Медицина в Греции классического периода (V в. до н. э.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, реферат

Описание работы

В классический период истории Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного развития. Наступил «высочайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс), тесно связанный с государственной деятельностью Перикла (444—429 гг. до н. э.) и возвышением могущества Афин, как гегемона Афинского морского союза.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….…з

2.1Философские основы древнегреческой медицины………………………...4

2.2 Врачебные школы…………………………………………………………....7

2.3 Гиппократ…………………………………………………………………….10

2.4 «Гиппократов сборник»……………………………………………………..11

2.5 Врачебная этика в древней Греции………………………………………....15

2.6 Клятва Гиппократа…………………………………………………………..17

3. Приложение……………………………………………………………………19

4. Литература…………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

медецина .docx

— 67.44 Кб (Скачать)

    Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Вели-1 кого (ок. 460—ок. 370 гг. до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates)." Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в древней Греции. Через несколько лет после того. как Гиппократ докинул о. Кос, на острове, на том месте, где при Гиппократе располагалось скромное святилище и врачебная школа, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

    Видным  врачевателем косской школы был  также Праксагор (Praxagoras.  IV в. до н. э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской  врачебной школы (период эллинизма) .

    Таким образом, анализ дошедших до нас сведений о врачевании в древней Греции классического периода показывает, что достижения его не сводятся только к имени Гиппократа (как это часто делается) — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках и темпераментах, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов древней Греции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Гиппократ

    Достоверные сведения о жизни Гиппократа (рис. 43) весьма ограничены. Самые первые биографии Гиппократа (или Иппократа) были написаны не ранее, чем несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы (Соран, II в.; Свида, X в. и другие) не были его современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача. Так, Свида в своем «Лексиконе» («Suida Lexi-kon») представляет Гиппократа следующими словами:

    «Гиппократ  — косский врач, сын Гераклида... стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства... Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия из Леонтины, ритора и философа, по утверждению некоторых— также    Демокрита  из Абдер.

    Имея  двух сыновей Фессала и Дракона, он скончался 104 лет от роду и похоронен в Лариссе Фессалийской».

    Таким образом, известно, что Гиппократ  родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.

    Гиппократ жил в период высочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был век Перикла, в истории — век Геродота и Фукидида, в философии — век Левкиппа, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, в поэзии — век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества — век По-ликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины — век Гиппократа, Эврифона, Праксагора...

    Гиппократ не был «отцом медицины», которая  в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода. 

    2.4 «Гиппократов сборник»

    Вопрос  о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя, после смерти Гиппократа — в III в.до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей (г. Александрия, Царство Птолемеев), основанном Диадохом (греч. последователь) Александра Македонского — Птолемеем I Сотером, первым правителем(323—282 гг. до н. э.) эллинистического Египта. По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тысяч свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески, на ионийском диалекте. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей древней Греции классического периода. Около 300 г. до н. э. все медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник» (лат. «Corpus Hippocraticum»). Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей, живших в V—III вв. до н. э. (рис. 44).

    Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы»,  «Прогностика»,  «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и  некоторые другие.

    «А  ф о р и з  м ы»  состоят из восьми разделов. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Особое место уделено прогностике.

    Начинаются  «Афоризмы» словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что  необходимо, ко и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его  деятельности».

    «Чтобы  изложить так кратко,— писал автор  русского перевода (1840) врач С. Ф. Вольский,—  потребны были чрезвычайный ум, многолетняя  опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке  и человечеству».

    «П  р о г н о  с т и к а» представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз того времени (наблюдение, осмотр и опрос больного), и освещены основы наблюдения и лечения у постели больного.

    «Э  п и д е м  и и» (в семи частях) по своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не эпидемические т. е. инфекционные, заразные), а широко распространенные среди народа заболевания (от греч. epi — над и demos— народ). Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического     подхода    в    медицине древней Греции, когда врач ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

    «О  в о з д у х а х,  в о д а  х,  м е с т н о с т я х» — первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Большое место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы: 1) причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого. Образу жизни в древней Греции придавалось большое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли личная гигиена, закаливание и физическое воспитание. В этом сочинении описаны различные типы характеров, которые связывались, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), т. е. с условиями окружающей природы. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые определяют предрасположение к определенным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

    Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на основе древнегреческих  представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) — сангвинический тип, слизи (греч. phlegma) — флегматический, желтой желчи (греч. chole) — холерический, черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический    (названия этих типов. сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились лишь спустя несколько столетий).

    В наши дни учение о четырех типах  телосложения и темперамента у людей, разработанное И. П. Павловым (см. с. 255), базируется на соотношении процессов  возбуждения и торможения в центральной  нервной системе и имеет экспериментальное научное обоснование.

    Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia от cheir — рука и ergon— действие; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов»  и т. д. дают стройное представление  о высоком развитии в древней  Греции учения о повязках, хирургических  аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)»— рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии (древнегреческие врачи занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию — учение о повязках).

    В классический период древние греки  не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему хирургия древних индусов превосходила в то время хирургию древних греков.

    В «Гиппократовом сборнике» приведены  описания заболеваний зубов и  десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т. д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан (возможно, из-за несовершенства экстракционных щипцов; их образец хранится в храме Аполлона в Дельфах). В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они устанавливали кость на место и увязывали зубы золотой проволокой. В «Гиппократовом сборнике» описаны также состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель), приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта.

    Оказание  помощи при болезнях зубов или  челюстно-лицевых травмах отображено в античном искусстве. Одним из свидетельств тому является чеканное изображение на ритуальном сосуде, обнаруженном в 1830 г. в богатом скифском захоронении IV в. до н. э.— кургане Куль-Оба, расположенном в шести километрах от г. Керчь (в прошлом Пантикапей). В классический период истории Греции Пантикапей был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур там сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура.

    На  сосуде изображены четыре сцены, которые, как полагают ученые, иллюстрируют древний скифский миф о прародителе скифского народа Таргитае и трех его сыновьях: один из них выдержал испытание и натянул тетиву на отцовский лук; двое других потерпели неудачу, в результате чего сорвавшееся древко лука причинило одному из них повреждение в области левой части нижней челюсти (рис. 45), а другому — травму левой голени. Утверждать, что на куль-обском сосуде изображено удаление зуба   (как    предполагал    в  1896 г. профессор Л. Ф. Змеев), в настоящее время з связи с последними историческими исследованиями не представляется возможным.

    «Гиппократов  сборник», объединивший в себе труды  различных врачебных школ, представляет собой энциклопедию древнегреческой  медицины классического периода. В нем перечислено более 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения. Его работы отразили естественнонаучные представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причинной связи болезней , условиями жизни и целительных силах природы, вобрали в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5 Врачебная этика в древней Греции

    «Гиппократов  сборник» содержит пять сочинений, посвященных  врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они  дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись  к ним в обществе.

    В процессе обучения будущий врачеватель  должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность ... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно  и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).

Информация о работе Медицина в Греции классического периода (V в. до н. э.)