Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:55, реферат
Гиппократ писал: "В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач... Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить".
Профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение общаться определяет его взаимоотношения с больным.
Введение
1. Основные этические принципы медицинского работника
2. Права пациента
3. Организация взаимоотношений с больными
4. Взаимоотношения с родственниками больного
5. Взаимоотношения в коллективе медицинского учреждения
Заключение
Литература
Пациенты, подавшие жалобу на качество оказанной им медицинской помощи, имеют право рассчитывать на быстрый, честный, конструктивный и искренний ответ. В нем должны содержаться объяснение произошедшего и, при необходимости, извинения. Недопустимо, чтобы жалобы пациента послужили причиной ухудшения качества оказываемой ему впоследствии медицинской помощи.
3. Организация взаимоотношений с больными
Общение - это обмен информацией между людьми.
Выделяют пять основных составляющих общения: передающий сообщение, информация, способ передачи информации, принимающий сообщение, ответ.
Факторы, облегчающие общение:
Благорасположенность собеседников друг к другу: взаимопонимание между ними, достаточное время на общение, умение говорить ясно и лаконично, не отклоняясь от темы.
Доброжелательное отношение к больному.
При первой встрече необходимо:
- создать непринужденную обстановку,
- не торопиться,
- сосредоточиться на больном,
- не превращать разговор в допрос, дать больному свободно высказаться,
- сделайте так, чтобы больному от разговора стало легче.
Умение слушать. Нет ничего важнее умения слушать своего собеседника. Слушать -- значит воспринимать и пропускать через себя. Egan пишет: "Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом, сердцем - всей душой. Человек не просто воспринимает звук - слова окрашены чувствами, они будят воображение. Самое важное можно передать интонацией, жестом, мимикой, наконец - молчанием".
Умение слушать включает:
- восприятие информации, восприятие чувств, сочувствие к собеседнику, анализ.
Принципы общения:
- говорить доступным языком.
- просвещать больного, его решения должны стать осмысленными
- не бояться повторяться, если чувствуется, что больной не до конца все понял.
Трудности во взаимоотношениях медработника и больного
Общению мешают:
- отрицательный опыт обращения к медработникам (диагностические ошибки или неэффективное лечение, нечестность, непорядочность),
- разница в возрасте, половой принадлежности, вероисповедании, социальном положении, культурном уровне, политических пристрастиях,
- психические болезни, нарушения речи, близкие или родственные отношения между медработником и больным.
Значительную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента играют личностные данные врача, медсестры, пациента, особенности его заболевания.
Необходимо остановиться на этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении.
Можно различить несколько этапов:
· начальный;
· развернутый;
· конечный.
Большое значение имеет первое знакомство с больным, пришедшим на прием или поступившим в стационар. На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом.
Недопустимы: формальное отношение, безучастность к больному. Приспособление к больничной обстановке не должно быть для больного большой нагрузкой; медперсоналу следует с первых часов пребывания больного в лечебном учреждении окружить его заботой, обеспечить его быт, организовать полноценный и своевременный уход.
Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью.
При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности.
Важно выработать умение слушать пациента, снимать с него напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты.
Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения больного. Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно
очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей.
Плохо, если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медсестрой и больным носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности.
Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, к недозволенным отношениям. Лучшая защита от опасности быть неправильно понятой - искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному.
Медработник должен иметь аккуратный внешний вид, быть собранным, приветливым; неуместны капризность, раздражительность, а также жалобы больному на тяготы своего труда. Недопустимы сплетни, фамильярность, которые мешают нормальным отношениям между медработником и больным.
На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.
На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности.
Больного в таких случаях мучают сомнения: "Что будет со мной дома?", "Как смогу я выдерживать диету?", "Что будет, если?" и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.
Личность медработника, метод его работы, стиль, умение обращаться с больными, владение техникой психологической работы с больными - все это, - само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.
Медсестре приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Прием больного в лечебной учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, выполнение назначений врача, - все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди больных является сестра, она-то и "переводит" больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое.
Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в
отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.
В современной медицине слово "больной" в основном относится к людям,
находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом
"пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а в переводе с французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный". Однако разве все больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?
4. Взаимоотношения с родственниками больного
Взаимоотношения между медработниками и родственниками больных также являются важной проблемой медицинской деонтологии. Во всех случаях они должны складываться с учетом интересов больного. Необходимо сообщать данные о состоянии здоровья пациента членам его семьи, родственникам, опекунам только с его согласия. Если пациент не дает такого согласия, им следует сообщать только необходимую или интересующую их информацию в том объеме, который необходим.
Осведомленность больного о тяжелом заболевании, как правило, снижает эффективность лечения. Поэтому в документах, выдаваемых пациенту, нередко не упоминается название тяжелого заболевания или настораживающие результаты проведенных обследований. Полную информацию в таких случаях получает один из близких родственников больного.
Данную работу можно разделить на два основных направления:
- обучение приемам ухода и обращения с больными людьми, знакомство их с особенностями ухода, питания, предметы ухода и их использование, т.е. конкретные практические приемы и методы ухода за пожилыми людьми
- психологическая помощь и поддержка родственников больных людей: роль ухаживающего в создании благоприятной атмосферы, семья и уход, влияние семьи на выздоровление и самочувствие больного человека, мотивация ухода, изменение взаимоотношений в семье с появлением больного, нуждающегося в уходе, снятие обоюдосторонней тяжести в отношениях, агрессивности, напряжения в семье (физического, психического и социального), кризисов в семье, организация групп взаимопомощи, психологическая разгрузка, тренинги и т.д.
Необходимо регулярно доводить до сведения больных и их родственников информацию о новых методах лечения лекарственными препаратами и профилактики заболеваний.
5. Взаимоотношения в коллективе медицинского учреждения
Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт.
Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса.
Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами.
Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.
Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого - с вышестоящим руководством
Медработник должен обеспечить безопасность пациентов от вреда, который могут причинить действия, распоряжения или состояние здоровья (включая употребление алкоголя и других психоактивных веществ) других врачей или работников здравоохранения. Безопасность пациента должна быть безусловным приоритетом.
Если возникают сомнения в адекватности действий, распоряжений или состояния здоровья коллеги, важно без промедления предпринять меры по оценке этих сомнений, и, если они обоснованы, обеспечить безопасность пациента.
Если имеются основания полагать, что врач или другой работник здравоохранения может создать ситуацию, опасную для здоровья пациента, после совершения любого подобного действия необходимо честно изложить свои подозрения соответствующему руководителю, например, главному врачу, главной медицинской сестре, начальнику отдела кадров, руководителю учреждения здравоохранения, сотруднику соответствующего территориального отдела здравоохранения. Если соответствующих органов здравоохранения нет или они неспособны разрешить проблему, а у вас сохраняются сомнения в безопасности пациентов, следует поставить в известность соответствующие органы власти. Если вы не уверены в том, какие действия следует предпринять, обсудите свои сомнения с коллегой, не участвующим в ситуации, или обратитесь за консультацией в органы правопорядка, медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.
Если медицинский работник отстранен от работы или его право оказывать медицинские услуги, ему следует сообщить об этом во все организации, в которых он выполняете аналогичную работу.