Лекарственная помощь со скидкой и проблемы её оказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Лекарственная помощь призвана обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высоко квалифицированных лечебных, медико-реабилитационных и профилактических услуг. Причем ответственность за медикаментозное обеспечение населения несет не только государство, но и представители фармацевтической профессии. При этом особое внимание заслуживают вопросы зависимости уровня жизни людей и их благосостояние от качества лекарственной помощи, степени совершенства этико-фармацевтических стандартов.

Содержание

Введение 3
1 Лекарственная помощь со скидкой и проблемы её оказания 4
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

контр лекарства.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Указано на то, что органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской Федерации должны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского    назначения, вошедших в обязательный ассортиментный  перечень.  При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный  ассортиментный  перечень принимать соответствующие меры. Также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий   медицинского  назначения,  отпускаемых  в   установленном    порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

      Социальная  ориентация фармацевтического рынка  предполагает обязательное включение его в механизм специальной системы социальной защиты населения. Речь идет о тех слоях населения, которые сами не в состоянии оплачивать лекарства по их полной стоимости. В социальной защите нуждаются люди, часто и длительно болеющие хроническими заболеваниями.

      Реализация  концепции социально ориентированного рынка фармацевтических услуг требует переосмысления многих политических и экономических решений, разработки современных представлений о функционировании ее нерыночного сектора, ибо социальные последствия решения многих вопросов в этой сфере жизни сугубо рыночными методами известны своей негативностью. Социальная справедливость в распределении лекарств как морально-этическая категория не может быть исключена из условий действия принципов рыночной экономики. Ведь эти принципы оказываются одними из наиболее важных критериев, применяемых обществом при оценке действительности. Такой подход предполагает глубокое переосмысление позиций фармацевтического рынка по отношению к базисным правам всех людей без различия расы, пола, языка и религии.

      Защита  прав в области лекарственного обеспечения  населения должно служить жизненным  потребностям человека, его здоровью, и благосостоянию. Граждане должны  иметь реальные возможности для социальной защиты своих жизненных интересов, только при наличии этого условия можно говорить о создании основ правового государства в России. Весомую помощь в этом могут оказать аналитические документы, регулирующие оказание медикаментозной помощи людям.

      В настоящее время существует проблема, связанная с лекарственным обеспечением населения. Декларированные государством гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи населению зачастую не выполняется. В результате население вынуждено платить все возрастающие суммы на медицинские услуги. Лекарственная помощь из-за высоких цен на медикаменты становится мало доступной для большей части населения. Постоянно растет число лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, однако реализация этих льгот не подкреплена необходимым финансированием.

      Доступность основных лекарств – важнейшая проблема ВОЗ, чья долгосрочная цель – обеспечение социальной справедливости в части снабжения и рационального использования качественных лекарств. Это является неотъемлемым правом каждого человека и гражданина на охрану здоровья.  
Основные лекарства спасают жизнь и укрепляют здоровье. И все же миллионы людей лишены регулярного доступа к основным препаратам. В обеспечении доступности критическую роль играют 3 фактора: последовательное финансирование, приемлемые цены и надежная система снабжения. Кроме того, лекарства должны рационально выбираться, правильно использоваться и качество их должно быть гарантировано.

      Последовательное финансирование: предпочтительным подходом к покрытию затрат на основные лекарственные средства является их оплата за счет общих доходов государства и социального медицинского страхования. При таком подходе достигается наибольшая социальная справедливость и солидарность; это наилучшее вложение в здоровье. Одна из многообещающих тенденций заключается в расширении сферы действия социального и медицинского страхования, увеличении их эффективности в пользу общественного здравоохранения для сельских и малообеспеченных слоев населения.  
Приемлемые цены: существуют разнородные меры по сдерживанию цен на лекарственные препараты, оплачиваемые государством и в рамках программ медицинского страхования. Отпускные цены производителей можно ограничивать с помощью конкуренции, закупок в больших объемах и контроля за ценами. ВОЗ поддерживает снижение, и даже отказ от ввозных пошлин на лекарственные препараты. Равным образом необходимо обсуждать возможность снижения национальных и местных налогов и искать пути установления разумных оптовых и розничных надбавок.

      Надежная  система снабжения: третий критический  элемент доступности основных лекарственных средств – надежное сочетание общественных и частных систем снабжения. Необходимо сочетать удачную комбинацию эффективных общественных систем, рассчитанных на снабжение всей области и параллельно действующих частных систем, обслуживающих городское население.

      Таким образом, решение доступности лекарственных  средств, зависит от всех трех критических факторов.

      Характерной чертой отечественной социальной политики является расхождение между провозглашенными социальными нормами и их реализацией. Государственная  политика в отношении медицинской помощи лицемерна. Аналогичная двойственность проявляется в отношении к своему здоровью на уровне индивидуального поведения. С одной стороны, «здоровье» занимает третье  по значимости место в системе ценностей личности после «работы» и «семьи». Вместе с тем, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например, более высокого дохода, квартиры и т.п. такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в жестокой социальной реальности.

      На  территории Калининградской области  проживает около 200 тыс. человек, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

      В связи с ростом цен на лекарственные  препараты в условиях дефицитного финансирования системы здравоохранения потребность в финансовых средствах, выделяемых на обеспечение населения медикаментами бесплатно или с 50% скидкой, удовлетворяется на 20-25%.

      Растет  задолженность лечебно - профилактических учреждений перед аптечной сетью, отпуск лекарственных средств по льготным рецептам носит нерегулярный характер, в результате чего усиливается социальная напряженность среди населения.

      По  данным инициативного всероссийского опроса, проведенного  ВЦИОМ в сентябре 2009 года8:

      каждый  второй из опрошенных лиц свидетельствует  о том, что привычные лекарства стали менее доступными, причем по сравнению с 2005 г. таких респондентов стало вдвое больше (52% против 27%);

      за  прошедшие четыре года почти в  полтора раза больше стало тех, кого не устраивает ситуация с лекарствами, сложившаяся в его населенном пункте (с 38% до 64%).

      Об  ухудшении  ситуации свидетельствуют и многочисленные обращения граждан в пациентские и правозащитные организации с жалобами на:

      громоздкую  процедуру получения льготного/«бесплатного»  рецепта;

      выписывание препаратов в соответствии с их наличием в перечне ЖНВЛС вне зависимости от потребностей больного и мнения врача;

      невыписывание лекарственных препаратов, если их нет в наличии в аптеке;

      невозможность получить выписанные препараты из-за их отсутствия в аптеке.

      Это заставляет пациентов или их, нередко  малоимущих, родственников приобретать лекарства за свой счет. Остальная группа пациентов остается без необходимой лекарственной помощи, поскольку одной из самых частых жалоб является недоступность лекарств из-за высоких цен.

      Между тем, доступность лекарственной  помощи для населения и качество лекарственных препаратов являются основными критериями эффективности системы лекарственного обеспечения и медицинской помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Жизнь не стоит на месте. Она ставит перед  исполнительной властью все новые  задачи. Необходимо осуществить бесперебойное  обеспечение медикаментами льготных и малоимущих категорий граждан; провести снижение цен на жизненно важные и необходимые медикаменты до 50%; внедрить компьютерные программы контроля за ценами на лекарственные средства в аптеках области; внедрить компьютерный учет и контроль за закупками и расходованием медикаментов в лечебных учреждениях; развивать стационарозамещающие технологий (развертывание дневных стационаров, стационаров дневного пребывания) в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений; внедрить программы телемедицинских консультаций.

      Проблема  улучшения здоровья населения - это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так  и в системе ценностей личности. Пациенты пассивны в поиске информации, и поэтому не являются сегодня активными участниками лечения.

      В настоящее время необходимо создать  организационно - правовой и финансовый механизм в обеспечении населения  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.

      Организовать  электронно-информационную персонифицированную  базу данных лиц, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение.

      Осуществлять  жесткий государственный контроль за ценообразованием на лекарственные средства, которые отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. 
 
 
 

      Список  использованной литературы  

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2010.
  2. Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. // Библиотечка Российской газеты, 1999. № 22–23.
  3. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (принят ГД ФС РФ 24.03.2010, с изм. от 29.11.2010)
  4. Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 (с изм. от 14.06.2011 г.) "О наркотических средствах и психотропных веществах"
  5. Федеральный закон от 07.02.1992 года № 2300-1 (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011) "О защите прав потребителей"
  6. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (с изм. от 22.08.2004 г.) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
  7. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  8. Постановлении Правительства РФ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94 № 890 (в ред. от 14.02.2002)
  9. Постановление Главы администрации области от 19.01.2000 N 9 "О социальной поддержке населения Калининградской области по лекарственному обеспечению на 2000 год"
  10. Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М.: Норма, 1997.
  11. Бондарь Н. Социальная защита граждан: конституционная "рихтовка" законов и правоприменительной практики // Российская юстиция. 2002. N 6. С.8.
  12. Захаров М. Л. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М.: Волтерс Клувер, 2004.
  13. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
  14. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002
  15. Лепихов М. И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Монография. М.: РАГС, 2005.
  16. Маленина М.П. Человек и медицина в современном праве. – М.: БЕК, 1995.
  17. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.: Городец, 2001.
  18. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. – М.: Норма, 2003.
  19. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  20. Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А. В. Усе, В. А. Толоконский, В. И. Иванков, В. Н. Лисица. Новосибирск, 2004.
  21. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы. – СПб., 1996.
  22. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003.
  23. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). М.: 2006.
  24. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2001
  25. Якушев Л.П. Социальная защита. Учебное пособие – М., 2003.

Информация о работе Лекарственная помощь со скидкой и проблемы её оказания