Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:09, статья
Товарный ассортимент аптеки имеет огромное значение, т.к. именно он определяет степень удовлетворения потребительского спроса, а значит, влияет в целом на качество обслуживания. Формирование и реализация ассортиментной политики на основе углубленного анализа различных параметров «товарной корзины» необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Основные принципы формирования аптечного ассортимента
Автор: Светлана
ЛЮЛИНА, директор по PR, компания «Таргет
Вояж Тренинг»
Товарный ассортимент аптеки имеет огромное значение, т.к. именно он определяет степень удовлетворения потребительского спроса, а значит, влияет в целом на качество обслуживания. Формирование и реализация ассортиментной политики на основе углубленного анализа различных параметров «товарной корзины» необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Эффективное управление ассортиментом в аптеке позволяет решить целый ряд важнейших проблем:
Решение этой задачи – процесс
многосторонний и поэтапный, учитывающий
целый комплекс различных маркетинговых
параметров и подразумевающий
Основная ассортиментная структура
Начиная формировать ассортиментную линейку аптеки, необходимо осуществить несколько последовательных шагов. Первое, что необходимо сделать, - это сформировать общую структуру ассортимента на уровне фармацевтических групп. При этом необходимо учитывать следующие параметры:
После формирования общей структуры начинается детальная работа с каждой фармгруппой в отдельности, начиная с самых приоритетных. Каждую фармгрупппу составляют ЛС, которые востребованы определенной группой покупателей. Одной из основных характеристик позиций торговой марки внутри фармгруппы является ее цена. Выделив ценовые сегменты внутри каждой фармгруппы, необходимо найти оптимальное соотношение в ассортименте каждого сегмента. При поиске этого оптимального баланса чрезвычайно важно учитывать особенности спроса, характерные для месторасположения аптеки.
Стратегический подход
Здесь самое время напомнить о том, что существует несколько видов стратегий маркетинговой деятельности, неизбежно влияющих на структуру ассортимента. Речь идет о дифференцированном (клиентоориентированном) и недифференцированном (массовом) маркетинге.
При недифференцированном маркетинге акцент делается не на отличиях потребностей отдельных групп покупателей, а на общих точках в этих потребностях. Чаще всего при таком подходе руководитель аптечного предприятия ориентируется не столько на спрос, сколько на предложение. Получается, что ассортимент «формируют» дистрибьюторы и производители.
Иначе обстоят дела при дифференцированном маркетинге, отличающемся более индивидуальным подходом к разным группам клиентов. Аптека разрабатывает для каждой категории покупателей «свой» ассортимент, и задача службы маркетинга - понять, в чем заключаются отличия потребностей отдельных групп потребителей и чем это объясняется.
В рамках стратегии дифференцированного
маркетинга есть более глубокое направление
- концентрированный целевой
Таким образом, дифференцированный
целевой маркетинг
При дифференцированном маркетинге руководитель, формируя конкретную фармгруппу, должен включить в нее оригинальный препарат, продукт из сегмента дорогих дженериков и из сегмента более дешевых дженериков (как правило, это препараты отечественного производства). Товары этой категории включаются в ассортимент не только по экономическим причинам (дешевизна), но и в силу ряда особенностей потребительской психологии: есть группа покупателей (по разным опросам - 30-40%), которые предпочитают товары именно отечественных производителей, уверенных, что отечественный препарат не так же эффективен, как аналогичный импортный. Маркетологи, безусловно, должны владеть информацией о препаратах-синонимах, о формах выпуска и дозировках.
Собирая марки
В результате проделанной работы мы получаем структуру ассортимента — ассортиментную матрицу, которая позволит предложить покупателю те продукты, которые с большой вероятностью будут им востребованы, поскольку в данном случае мы ориентировались на его потребности (т.е. на спрос, а не на предложение, как в случае с недифференцированным маркетингом).
Теперь эту структуру нужно наполнить конкретными торговыми марками.
При выборе конкретной торговой марки должны приниматься в расчет:
Заметим, что формированию оптимального ассортимента в немалой степени способствует грамотно выстроенное взаимодействие с медпредставителями компаний-производителей. Желательно, чтобы медрепы заблаговременно сообщали аптекам о предстоящих рекламных кампаниях, чтобы аптеки могли обеспечить наличие нужных препаратов в достаточном количестве к моменту скачка спроса на них. В то же время при управлении ассортиментом необходимо учитывать, что, стимулируя продажи продвигаемого препарата, рекламная кампания одновременно тормозит продажи его аналогов-конкурентов.
Источник: Журнал "Российские Аптеки" №17 (2008)
Основные принципы формирования аптечного ассортимента
Автор: Светлана
ЛЮЛИНА, директор по PR, компания «Таргет
Вояж Тренинг»
Ключевые факторы
Определяясь с ассортиментом, руководители в обязательном порядке должны ориентироваться и на такие элементы ассортиментной матрицы, как:
Формула Вильсона и средний уровень запасов
При планировании оптимального
заказа утвержденного ассортимента
аптекам целесообразно
Как известно, движение материального
потока складывается из перевозки товарно-материальных
ценностей (ТМЦ) и их остановок на
складах и рабочих местах в
виде запасов. Оптимизация движения
материального потока в логистике,
таким образом, складывается из оптимизации
транспортировки ТМЦ и
Практически во всех отраслях экономики Россия имеет свои специфические особенности. Есть такая специфика и в управлении запасами ТМЦ в аптеке.
В основе оптимизации уровня запасов лежит расчет оптимального размера заказа (ОРЗ), восполняющего запас до оптимального уровня. Критерием оптимизации при этом является, как правило, минимум совокупных затрат, связанных с запасом.
В состав общих затрат по созданию и поддержанию запасов входят:
В основе расчета среднего уровня запаса лежит постулат, согласно которому средний уровень запаса при восполнении его партиями по Q единиц равен половине этой величины, т.е. Q/2. Следовательно, функция затрат на хранение будет иметь вид формулы.
Общие затраты по созданию и поддержанию запасов (T) = затраты на хранение + стоимость размещения заказа + стоимость заказа.
Формула Вильсона малочувствительна к ошибкам в исходной информации или в прогнозе спроса из-за малой кривизны графика общих затрат в области ОРЗ. Учитывая состав формулы, при ошибке прогноза спроса на +20% изменение ОРЗ составит 1,2 = 1,095 или 9,5%. Если затраты на хранение рассчитаны с ошибкой -20%, то ошибка расчета ОРЗ составит 1/1-0,2 = 1,118, или 11,8%. Аналогично, если ошибка расчета затрат на хранение составляет +20%, то ошибка расчета ОРЗ составит 1/1+0,2 = 0,913, или 8,7%.
Вывод формулы Вильсона в теории основывается на целом ряде допущений, абсолютное большинство которых не может быть применено к практике бизнеса. К таким допущениям можно отнести следующее:
Постоянство спроса, мгновенность
поставки и работа на основе предположения,
что поставка придет без задержки
и без сбоев, фактически делает такое
движение запасов сугубо теоретическим
и совершенно нереализуемым на практике.
Для преодоления этой ситуации постоянно
предпринимаются попытки
Эта формула имеет множественные модификации, соответствующие разнообразным ситуациям работы с запасом в условиях современного бизнеса. Например, модель с учетом: потерь от дефицита, оптовых скидок, НДС, дефицита при постепенном пополнении и др.
При использовании всех модификаций формулы Вильсона следует иметь в виду, что все исходные данные приводятся к одному и тому же плановому периоду времени.
На что бы мы ни делали ставку в выборе ассортимента, всегда стоит помнить, что все сферы управления предприятием (в т.ч. и аптечным) тесно взаимосвязаны между собой, т.к. управление предприятием является системным образованием. Поэтому изменения в любом элементе управления вызывают цепную реакцию изменений во всех структурных подразделениях аптеки.
Источник: Журнал "Российские Аптеки" №17 (2008)
Секреты мастерстваКомментарии
Аптечный бизнес – один из самых сложных с точки зрения формирования оптимального товарного запаса и заказа медикаментов. Ассортимент средней аптеки значительно шире, чем у других предприятий торговли, работающих на сопоставимой площади. Редкий продуктовый или промтоварный ларек может насчитать более 500 товарных позиций в помещении размером 10-12 квадратных метров, в то время как аптечные киоски и пункты ежедневно имеют не менее 2-3 тысяч товарных позиций в своем ассортименте. Для полноценных аптек и аптечных магазинов цифра в разы выше – их ассортимент может состоять из более чем 20 тысяч видов товара.
Во многом столь широкий ассортимент определен разнообразием товарных групп. Средняя российская аптека сегодня – это не только лекарственные средства и товары медицинского назначения. Витринные полки легко вмещают средства гигиены, товары по уходу за детьми, бытовую химию и косметику, репелленты, медицинскую и бытовую технику, ортопедическую продукцию, лекарственные травы и БАДы, товары для коррекции внешности и многое другое.
Контроль товарного
запаса и оптимизация системы
заказов каждой из позиций ассортимента
аптечного предприятия —
Информация о работе Основные принципы формирования аптечного ассортимента