарооборот и повышение продаж. Ничего нужного не должно быть забыто, ничего не нужного не должно быть заказано. Автоматизированным аптекам проще отслеживать тенденции спроса – ведь дефектуру фармацевту выдает беспристрастный компьютер, и сотруднику-человеку остается лишь внести свои правки.
Каким бы ни был
ваш ассортимент – огромным или
весьма скромным – не забывайте
главное: ваша задача – удовлетворить
потребности покупателей и
Информация о работе Основные принципы формирования аптечного ассортимента