Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:37, лекция
Нейроциркуляторная дистония (НЦД, вегето-сосудистая дистония) имеет функциональную природу. Для нее характерны расстройства нейроэндокринной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. У подростков и юношей НЦД чаще всего обусловлена рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервно-эндокринного аппарата. В другом возрасте развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в исходе острых и хрониче-ских инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпание, переутомление, неправильные режимы питания, половой жизни, физической активности (сниженная или слишком интенсивная).
Классификация
и причины
Нейроциркуляторная дистония (НЦД,
вегето-сосудистая дистония) имеет
функциональную природу. Для
Вегетативно-сосудистые нарушения бывают в разных органах и системах. Различают сердечно-сосудистые (сердцебиение, повышение или снижение артериального давления, бледность, потливость), пищеварительные (отсутствие аппетита, отрыжка воздухом, трудности при глотании, тошнота, икота) или дыхательные (одышка, стеснение в груди). Любые из вышеперечисленных расстройств имеют общую основу: ВСД -удел людей со слабой, неуравновешенной нервной системой. Любое проявление ВСД - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативной системами, где огромную роль играют структуры, ответственные за регуляцию эмоций. Проявления ВСД очень многообразны, они могут быть похожи на все заболевания сразу. Поведение больных часто бывает назойливым, множество предъявляемых ими несуразных жалоб может привести врача в недоумение. Иногда же при установленном диагнозе ВСД остается не распознанным действительно имеющееся заболевание. Поэтому диагноз ВСД является диагнозом исключения и выставляется только после того, как будут проведены ЭКГ, исследование полей зрения, ЭЭГ, осмотры окулиста, эндокриноло-га, психотерапевта, сделаны клинические анализы мочи и крови.
ВСД
характеризуется расстройством
вегетативной регуляции внутренних
ор-ганов, сосудов, обменных процессов
вследствие первично или вторично возникаю-щих
отклонений в структуре и функции
центральных отделов
Этиологическими,
предрасполагающими, провоцирующими факторами
ВСД у детей являются наследственно-
В патогенезе
ВСД ведущее значение имеет врожденная
или приобретенная структурно-
Изменения,
обусловленные сбоями в управлении
тонусом симпатической и
Симптомы
и течение
Больных беспокоят слабость, утомляемость,
расстройства сна,
Тахикардия
при незначительной физической нагрузке,
тенденция к повыше-нию (гипертонический
тип) или понижению (гипотонический
тип) артериального давления, холодные
кисти, стопы. Кроме того, может наблюдаться
так называемый "респираторный
синдром", который заключается в ощущении
"дыхательного корсета", одышке, поверхностном
дыхании с ограничением вдоха. Гипертонический
тип ВСД характеризуется подъемом артериального
давления до 140/90 - 170/95 мм. рт. ст, а гипотонический
тип вегетативно - сосудистой (или нейроциркуляторной)
дистонии - снижением артериального давления
до 100/50 - 90/45 мм.рт.ст. Клиническую картину
ВСД дополняют: быстрая утомляемость,
снижение работо-способности, обморочные
состояния
Лечение
Предупреждение сосудистой дистонии должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, организации рационального режима труда и отдыха. Необходимо избегать нервных перенапряжений, при заболевании тщательно соблюдать режим и другие назначения врача.
Преимущественно
немедикаментозные методы: нормализация
образа жизни, закаливающие процедуры,
занятия физкультурой и некоторыми видами
спорта (плавание, легкая атлетика). Используется
физиотерапия, бальнеотерапия, санатор-но-курортное
лечение. При раздражительности, расстройствах
сна - препараты валерианы, пустырника,
валокордин, иногда транквилизаторы. При
гипотензивном типе - лечебная физкультура,
беллоид, кофеин, фетанол. При гипертензивном
типе - бегаадреноблокаторы, препараты
раувольфии.
1. Сбалансированный
режим дня, сон - наилучший отдых
(8-10часов).
2. Адекватная
физическая активность. Только подростки
с АД 140-90 и выше занимаются
в подготовительной
Дозированное применение
Занятия лечебной физкультурой - прекрасное средство тренировки организ-ма и. повышения работоспособности. При выполнении упражнений необходимо руководствоваться следующими правилами:
- учитывать состояние Вашего здоровья;
- физическую нагрузку соразмерять с возрастом и тренированностью орга-низма;
- противопоказаны
игры, при которых возможны
- противопоказаны
упражнения, связанные с сотрясением
тела (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.
ЛФК оказывает нормализующее
влияние на сосудистую
Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Больным показаны утренняя гигиени-ческая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.
Сердечно-сосудистая система
Лечебная физкультура при ВСД включает: общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры.
1. Лежа
на спине, руки в стороны,
в правой руке теннисный мяч.
Руки соеди-нить впереди,
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5-6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук - вдох, при опускании - выдох.
3. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.
4. Лежа
на спине, руки вперед - в стороны.
Махи одной ногой к разноимен-
5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха - выдох.
6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опус-кая и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.
7. Лежа
на спине, в правой руке, поднятой
вперед, держать теннисный мяч.
Выполнять рукой круговые
8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15-20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачи-вать. Дыхание не задерживать.
9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на мысок одной ноги.
10. Сидя
на полу, упор руками сзади.
Мах правой ногой вверх - влево,
вер-нуть в исходное положение.
11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести oвправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.
12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выпол-нять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10-15 с каждой ногой. Смотреть на мысок.
13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круго-вые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на мыски.
14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, про-гнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.
15. Стоя,
держать гимнастическую палку
внизу. Присесть и поднять
16. Стоя,
держать гантели впереди.
17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.
18. Стоя,
гантели в опущенных руках.
Поднять гантели вверх, затем
опустить. Смотреть сначала на
правую гантель, затем на