Медицинское страхование в России, проблемы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Медицинское страхование как предмет специализации страхующей организации мало совместимо с другими областями страховой деятельности. Об этом свидетельствует высокая специфичность предмета страхования – здоровья, необходимость иметь дело с массовым контингентом страхующихся, повседневный характер взаимоотношений с клиентами по поводу наступления страховых случаев, наконец, значительный объем страхового возмещения. Таким образом, распорядителями средств медицинского страхования должны стать прежде всего специализированные страховые организации и действующие автономно территориальные страховые фонды

Содержание

стр.
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования
5
1.1. Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования
5
1.2. Принципы организации медицинского страхования 7
1.2.1. Обязательное и добровольное страхование
1.2.2. Объекты и субъекты медицинского страхования

1.2.3. Договор медицинского страхования

1.2.4. Медицинский полис
7
8

8

9

1.3. Финансирование медицинского страхования 9
1.3.1. Фонды медицинского страхования
1.3.2. Тарифы медицинского страхования
9
11

1.4. Законодательная опора медицинского страхования в РФ 12
Глава 2. Организация медицинского страхования в России 15
2.1. Система медицинского страхования в РФ 15
2.1.1. История медицинского страхования
2.1.2. Развитие медицинского страхования в России

2.1.3. Перспективы развития системы медицинского страхования
15
15

19

2.2. Система обязательного медицинского страхования (ОМС) 21
2.2.1. Необходимость создания
2.2.2. Центральные проблемы ОМС.

Новости Самарской губернии

2.2.3. Участники системы ОМС

2.2.4. Модели внедрения ОМС в Российской Федерации
22
23

27

27

32

2.3. Добровольное медицинское страхование (ДМС) 33
2.3.1. Объекты и субъекты ДМС
2.3.2. Экономическая необходимость ДМС

2.3.3. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России
35
36


37

2.4. Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования
39
2.5. Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования
41
Глава 3. Медицинское страхование за рубежом 43
3.1. Зарубежный опыт медицинского страхования 43
3.2. Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России
46
Заключение 51
Список литературы 54

Работа содержит 1 файл

медицинское страхование.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

    1.2. Принципы организации  медицинского страхования

1.2.1. Обязательное и  добровольное страхование.

      Медицинское страхование по характеру оказываемой  помощи подразделяется на обязательное и добровольное.

      Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

      Обязательное  медицинское страхование в отличие  от добровольного охватывает все страховые риски независимо от их вида.

      Добровольное  медицинское страхование является дополнением к обязательному  страхованию. Осуществляется оно на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

      Обязательное  медицинское страхование является всеобщим. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

      При коллективном страховании, как правило, в качестве страхователя выступает  предприятие, организации и учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).

      При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают предприятия, организации, учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).

      При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают граждане, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования себя или другого лица (родственника и т.д.) за счет собственных средств. 

1.2.2. Объекты и субъекты  медицинского страхования

      Как и в любом предмете экономического исследования, в страховании, в т.ч. и в медицинском, имеют место объекты и субъекты.

      В качестве субъектов медицинского страхования  выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение.

      Страховщик  – это специальная организация (государственная  или негосударственная), ведающая созданием и использованием денежного фонда. В медицинском страховании – это страховые медицинские организации – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие право заниматься медицинским страхованием.

      Страхователь  – юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи. В добровольном и обязательном медицинском страховании страхователи отличаются. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения – органы государственного управления республик, краев, областей, городов, местная администрация; для работающего населения – предприятия, учреждения, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или предприятия и организации, представляющие интересы граждан.

      Медицинскими  учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

      Объектом  обязательного медицинского страхования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.6

      Более подробно оба вида медицинского страхования рассмотрены во второй главе данной курсовой работы.  

1.2.3. Договор медицинского  страхования 

      Медицинское страхование осуществляется в форме  договора, заключаемого между сторонами  медицинского страхования. Условия  договора медицинского страхования регулируются ст.4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ».

      Договор медицинского страхования должен содержать:

  • наименование сторон;
  • сроки действия договора;
  • численность застрахованных;
  • размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
  • перечень медицинских услуг, соответствующих программ обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • права, обязанности, ответственность сторон и иные, не противоречащие законодательству РФ условия.7
 

1.2.4. Медицинский полис

      Каждый  гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский  полис.  Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

      Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.

      Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации,  а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан.8  

1.3. Финансирование медицинского  страхования 

1.3.1. Фонды медицинского  страхования

      Необходимость внедрения медицинского страхования  в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

      По  сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

      В связи с внедрением принципов  медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

      Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).

      Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между ЛПУ и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

      В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском  страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

  • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных  бюджетов;
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

      Из  этих источников формируются:

  • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
  • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

      Финансовые  средства государственной системы  ОМС предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:

  • отчисления из бюджета;
  • средства предпринимателей;
  • личные средства граждан.

      В России финансовые средства системы  ОМС формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования в настоящее время в размере 3,6% от начисленной заработной платы.

      Средства  поступают через банки в фонды  обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.9 

      Добровольное  медицинское страхование предназначено  для финансирования медицинской помощи сверх социального гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами. Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном – граждане. Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).

      Концентрация  всех финансовых ресурсов в одних  руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).10

      В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации11 накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.12 

1.3.2. Тарифы медицинского  страхования

      Тарифы  на медицинские услуги в системе  обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

      Страховой тариф взносов на обязательное медицинское  страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда (в настоящее время в размере 3,6%) по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.

      Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.

      Тарифы  на медицинские и другие услуги при  добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.  

Информация о работе Медицинское страхование в России, проблемы его развития