Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:35, доклад
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.
Ощущение — это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма.
Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:
Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой — в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение — человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.
Виды и свойства ощущений.
Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов — вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., — а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.
Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.
Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.
Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.
С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений — например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы — можно считать внешне-внутренними.
К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества — это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные — по насыщенности и цветовому тону вкусовые — по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).
Длительность ощущения — это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Пространственная локализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.
Свойства и виды восприятия.
Психические процессы основываются на
восприятии.
Восприятие (перцепция) —
это отражение в сознании человека предметов,
явлений, целостных ситуаций объективного
мира при их непосредственном воздействии
на органы чувств. В отличие от ощущений
в процессах восприятия (ситуации, человека)
формируется целостный образ предмета.
Основными свойствами восприятия являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.
Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие — это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.
Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.
Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3o в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10O в с.
Время — это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.
Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.
Механизмы ощущений (теория повторного
входа возбуждения и
Впервые идея об информационном синтезе как основе возникновения субъективных переживаний была выдвинута в середине 70-х гг. прошлого века А.М. Иваницким (1999) на основе исследований физиологических механизмов ощущений.
Идея о повторном входе возбуждения в нервные структуры как базисном механизме возникновения субъективного опыта высказывалась в последние годы многими авторами. Наиболее полно она была развита в трудах нобелевского лауреата (за исследование антител) Дж. Эделмана (Edelman, Tononi, 2000), теория сознания которого получила достаточно широкую известность.
По Дж. Эделману, в основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды,
Причем эти обратные проекции могут соединять как анатомически близкие, так и удаленные структуры. Этот повторный вход (reentering) дает возможность сравнивать полученные ранее сведения с изменениями, происшедшими за период времени от предыдущего повторного входа.
Основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина отражают представления П. К. Анохина о том, что психика возникла в эволюции потому, что психические переживания содержат обобщенную оценку ситуации, благодаря чему они выступают в качестве важных факторов поведения (П. К. Анохин, 1978).
По Дж. Эделману, в основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды, т. е. совершить обобщенную оценку ситуации уже по ТФС П.К. Анохина, когда системная структура поведения отражает историю его формирования.
Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда,
расширивший психоаналитическую теорию.
Он смог выйти за ее рамки благодаря тому,
что начал рассматривать развитие ребенка
в более широкой системе социальных отношений.
Особенности становления личности зависят
от экономического и культурного уровня
развития общества, в котором растет ребенок,
от того, какой исторический этап этого
развития он застал.
Ценности и нормы общества
передаются детям в процессе воспитания.
Дети, принадлежащие к сообществам практически
одинакового уровня социально-экономического
развития, приобретают разные черты личности
из-за разных культурных традиций, связанных
с основным видом занятий, и принятых стилей
воспитания. В разных индейских резервациях
Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу,
бывших охотников на бизонов, и Юрок —
рыбаков и собирателей желудей. В племени
Сиу детей не пеленают туго, долго кормят
грудным молоком, не следят строго за опрятностью
и вообще мало ограничивают свободу их
действий. Дети ориентируются на исторически
сложившийся идеал своего племени — сильного
и отважного охотника в бескрайних прериях
— и приобретают такие черты, как инициативность,
решительность, смелость, щедрость в отношениях
с соплеменниками и жестокость в отношении
к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей
рано отучают от груди, туго пеленают,
рано приучают к опрятности, сдержанны
в общении с ними. Они вырастают молчаливыми,
подозрительными, скупыми, склонными к
накопительству.
Развитие личности по своему
содержанию определяется тем, что общество
ожидает от человека, какие ценности и
идеалы ему предлагает, какие задачи ставит
перед ним на разных возрастных этапах.
Но последовательность стадий развития
ребенка зависит от биологического начала.
Ребенок, созревая, с необходимостью проходит
ряд следующих друг за другом стадий. На
каждой стадии он приобретает определенное
качество (личностное новообразование),
которое фиксируется в структуре личности
и сохраняется в последующие периоды жизни.
До 17—20 лет происходит
медленное, постепенное становление главного
ядерного образования — идентичности
личности. Личность развивается благодаря
включению в различные социальные общности
(нацию, социальный класс, профессиональную
группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной
связи с ними. Идентичность — психосоциальная
тождественность — позволяет личности
принимать себя во всем богатстве своих
отношений с окружающим миром и определяет
ее систему ценностей, идеалы, жизненные
планы, потребности, социальные роли с
соответствующими формами поведения.
Идентичность — условие психического
здоровья: если она не сложится, человек
не находит себя, своего места в обществе,
оказывается «потерянным».
Идентичность формируется
в юношеском возрасте, это характеристика
достаточно зрелой личности. До этого
времени ребенок должен пройти через ряд
идентификаций — отождествления себя
с родителями, мальчиками или девочками
(половая идентификация) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка, поскольку
с самого его рождения родители, а затем
и более широкое социальное окружение
приобщают его к своей социальной общности,
группе, передают ребенку свойственное
ей мировосприятие.
Еще один важный для развития
личности момент — кризисность. Кризисы
присущи всем возрастным стадиям.
На первой стадии развития
(орально-сенсорной), соответствующей
младенческому возрасту, возникает доверие
или недоверие к миру. При прогрессивном
развитии личности ребенок «выбирает»
доверительное отношение. Оно проявляется
в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечника. Ребенок, с доверием относящийся
к миру, который его окружает, без особой
тревоги и гнева переносит исчезновение
из его поля зрения матери: он уверен, что
она вернется, что все его потребности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская
любовь и нежность определяет «количество»
веры и надежды, вынесенной из первого
жизненного опыта ребенка.
В это время ребенок как
бы «вбирает» в себя образ матери (возникает
механизм интроекции). Это первая ступень
формирования идентичности развивающейся
личности.
Вторая стадия (мышечно-анальная)
соответствует раннему возрасту. Резко
возрастают возможности ребенка, он начинает
ходить и отстаивать свою независимость.
Но возрастающее чувство самостоятельности
не должно подорвать сложившееся раньше
доверие к миру. Родители помогают его
сохранить, ограничивая появляющиеся
у ребенка желания требовать, присваивать,
разрушать, когда он проверяет свои силы.
На третьей стадии (локомоторно-генитальной),
совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок
активно познает окружающий мир, моделирует
в игре отношения взрослых, сложившиеся
на производстве и в других сферах жизни,
быстро и жадно учится всему, приобретая
новые дела и обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда поведение ребенка становится
агрессивным, инициатива ограничивается,
появляются чувства вины и тревожности;
таким образом закладываются новые внутренние
инстанции — совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания. Взрослые
не должны перегружать совесть ребенка.
Чрезмерное неодобрение, наказания за
незначительные проступки и ошибки вызывают
постоянное ощущение своей вины, страх
перед наказанием за тайные мысли, мстительность.
Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе
происходит половая идентификация и ребенок
осваивает определенную форму поведения,
мужскую или женскую.
Младший школьный возраст
— предпубертатный, т.е. предшествующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия (латентная),
связанная с воспитанием у детей трудолюбия,
необходимостью овладения новыми знаниями
и умениями. Школа становится для них «культурой
в себе», со своими особыми целями, достижениями
и разочарованиями. Постижение основ трудового
и социального опыта дает возможность
ребенку получить признание окружающих
и приобрести чувство компетентности.
Если же достижения невелики, он остро
переживает свою неумелость, неспособность,
невыгодное положение среди сверстников
и чувствует себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.
Период начального школьного
обучения — это также начало профессиональной
идентификации, ощущения своей связи с
представителями определенных профессий.
Подростковый возраст и юность составляют
пятую стадию развития личности, период
самого глубокого кризиса. Детство подходит
к концу, и этот большой этап жизненного
пути, завершаясь, приводит к формированию
идентичности. В ней объединяются и преобразуются
все предыдущие идентификации ребенка;
к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший,
изменившийся внешне ребенок включается
в новые социальные группы и приобретает
другие представления о себе. Целостная
идентичность личности, доверие к миру,
самостоятельность, инициативность и
компетентность позволяют юноше решить
главную задачу, которую ставит перед
ним общество, — задачу самоопределения,
выбора жизненного пути.
В ранней зрелости, на шестой
стадии, перед взрослым человеком встает
проблема близости (интимности). Именно
в это время проявляется, истинная сексуальность.
Но человек готов к близости с другим не
только в сексуальном, но и в социальном
плане. После периода поисков и утверждения
собственной идентичности он готов «слить»
ее с идентичностью того, кого любит. Близкие
отношения с другом или любимой женщиной
требуют верности, самопожертвования
и нравственной силы. Стремление к ним
не должно заглушаться страхом потерять
свое «Я».
Зрелость, или средний возраст,
— седьмая стадия развития личности, необычайно
длительная. Решающим здесь становится
«отношение человека к продуктам своего
труда и к своему потомству», забота о
будущем человечества. Человек стремится
к продуктивности и творчеству, к реализации
своих возможностей передать что-то следующему
поколению — собственный опыт, идеи, созданные
произведения искусства и т.д.
Желание внести свой вклад в жизнь будущих
поколений является естественным, в этом
возрасте оно реализуется, прежде всего,
в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает
зависимость старшего поколения в семье
от младшего. Зрелый человек нуждается
в том, чтобы быть нужным.
Последняя стадия, поздняя
зрелость, становится интегративной: в
это время «созревают плоды семи предшествовавших
стадий». Человек принимает пройденный
им жизненный путь как должный и обретает
целостность личности.
Только сейчас появляется
мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность
сказать: «Я доволен». Дети и творческие
достижения воспринимаются как продолжение
себя, и страх смерти исчезает.
Не ощущают целостность
своего «Я» люди, недовольные прожитой
жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных
возможностей. Невозможность что-то изменить
в прошлом, начать жить заново раздражает,
собственные недостатки и неудачи кажутся
следствием неблагоприятных обстоятельств,
а приближение к последней границе жизни
вызывает отчаяние.
Информация о работе Ощущение, восприятие как познавательные процессы. Механизмы ощущений