Мастоидит,этиология, клиника, патогенез

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

В современном мире существует масса заболеваний, которые мало изучены и вылечить их не так уж и просто. Но со временем научный и технический прогресс делает большие успехи. За последние годы огромный шаг вперед сделала химиотерапия в лечении инфекционных лор – заболеваний. Существенные изменения произошли в терминологии, классификации и.т.д.

Работа содержит 1 файл

Анатомия. Методики. мастоидит, этиология клиника патогенез.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Введение.

     В современном мире существует масса  заболеваний, которые мало изучены  и вылечить их не так уж и просто. Но со временем научный и технический прогресс делает большие успехи. За последние годы огромный шаг вперед сделала химиотерапия в лечении инфекционных лор – заболеваний. Существенные изменения произошли в терминологии, классификации и.т.д. Появились новые технологии, широко используемые сейчас в медицинской лор-практике: операционные микроскопы, фибероскопы, крио - и лазерное воздействие. Все выше перечисленное позволяет проводить качественную диагностику заболевания, а также назначать правильное лечение.

     Все эти преобразования позволяют избежать множество тяжелых осложнений, остановить дальнейшее развитие заболевания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методики  исследования органа слуха.

   Основной  задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т.е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так  как чувствительность уха определяется порогом слуха для данной частоты, то практически исследовании слуха заключается главным  образом в определении порогов восприятия для звуков разной частоты.

   Для более  полного понимания данной темы, нужно  знать несколько понятий:

   Слух  – восприятие звуковых колебаний органами слуха. У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т.н. осн. перепонки вызывают возбуждение в чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10 – 20 Гц до 20 кГц.1

   Порог слышимости – наименьшая интенсивность звука, которая воспринимается человеческим ухом. Зависит от частоты звука и различен у разных людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Исследование  слуха речью.

Речь  – способность человека говорить, говорение.

     Самым простым методом является исследование слуха речью. Простота и доступность подобного метода заключается в том, что здесь не требуется применение специальных приборов и оборудования. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Для того чтобы придать шепотной речи более или менее постоянную громкость, рекомендуют произносить слова, пользуясь воздухом, остающимся в легких после спокойного выдоха. Подбирая слова, состоящее из одних высоких или низких звуков, можно отчасти дифференцировать поражение звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется использовать две группы слов:

  • Первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5м. К 1-ой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о из согласных – м, н, р, в (ворон, море, номер)
  • Вторая группа обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20м. Вторая группа включает согласные шипящие свистящие звуки, а из гласных а, и, э (час)

При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи средней, или так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз больше, чем шепотная. Исследование слуха речью производится для каждого слуха отдельно: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противоположное ухо заглушается пальцем. Исследование нужно начинать с близкого расстояния. Если исследуемый правильно повторяет все слова, то расстояние нужно увеличивать.

      При всей своей практичности исследование слуха речью не может быть принято  как единственный метод определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот метод не вполне объективен как в смысле дозировки силы звука, так и в отношении оценки результатов.

    1. Исследование слуха камертонами.

Камертон  прибор, источник звука, служащий эталоном высоты звука.

     Метод исследования слуха камертонами  является наиболее точным.  Камертон состоит из ножки и двух браншей (ветвей). Для приведения камертона в состояние звучания бранши ударяют о какой – либо предмет. При помощи набора камертонов можно производить исследование слуха, как в отношении его объема, так и в отношении остроты. При исследовании объема слухового восприятия определяется наличие или отсутствие восприятия данного тона хотя бы при максимальной силе звучания камертона. Исследование остроты слуха камертонами основано на том, что камертон, будучи приведен в колебание, звучит в течении определенного времени, причем сила звучания уменьшается соответственно уменьшению амплитуды колебаний камертона и постепенно сходит на нет.

     При помощи камертонов можно исследовать  остроту слуха как по воздушной, так и по костной проводимости. Для исследования воздушной проводимости бранши камертона подносят к наружному слуховому проходу исследуемого уха и определяют продолжительность звучания камертона, т.е. промежуток времени от начала звучания до момента исчезновения слышимости звука. Костную проводимость исследуют, прижимая ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку исследуемого уха или к темени.

     Существенный  недостаток камертонов заключается  в том, что издаваемые ими звуки  не обладают достаточной интенсивностью для измерения порогов при очень больших потерях слуха. Низкие камертоны дают уровень громкости над порогом всего 25 – 30 дБ, а средние и высокие – 80 -90 дБ. Поэтому при исследовании камертонами лиц с большой потерей слуха могут быть определенны не истинные, а ложные дефекты слуха, т.е. найденные проблемы слуха могут не соответствовать действительности. 
 

    1. Исследование  слуха аудиометром.

Аудиометрия – измерение остроты слуха путем определения наименьшей воспринимаемой силы звука. Проводят аудиометром.

     Более совершенным методом является исследование слуха аудиометром. Аудиометр представляет собой генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Измерение слуха этим прибором крайне просто. Изменяя частоту (высоту) звука путем нажатия соответствующих кнопок, а интенсивность звука – путем вращения специальной ручки. О наличии слышимости испытуемый сигнализирует поднятием руки, которую он должен держать поднятой в течении всего времени, пока он слышит звук.

     Результат исследования слуха аудиометром представляется обычно в виде аудиограммы. Аудиограммы не только дает представление о степени нарушения слуховой функции, но и позволяет до известной степени определить характер этого нарушения.

     По  сравнению с другими методами исследования при помощи аудиометра представляет ряд преимуществ. К числу таких преимуществ относятся следующие: 1) значительно большая точность измерения 2) значительно большие возможности в отношении диапазона звуковых частот 3) значительно большие удобства исследования, особенно в отношении количества затрачиваемого времени.

     Как и другие методы, основанные на  показаниях испытуемого, исследование при помощи аудиометра не свободно от некоторых  неточностей, связанных с субъективностью этих показаний. Однако путем повторных аудиометрических исследований удается обычно, и придать, таким образом, этим результатам достаточную убедительность. 
 
 
 

  1. Исследование  органов речи.

   Исследование  речевых органов у ребенка  с дефектами речи начинается с собирания анамнеза – сведений о предшествующем общем и речевом развитии ребенка. Эти сведения получаются обычно путем опроса родителей или других ближайших родственников ребенка. Особенно тщательно выясняются обстоятельства, сопровождающие возникновение речевого нарушения и предшествовавшие ему. Выясняется также общее состояние ребенка: состояние слуха, перенесенные заболевания, условия жизни, особенности речевой среды. Нарушение строения и функции органов речи выявляются посредства осмотра и функционального исследования. Большинство органов речи расположено в более или менее глубоких полостях (полость носа, ротовая полость, полости глотки, гортани, трахеи), поэтому детальный осмотр этих органов может быть произведен лишь при искусственном освещении и при помощи специальных инструментов.

   Вход  в нос и передний отдел носовой  полости можно осмотреть, приподняв  кончик носа большим пальцем и  отклоняя голову исследуемого кзади. Проходимость каждой половины носа для воздуха  определяют путем попеременного  закрывания той и другой ноздри при  вдохе и выдохе с закрытым ртом. При осмотре полости рта и глотки для отдавливания языка, препятствующего осмотру, пользуются деревянными или металлическими шпателями. При осмотре полости рта и глотки обращают внимание на строение губ, челюстей, зубов, языка, неба, зева, задней стенки глотки.

   Исследование  органов речи у ребенка часто  затруднительно из-за беспокойного поведения  малыша, более узкой его носоглотки, необходимости лучшего освещения, миниатюрных размеров инструментов и.т.д.

   В настоящее  время широко применяются методы эндоскопии, проводимой с помощью фибероскопов. При этом можно легко менять направление луча, что позволяет просто и безопасно производить осмотр любого лор-органа у маленького пациента.

   3. Методики исследования  органов зрения.

   Обследование  больного начинают с того момента, когда он появляется в дверях кабинета. Следует обращать внимание на поведение больного в целом: на его походку, положение головы, направление взгляда, манеру передвижения. При выраженной светобоязни больные стараются отвернуться от света. Напротив, если слепота наступила вследствие поражения световоспринимающего аппарата, больные держат глаза широко открытыми, ищут направление света. После врач приступает к выяснению жалоб.

   Некоторые жалобы настолько характерны для того или иного заболевания, что позволяют поставить предположительный диагноз. Следует помнить, что могут быть жалобы, которые предъявляют больные, как с глазными, так и со многими общими заболеваниями организма. Лишь целенаправленный расспрос в таких случаях поможет врачу правильно ориентироваться. Выяснять анамнез следует в два этапа. Весьма важно обратить внимание на начало заболевания. При многих хронически протекающих процессах больные указывают как начало заболевания тот момент, когда они заметили те или иные расстройства зрения. Путем тщательного опроса нужно постараться выявить, не было ли ранее каких-либо симптомов.

    Не  менее важным является вопрос  о характере начала заболевания:  проявилось ли оно остро или развивалось исподволь. Выяснив характер начала заболевания, надо установить особенности его течения, возможную связь с общими заболеваниями. При опросе больного обращают внимание также на условия его быта: образ жизни, питание, распорядок дня, режим сна и т. д. Неблагоприятные условия могут явиться причиной заболевания любого органа, в том числе и глаза. Беседуя с больным, врач постоянно наблюдает за его поведением, вегетативными реакциями, мимикой, жестами, оценивает его психический статус, который играет важную роль, как в возникновении, так и в исходе заболевания. Второй этап уточнения анамнеза лучше проводить после обследования больного, когда поставлен предварительный диагноз. После опроса приступают к исследованию глаза.

   Исследование начинают с наружного осмотра. Больного помещают лицом к источнику света и осматривают кожу лица, век. Обращают внимание на ширину глазной щели, расположение ресниц, положение глазного яблока в глазнице. Заставляя больного смотреть вверх, вниз и в стороны, определяют подвижность глаза. Далее переходят к исследованию соединительной оболочки глаза. При осмотре нижнего века его оттягивают пальцем так, чтобы палец мог быть прижат к нижнему краю глазницы.

   Для осмотра  переднего отдела глаза (роговицы, радужки  и хрусталика) пользуются боковым (фокальным) освещением. С этой целью больного усаживают в темной комнате; с левой стороны от него находится столик с лампой; лампу помещают впереди больного и при помощи двояковыпуклого стекла силой 13—20 диоптрий (диоптрия — сила стекла, фокусное расстояние которого равно 1 м.) направляют на глаз пучок света. Иногда глаз осматривают через вторую лупу. Такой способ дает возможность увидеть очень незначительные изменения, например, царапины на роговице, инородные тела и т. п. С помощью этого метода можно хорошо рассматривать радужную оболочку и хрусталик, а также определять форму, величину и реакцию зрачков. При попадании в глаз пучка света зрачок в норме быстро суживается.

   Остроту зрения определяют при помощи особых таблиц, которые состоят из знаков, букв или цифр, расположенных рядами, причем сверху вниз величина этих знаков уменьшается. Всего на таблице 10, а иногда 12 рядов. Человек с нормальным зрением должен читать десятый ряд с расстояния 5 м. Таблицы помещены в особом ящике с зеркальными стенками. Впереди таблицы расположена на особой подставке лампа. При исследовании остроты зрения больной находится на расстоянии 5 м от таблицы. Исследуется каждый глаз отдельно, поэтому один глаз нужно закрывать. 

     4. Мастоидит.

     4.1 Этиология.

     Мастоидит – это инфекционно-воспалительный процесс в сосцевидном отростке. Это костный отросток, который находится позади уха. Сосцевидный отросток имеет в своей толще воздухоносные полости. Он является местом прикрепления грудино-ключично-сосцевидной мышцы, ременной и длиннейшей мышц головы. Структура костной ткани сосцевидного отростка ячеистая, наподобие пчелиных сот.

     Чаще  всего причиной возникновения мастоидита является инфекция среднего уха (средний отит), которая переходит на сосцевидный отросток. При этом инфекционный процесс может привести к разрушению нежной костной структуры ячеек сосцевидного отростка. При дальнейшем распространении инфекционного процесса он может перейти в полость черепа и головной мозг, что чревато серьезными последствиями: воспалению мозговой оболочки (менингиту), абсцессу головного мозга (из-за анатомически близкого расположения синусов и оболочек мозга) и гнойному воспалению внутреннего уха (лабиринтиту), что может привести к глухоте.

Информация о работе Мастоидит,этиология, клиника, патогенез