Медицинское страхование в России, проблемы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Медицинское страхование как предмет специализации страхующей организации мало совместимо с другими областями страховой деятельности. Об этом свидетельствует высокая специфичность предмета страхования – здоровья, необходимость иметь дело с массовым контингентом страхующихся, повседневный характер взаимоотношений с клиентами по поводу наступления страховых случаев, наконец, значительный объем страхового возмещения. Таким образом, распорядителями средств медицинского страхования должны стать прежде всего специализированные страховые организации и действующие автономно территориальные страховые фонды

Содержание

стр.
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования
5
1.1. Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования
5
1.2. Принципы организации медицинского страхования 7
1.2.1. Обязательное и добровольное страхование
1.2.2. Объекты и субъекты медицинского страхования

1.2.3. Договор медицинского страхования

1.2.4. Медицинский полис
7
8

8

9

1.3. Финансирование медицинского страхования 9
1.3.1. Фонды медицинского страхования
1.3.2. Тарифы медицинского страхования
9
11

1.4. Законодательная опора медицинского страхования в РФ 12
Глава 2. Организация медицинского страхования в России 15
2.1. Система медицинского страхования в РФ 15
2.1.1. История медицинского страхования
2.1.2. Развитие медицинского страхования в России

2.1.3. Перспективы развития системы медицинского страхования
15
15

19

2.2. Система обязательного медицинского страхования (ОМС) 21
2.2.1. Необходимость создания
2.2.2. Центральные проблемы ОМС.

Новости Самарской губернии

2.2.3. Участники системы ОМС

2.2.4. Модели внедрения ОМС в Российской Федерации
22
23

27

27

32

2.3. Добровольное медицинское страхование (ДМС) 33
2.3.1. Объекты и субъекты ДМС
2.3.2. Экономическая необходимость ДМС

2.3.3. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России
35
36


37

2.4. Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования
39
2.5. Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования
41
Глава 3. Медицинское страхование за рубежом 43
3.1. Зарубежный опыт медицинского страхования 43
3.2. Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России
46
Заключение 51
Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

медицинское страхование.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

      Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. № 1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях, за исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств федерального бюджета.

      Значительно (на 34,6%) возросли поступления на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 24,1 млрд. рублей. Однако это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет 76,0 млрд. рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей численности населения Российской Федерации.23

      В настоящее время государственные  обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми ресурсами. До сих пор не утверждена базовая программа ОМС, а территориальные программы ОМС финансируются лишь на 40-60%.24 

2.2.2. Центральные проблемы  ОМС

      В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных условиях (Выполнение обязательств государственного бюджета по взносам на ОМС, привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых ресурсов для обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет недостаточно. При этом важно учитывать, что чрезмерные обязательства государства ведут к деформации экономических отношений в отрасли, поскольку в условиях несбалансированности программ ОМС ограничиваются возможности полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и ЛПУ, а значит, и повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи. Тем самым нарушается важнейшее условие осуществления реформы здравоохранения – предсказуемость поступлений финансовых ресурсов.

      Не  менее очевиден и отрицательный  социальный и политический эффект чрезмерной декларативности государственных обязательств: бесплатность медицинской помощи становится все более иллюзорной, растет недовольство населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается. Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями. С одной стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам труда в общественном секторе здравоохранения. С другой – пациенты иногда вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие реальному вкладу медиков.

      Объем платных медицинских услуг населению  с 1993 г. по 2001 г. увеличился с 1,7 до 4,6% от общего итого платных услуг населению в стране. 

Таблица 1

Структура платных услуг  населению (в % к итогу)25 

Все оказанные  
услуги населению,

в т.ч.

1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
100 100 100 100 100 100 100 100
Бытовые

Пассажирского транспорта

Связи

Жилищно-коммунальные

Системы образования

Культуры

Туристско-экскурсионной

Физической культуры и спорта

29,4

29,3

5,9

10,3

2,4

1,6

2,0

0,2

19,3

28,0

7,6

19,4

2,5

1,1

1,3

0,3

18,8

25,3

7,9

20,7

3,0

1,1

1,3

0,3

18,1

26,0

8,4

21,3

4,2

1,4

2,1

0,3

16,7

24,5

9,2

22,1

5,1

1,2

1,9

0,4

15,7

25,9

10,0

20,4

6,4

1,5

1,8

0,4

14,5

25,8

11,2

20,2

6,9

1,6

1,8

0,4

13,3

25,3

11,9

22,2

6,8

1,9

1,7

0,4

Медицинские 1,7 2,6 2,7 3,5 3,8 4,5 4,5 4,6
Санаторно-оздоровительные

Правового характера

Другие

5,0

6,8

5,4

3,4

8,1

6,4

2,9

7,5

8,5

2,4

8,9

3,4

2,7

8,0

4,1

2,8

6,1

4,5

3,1

5,2

4,8

2,7

4,7

4,5

Рис. 2. Структура платных  услуг населению  в 2001 г.26 

      В Приволжском федеральном округе Самарская область занимает первое место по объему предоставляемых  платных услуг на душу населения. На конец 2001 г. он составил 5101 руб.!27 Это можно объяснить сильной разницей в регионах округа уровня жизни населения.

 

Рис.3. Объем платных  услуг населению  в Приволжском  федеральном округе в 2001 г.28 

      В рамках ОМС гарантируется предоставление амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, предоставляемой в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм, оказание первой медицинской помощи. Это, по моему мнению, далеко от реальности, о чем свидетельствует стабильная тенденция уменьшения больничных учреждений, так же как и численности врачей и медицинского персонала к 2001 г. 

Таблица 2

Лечебно-профилактическая помощь населению. Медицинские  учреждения29

Годы Число больничных учреждений, тыс. Число больничных коек Число  
врачебно-амбулаторных учреждений, тыс.
Мощность врачебно-амбулаторных поликлинических учреждений, посещений в смену.
Всего, тыс. На 10000  
населения
Всего, тыс. На 10000  
населения
1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

12,1

11,8

11,5

11,1

10,9

10,7

10,6

1850,5

1812,7

1760,7

1716,5

1672,4

1671,6

1653,4

126,1

123,9

120,6

117,8

115,5

115,9

115,4

21,1

22,1

21,7

21,1

21,1

21,3

21,3

3457,9

3470,1

3475,3

3482,5

3494,6

3533,7

3548,8

235,6

237,1

238,1

239,3

241,4

245,0

247,6

 

      Как видно из таблицы 2, число больничных учреждений и больничных коек стабильно уменьшается, имея обратную зависимость с динамикой количества врачебно-амбулаторных учреждений. Не смотря на сокращение числа медицинского персонала, количество обращений за медицинской помощью в них растет.  

Таблица 3

Лечебно-профилактическая помощь населению. Численность  медицинских кадров30

Годы Численность врачей Численность среднего медицинского персонала
Всего,  
тыс.чел.
На 10000  
населения
Всего,  
тыс.чел.
На 10000  
населения
1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

653,7

669,2

673,4

679,8

682,5

680,2

677,8

44,5

45,7

46,1

46,7

47,1

47,2

47,3

1628,8

1648,8

1626,3

1620,9

1611,7

1563,6

1544,4

111,0

112,7

111,4

111,4

111,3

108,4

107,8

 

      По  данным Российского статистического  ежегодника в Самарской области численность врачей на 10000 тыс. населения имела тенденцию постоянного увеличения до 1998 г., а потом стремительно упала с 48,7 до 47,1 человек на 10000 населения.31 В то время, как у наших «соседей» в Оренбургской и Ульяновской областях данный показатель медленно, но продолжает расти.

      Отрадно, что растет число станций скорой медицинской помощи, это способствует оказанию скорой медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования большему количеству в ней нуждающихся – об этом свидетельствуют данные таблицы 4. 

Таблица 4

Обслуживание  населения скорой медицинской помощью32

  1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Число станций (отделений) скорой медицинской помощи (на конец года) 3042 3172 3164 3150 3135 3142 3175 3212
Численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах:

  всего, млн. чел.

  на 10000 населения

51,5

348

52,5

355

51,0

348

50,9

348

50,4

346

50,5

348

52,3

362

52,3

364

 

      В 1997-2001 годах в территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, их филиалы и страховые медицинские организации от граждан поступило около 4 млн. обращений по различным аспектам защиты их прав. Ежегодно возрастает сумма возмещенного ущерба по искам, удовлетворенным в судебном порядке. Нельзя недооценивать и значение проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. По сути, мы разделили функции оказания медицинской помощи и функции ее оценки между субъектами, привлекая к защите интересов пациентов профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов.33

      В сложившейся ситуации необходимо отказаться от деклараций и трезво оценить финансовые возможности здравоохранения. Практически это означает необходимость принятия новой процедуры формирования базовой программы ОМС. Определяемый этой программой минимальный социальный стандарт, ниже которого не могут быть установлены объем и условия оказания медицинской помощи в территориальных программах ОМС, должен утверждаться вместе с размером взноса на ОМС и поступлениями из бюджета, необходимыми для достижения этого стандарта.

Информация о работе Медицинское страхование в России, проблемы его развития