Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, реферат
В классический период истории Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного развития. Наступил «высочайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс), тесно связанный с государственной деятельностью Перикла (444—429 гг. до н. э.) и возвышением могущества Афин, как гегемона Афинского морского союза.
1. Введение…………………………………………………………………….…з
2.1Философские основы древнегреческой медицины………………………...4
2.2 Врачебные школы…………………………………………………………....7
2.3 Гиппократ…………………………………………………………………….10
2.4 «Гиппократов сборник»……………………………………………………..11
2.5 Врачебная этика в древней Греции………………………………………....15
2.6 Клятва Гиппократа…………………………………………………………..17
3. Приложение……………………………………………………………………19
4. Литература…………………………………………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
Медицина в Греции классического периода (V в. до н. э.)
Специальность 050100.62
«Педагогическое
образование» профиль подготовки «Русский
язык»
Выполнила студентка
132 группы 1 курса
Харисова Зульфия
Рауиловна
Проверила: Хафизова
Гузель
Мисбаховна
Набережные Челны
2011
Содержание:
1.
Введение…………………………………………………………
2.1Философские
основы древнегреческой
2.2
Врачебные школы………………………………………
2.3
Гиппократ………………………………………………………
2.4
«Гиппократов сборник»………………………
2.5 Врачебная этика в древней Греции………………………………………....15
2.6 Клятва Гиппократа…………………………………
3. Приложение……………………………………………………
4. Литература……………………………………………………
Введение
В классический период истории Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного развития. Наступил «высочайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс), тесно связанный с государственной деятельностью Перикла (444—429 гг. до н. э.) и возвышением могущества Афин, как гегемона Афинского морского союза. Эпоха Перикла стала временем блистательного расцвета греческой философии и естественнонаучного знания. Перикл собрал в Афинах многих знаменитых ученых и деятелей искусства. Среди них Фидий, Софокл, Геродот, Анаксагор. Их взгляды в значительной степени были свободны от религии, что отличало греческую культуру того периода от всех других культур древнего мира. «В эпоху Перикла, — писал К. Маркс,— софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию».
О
медицинских знаниях
2.1Философские основы древнегреческой медицины
В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от грен, philosophia — любовь к мудрости, к знанию). Все великие врачеватели были философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.
Формирование греческой философии (как уже отмечалось) проходило в VII—VI вв. до н. э., главным образом, в Ионии — греческих поселениях на Малоазиатском побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Кос, Книд.
Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.
Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Thales, 624—546 гг. до н. э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.
Последователь Фалеса Анаксимандр из Милета (Anaximandros, ок. 61,1—546 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия — апейрон (греч. apeiron — беспредельный, бесконечный), т. е. вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Он первым пытался найти всеобъемлющее рациональное объяснение жизни и мира и искал естественные толкования происхождения звезд, облаков и землетрясений.
Другой последователь Фалеса Анаксимен из Милета (Anaximenes, ок. 585—525 гг. до н. э.) считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется огонь, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (т. е. количество первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).
Гераклит из Эфеса (греч. Herakleitos, ок. 554—483 гг. до н. э.) видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе противоположностей (его философия была неразрывно связана с диалектикой). В отличие от первых ионийских натурфилософов, которые искали устойчивое первовещество, Гераклит считал, что воплощением всех превращений является огонь.
Левкипп из Милета или Абдер (греч. Leukippos, ок. 500—440 гг. до н. э.) объяснял все происходящее в мире движением мельчайших частиц — атомов в абсолютной пустоте. Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (греч. Demokritos, 460—371 гг. до н. э.), взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя, создал целостную систему античной атомистики. Будучи человеком энциклопедических знаний, Демокрит оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве, лекарствах и т. п. Демокрит считал, что все жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением и связями атомов. Филосрфйя Демокрита была направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением явлений природы: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Не воздержанностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям». Философские воззрения Демокрита представляют собой вершину естественнонаучного (материалистического) учения античности.
Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной философии сделал Платон из Афин (Plato, 427—347 гг. до н. э:), один из выдающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его первоначальном . смысле. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного устройства и в результате создал философию объективного идеализма (начало этого учения заложили пифагорейцы, которые считали основой всего числа и числовые отношения). Основными составляющими учения Платона являются: учение о государстве, теория идей, этика и гносеология (учение о познании). Главное философское ядро учения Платона — теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. В 388—387 гг. до н. э. Платон основал в Афинах собственную Академию, члены которой занимались главным образом математикой' и построенной на ней своеобразной диалектикой.
Таким
образом, в классический период истории
древней Греции сформировались две
основные классические системы античной
философии: естественнонаучное
(материалистическое) атомистическое
учение, сформулированное в трудах Демокрита,
и объективный идеализм, созданный Платоном.
Обе они оказали влияние на формирование
медицины, которая в древнем мире была
неотделима от философии. Ионийская натурфилософия
открыла пути к изучению основных причин
заболеваний и самого процесса болезни.
Характерная для античных философских
систем тенденция к систематизации знаний
способствовала развитию систематизации
в медицине, вела к созданию теорий болезни
и зарождению самостоятельных направлений
(анатомия и хирургия периода эллинизма).
2.2 Врачебные школы
Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за "пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в ее заморских поселениях. Из ранних школ наиболее известны Родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Карена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицилия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.
Кротонская врачебная школ, а достигла своего расцвета уже г VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же (монархия) одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным («contraria contrariis curantur» — тезис, часто приписываемый Гиппократу). Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врачеватель Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н. э.) — «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел [животных]» (Халкидий). Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.
Книдская врачебная школа стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представлялось как результат их благоприятного смешения (греч. eukrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyskrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках организма сформировалась гуморальная (от лат. humores — жидкости) теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине до XIX в., т. е. в течение двух тысячелетий.) Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней (симптомах) и диагностике (метод выслушивания, которым пользовался Гиппократ и открытие плевретического трения). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н. э.) — современник Гиппократа.
Сицилийская врачебная школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом из Акраганта (греч. Етpedokles, ок. 495—435 гг. до н. э.) и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемые, они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование чего была отлита монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Косская
врачебная школа — главная
медицинская школа древней
Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (его physis). Болезнь в их понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую считали «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг». Отсюда и излечение — не божественное «снисхождение», а результат человеческого знания, обретенного в результате предшествующего опыта.
Врачеватели
косской школы активно
Информация о работе Медицина в Греции классического периода (V в. до н. э.)