Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:55, реферат
В настоящее время пожилые люди все чаще оказываются в сложной жизненной ситуации: с прекращением трудовой деятельности снижается уровень материального благополучия, с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети постоянно заняты своими семьями).
Родственники и социальные службы проявляют определенную заботу о пожилых людях. Чаще всего такая забота сводится к оказанию материальной поддержки (купить продукты, одежду, медикаменты, навести порядок в квартире, устроить в дом престарелых). Это сделать гораздо проще, чем вернуть тепло домашнего очага и внимание близких.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ………………………..4
1.1 Социальный статус человека в старости…………………………………….4
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема……………….6
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..8
2.1. Медико – социальная реабилитация пожилых людей……………………..8
2.2 Основные проблемы пожилого больного…………………………………11
2.3 Уход за пожилым больным…………………………………………………13
2.4 Реабилитационные программы……………………………………………..13
Литература……………………………………………………………………….15
Эффективность проведения поведенческой терапии во многом зависит от высокой мотивации пациентов и от активного участия их в этом процессе. Лечение недержания мочи на базе поведенческих реакций отвечает современным тенденциям в гериатрии улучшать и поддерживать КЖ больных с использованием наименее инвазивных и безопасных процедур, которые могут применяться в амбулаторных условиях под руководством персонала, даже не имеющего медицинского образования.
2.3 Уход за пожилым больным
Не менее важной проблемой в обеспечении качество жизни пожилого больного в современных условиях является уход, особенно при ряде таких состояний, как трофические язвы нижних конечностей, диабетическая стопа, наличие эпицистостомы, недержание мочи. Обеспечение ухода может быть осуществлено средним медперсоналом, специально обученными родственниками, социальными работниками. Понятие «геронтологический уход» формируется постепенно в самостоятельную дисциплину, связанную с вопросами многоаспектной диагностики, вмешательств, в том числе и собственно ухода, оценкой полученных результатов, разработки новых форм этой деятельности.
В условиях старческой полиморбидности
важное значение с точки зрения влияния
на качество жизни приобретает так называемый
синдром взаимного отягощения, характеризующийся
усугублением функциональных нарушений
со стороны одной системы (сердечно-сосудистой)
при декомпенсации другой сопутствующей
патологии (бронхолегочной). Так, например,
обострение хронической обструктивной
болезни легких (ХОБЛ) часто приводит не
только к усилению признаков дыхательной
недостаточности, но и усугублению имеющейся
у пациента сопутствующей сердечной недостаточности,
что в итоге в значительно большей степени
нарушает качество жизни.
2.4 Реабилитационные программы
Существенным компонентом программ ведения пожилого больного, составленных с учетом функционального состояния, психического и соматического статуса, является реабилитация, направленная на поддержание и улучшение функционального состояния лиц пожилого и старческого возраста. Именно функциональное состояние, а не заболевание само по себе, определяет КЖ пожилых. Реабилитационные программы должны включать ряд мероприятий, направленных, главным образом, на поддержание функционального состояния, адекватного потребностям пожилого больного. Особый акцент на реабилитацию должен быть сделан у пожилых больных с хроническими заболеваниями (ХОБЛ, сердечная недостаточность и др.), проявления которых нарушают КЖ. Так, например, основным симптомом, нарушающим КЖ больного с хронической дыхательной недостаточностью на фоне ХОБЛ, является одышка, причем четкая корреляция между выраженностью одышки (субъективный признак!) и показателями функции внешнего дыхания выявляется не всегда. Именно наличие одышки ограничивает мобильность больных, что в свою очередь, препятствует их общению с близкими и друзьями, затрудняет самообслуживание (соблюдение личной и жилищной гигиены, приобретение и приготовление пищи и т.д.), может вызывать депрессивные расстройства, т.е. ведет к социально-психологической дезадаптации. Между тем возможности медикаментозной терапии у многих больных часто оказываются ограниченными и основным, если не единственным, способом, уменьшающим одышку, является кинезоитерапия, направленная на выработку у больного рационального паттерна дыхания, тренировку дыхательной мускулатуры, функционирующей в оптимальном для конкретного больного режиме. Данные метаанализа 14 контролированных рандомизированных исследований показали, что респираторная реабилитация у пожилых больных с дыхательной недостаточностью на фоне ХОБЛ позитивно влияет на основные показатели КЖ, оцениваемые на основании разных опросников (персональный опросник, анкета депрессии, опросник настроения) [6].
Таким образом, врач должен иметь в виду, что адекватная респираторная реабилитация у больных с ХОБЛ, так же как и дозированная физическая нагрузка и двигательная активность у больных с сердечной недостаточностью, соответствующий комплекс упражнений при дегенеративно-воспалительных заболеваниях суставов, постоянная тренировка памяти в случаях мягкой деменции, может оказывать очевидное позитивное влияние на качество жизни пожилых пациентов.
В реабилитационных программах, направленных на обеспечение и поддержание качество жизни пожилых пациентов, существенным является образовательный компонент. Образовательные программы включают информирование пожилых людей о процессах старения и связанных с ними изменениях физического и психического состояния, о частых в пожилом возрасте недугах. Пожилой пациент должен быть ориентирован и в доступной форме информирован о том, что старость и старческие заболевания не обязательно сопутствуют друг другу. Осознание этого позволяет пожилым более адекватно оценивать свое состояние, своевременно обращаться к врачу, не объясняя изменения в состоянии здоровья только возрастным фактором. Обучение с целью обеспечения качества жизни пожилых должно включать:
• формирование устойчивой мотивации активного долголетия;
• пропаганду физической активности с учетом функционального состояния органов и систем;
• рациональное питание;
• психологический тренинг;
• преодоление сидячего образа жизни;
• психологическую поддержку;
• переориентировку интересов и жизненных ценностей;
• создание благоприятного микроклимата в семье;
• востребование пожилых в обществе с учетом профессионального опыта.
При этом
появляется реальная возможность избавления
пожилого больного от пессимистического
и даже обреченного взгляда на оставшуюся
жизнь, пересмотра прежних представлений
о неизбежности физических и психических
недугов в старости и ограниченных возможностях
изменить свой социально-психологический
статус. Такая позиция находится в противоречии
с упрочившейся в сознании многих людей,
в том числе и медиков, концепцией эйджеизма,
ведущей, по сути, к терапевтическому и
психосоциальному нигилизму.
Литература
1. Филленбаум Г.Г. Здравоохранение и благополучие пожилых. Подходы к многоаспектной оценке. ВОЗ. Женева, 1987.
2. Cape R. In Aging: Its Complex Managment. Hagerstown Md. Harper and Row, 1978.
3. Rubinstein LZ, Bernabei R, Wieland D. Aging Clin Exp Res 1994; 6, 1: 1–3.
4. Оверал Д.В. Развитие медико-социальной помощи в здравоохранении. Материалы семинара. М., 1997.
5. Burgio KL, Locher JL, Good PS et al. JAMA 1998; 280: 1995–2000.
6. Lacasse Y, Wong E, Guyott GH et al. Lancet 1996; 348: 1115–9.
Информация о работе Медико-социальная помощь больным пожилого возраста