Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:53, реферат
Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В условиях обширного государства в Риме медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии.
Введение 3
1. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме до I в. до н.э. 3
2 Материалистическое направление в медицине Древнего Рима. Асклепиад
6
3. Идеалистическое направление в медицине античного Рима 8
3.1. Цельс
8
3.2 Гален
11
Заключение 15
Список использованной литературы
Министерство Здравоохранения Украины
ГУ «Луганский
государственный медицинский университет»
Кафедра философии и социальных наук
Заведующий
кафедрой: доцент Титаренко С.А.
Реферат
на
тему: «Лекарственная
медицина Древнего Рима»
Виполнил студент І курса 5 гр.
Кочевых М.О.
Проверил:
Титаренко
Луганск
2011
Содержание
Введение | 3 |
1. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме до I в. до н.э. | 3 |
|
6 |
3. Идеалистическое направление в медицине античного Рима | 8 |
|
8 |
|
11 |
Заключение | 15 |
Список использованной литературы | 16 |
.
Введение
Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В условиях обширного государства в Риме медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба.
Мировоззрение
римлян в значительной степени испытало
влияние культуры и философии народов,
входивших на определенных этапах истории
в состав Римской империи. Вследствие
этого медицина Древнего Рима была тесно
связана с медициной Греции. Однако она
имела и свои особенные черты.
В Риме необходимые для развития медицины условия начали обнаруживаться с середины III века до н.э., а полностью, включая появление натурфилософии и революционного класса, проявились лишь к середине І века до н.э., когда и началось заметное развитие римской медицины.
Вплоть до II века до н.э. в Древней Италии не было врачей профессионалов. Считалось, что для поддержания здоровья достаточно посещения горячих бань – терм. Лечение проводилось дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая все это с магией и заговорами. Первыми врачами стали выходцы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.
Высокий культурный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.
Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельца, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением. В конце III – начале II в. до н.э. в столице Римской империи стали появляться и свободные врачи греческого происхождения.
Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие лекарственные растения произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Римляне занимались садоводством с особой любовью, у них впервые появились парники, где молодые растения оберегались от холода и освещались солнечными тучами через слюдяные окна.
Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из «Естественной истории» Плиния Старшего, являющей собой замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы.
Многие рецепты Плиний взял из трудов Гиппократа и других великих врачей древности. Приведены здесь и способы изготовления обычных для медицины того времени лекарственных средств: уксусомеда (смеси меда и уксуса), пепла птиц и животных, собачьей крови, желудка аиста, растирания из костей змеи, мази из каракатицы, крови летучей мыши, желчи ежа и т.д. Наряду с такими экзотическими для современного читателя средствами Плиний рекомендует фрукты и овощи (дыню, персики, айву, свеклу и др.), лекарственные растения (мяту, руту, лук, чеснок, укроп, чабрец, корень чечевицы и др.). Кроме того, в книге приведены народные средства лечения болезней.
Рецепты
Плиния содержали множество рецептов
греческой медицины, широко использующей
морских животных для лечения
разнообразных внешних и
Плиний упоминает об использовании пепла сожженной губки для лечения внутренних болезней. Этим пеплом посыпали раны, чтобы они не гноились. Смешивая пепел с молоком, готовили лечебное питье, которое давали больному 3 раза в день. Лекарственные свойства губки получили объяснение много позже: оказалось, что в ней высок процент йода.
При головной боли, писал Плиний «самое полезное — намазать ее соком цикория с розовым маслом и уксусом, приложить ко лбу базилик с розовым или миртовым маслом или с уксусом... Пшеничную муку самого тонкого помола, смешанную с яичным белком и посыпанную небольшим количеством белой соли, нужно намазать на лоб и привязать сверху завязкой от обуви... на виски кладут вареный чеснок...»
Сведения, приведенные в «Естественной истории», большей частью были основаны не на собственных наблюдениях, а заимствованы из множества трудов античных писателей.
А самым популярным лечебным средством было использование местных сельскохозяйственных растений – в первую очередь сырой капусты. “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего… Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…” Эти средства применялись внутрь, ими же лечили раны и язвы. В сыром виде капусте приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать фистулу и глухоту.
Диоскорид, (I век н. э ), знаменитый римский врач греческого происхождения, состоявший врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона, утверждал, что легко сваренная капуста вызывает послабление, а долго варенная – запор.
Диоскорида
считают отцом европейской
Медицина Древнего Рима развивалась по двум направлениям: материалистическое и идеалистическое. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с методической школой, которую основал великий римский врач Асклепиад. Асклепиад (128–56 гг. до н. э.) – грек, родом из города Прузы, находившегося в маленьком Вифинском государстве в Малой Азии; учился в Александрии и в Афинах; около 90 г. до н. э. появился в Риме, где сначала преподавал риторику, затем занялся врачеванием, главным образом среди беднейших слоев общества. Он написал много сочинений, но они дошли до нас лишь в отрывках, вследствие чего трудно составить представление о его концепции во всей полноте. В основном, по имеющимся материалам, она сводится к следующему.
Материальной основой организма, включая и его психическую деятельность, являются атомы. Они образуются из воздуха при разложении его в легких и из пищи при размельчении ее в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по всем тканям, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях же атомы движутся по каким–то невидимым простым глазом канальцам, которые Асклепиад назвал порами и считал обладающими чувствительностью.
Мысли Асклепиада о физиологии, патологии и этиологии не отличались сложностью. Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно – организм здоров. Если же движение атомов чем-нибудь нарушается или если в тканях они почему-нибудь откладывается неправильно – организм заболевает.
Первопричиной
же этих явлений Асклепиад считал вредности
климата, местности и образа жизни – в
первую очередь вредности питания и недостаток
или чрезмерность движения. Поэтому целью
терапии Асклепиад считал восстановление
правильного движения и расположения
атомов. Три средства для достижения этой
цели рекомендовал Асклепиад: разумное
питание и возможно большее пребывание
на воздухе, поскольку именно из пищи и
воздуха образуются атомы, составляющие
наше тело, и, в-третьих, физические упражнения,
чтобы способствовать движению атомов
по тканевым порам. Назначение диеты для
Асклепиада не составляло трудностей:
диета на все случаи жизни превосходно
была разработана врачами с давних пор.
Асклепиад ввел в диететику лишь один
новый принцип: пища должна быть вкусной.
Указывая же лечение воздухом и физическими
упражнениями, Асклепиад выступил как
новатор. Он предложил больше пользоваться
чистым воздухом, особенно горным, гимнастические
упражнения, массаж, ходьбу. езду всякого
рода; для слабых больных – прогулки па
носилках и качание на подвесных ложах;
для всех больных – тщательный уход за
кожей с целью содействовать кожному дыханию;
в отдельных случаях – купание в целебных
источниках. Следуя своему методу, Асклепиад
отверг древний «опорожняющий» метод
лечения с его мучительным очищением вверх
и вниз и с его неприятным для больного
кровопусканием. Из лекарственных средств
Асклепиад отдавал предпочтение болеутоляющим.
В терапии Асклепиад провозгласил девиз
«лечить безопасно, скоро и приятно» («tuto,
celeriter et jucunde curare»).
Асклепиад
и его школа представляли передовое, материалистическое
направление в медицине античного Рима.
Этому направлению противостояло реакционное,
идеалистическое, которое особенно выявилось
в период империи. Виднейшими его представителями
были Корнелий Цельс и Клавдий Гален.