Лекарственная медицина Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В условиях обширного государства в Риме медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии.

Содержание

Введение 3
1. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме до I в. до н.э. 3
2 Материалистическое направление в медицине Древнего Рима. Асклепиад
6
3. Идеалистическое направление в медицине античного Рима 8
3.1. Цельс
8
3.2 Гален
11
Заключение 15
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РефератЛекарственная медицина Древнего Рима.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

Министерство  Здравоохранения Украины

ГУ «Луганский государственный медицинский университет» 
 
 
 
 
 

            Кафедра философии и социальных наук

            Заведующий кафедрой: доцент Титаренко С.А. 
             
             

Реферат

на тему: «Лекарственная медицина Древнего Рима» 
 
 
 
 

                Виполнил студент І курса 5 гр.

                Кочевых М.О.

                Проверил: Титаренко  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Луганск 2011 
Содержание
 

Введение 3
1. Развитие  медицины и фармации в Древнем  Риме до I в. до н.э. 3
    2 Материалистическое  направление в медицине Древнего  Рима. Асклепиад
                6
3. Идеалистическое направление в медицине античного Рима 8
    3.1. Цельс
8
    3.2 Гален
11
Заключение 15
Список  использованной литературы 16
 

. 

 

      Введение

     Под своей властью Рим объединил  большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении  и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В условиях обширного государства в Риме медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба.

     Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи. Вследствие этого медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции. Однако она имела и свои особенные черты. 

    1. Развитие медицины и фармации в Древнем Риме до І века до н.э.

     В Риме необходимые для развития медицины условия начали обнаруживаться с  середины III века до н.э., а полностью, включая появление натурфилософии и революционного класса, проявились лишь к середине І века до н.э., когда и началось заметное развитие римской медицины.

     Вплоть  до II века до н.э. в Древней Италии не было врачей профессионалов. Считалось, что для поддержания здоровья достаточно посещения горячих бань – терм. Лечение проводилось дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая все это с магией и заговорами. Первыми врачами стали выходцы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.

     Высокий культурный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная  практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому  рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.

     Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов  и друзей и отдавать ему часть  своих доходов. Юридически врачи-отпущенники  оставались зависимыми от рабовладельца, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением. В конце III – начале II в. до н.э. в столице Римской империи стали появляться и свободные врачи греческого происхождения.

     Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие лекарственные растения произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Римляне занимались садоводством с особой любовью, у них впервые появились парники, где молодые растения оберегались от холода и освещались солнечными тучами через слюдяные окна.

     Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из «Естественной  истории» Плиния Старшего, являющей собой  замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы.

     Многие  рецепты Плиний взял из трудов Гиппократа и других великих врачей древности. Приведены здесь и способы  изготовления обычных для медицины того времени лекарственных средств: уксусомеда (смеси меда и уксуса), пепла птиц и животных, собачьей крови, желудка аиста, растирания из костей змеи, мази из каракатицы, крови летучей мыши, желчи ежа и т.д. Наряду с такими экзотическими для современного читателя средствами Плиний рекомендует фрукты и овощи (дыню, персики, айву, свеклу и др.), лекарственные растения (мяту, руту, лук, чеснок, укроп, чабрец, корень чечевицы и др.). Кроме того, в книге приведены народные средства лечения болезней.

     Рецепты Плиния содержали множество рецептов греческой медицины, широко использующей морских животных для лечения  разнообразных внешних и внутренних болезней. Эти животные были обычными для греков, вся жизнь которых  была связана с морем. Плиний пишет  о лекарственных свойствах икры морских ежей, о благодетельном действии устриц на организм человека: Плиний писал, что «неочищенные и сваренные в собственной скорлупе устрицы превосходно излечивают ревматизм. Скорлупа устриц, прожаренная на огне и смешанная с медом, успокаивает боли при воспалении языка. Эта же смесь успешно применяется при воспалении околоушных желез, появлении нарывов и опухолей..., разведенная с водой, она выводит морщины с лица, делает кожу у женщин значительно мягче и нежнее, помогает излечивать кожу после ожогов и является чудесным средством для чистки зубов. В соединении с уксусом эта смесь прекращает зуд и предотвращает появление сыпи. Сырые устрицы очень полезны при лечении золотухи...»

     Плиний  упоминает об использовании пепла  сожженной губки для лечения внутренних болезней. Этим пеплом посыпали раны, чтобы они не гноились. Смешивая пепел с молоком, готовили лечебное питье, которое давали больному 3 раза в день. Лекарственные свойства губки получили объяснение много позже: оказалось, что в ней высок процент йода.

     При головной боли, писал Плиний «самое полезное — намазать ее соком цикория с розовым маслом и уксусом, приложить ко лбу базилик с розовым или миртовым маслом или с уксусом... Пшеничную муку самого тонкого помола, смешанную с яичным белком и посыпанную небольшим количеством белой соли, нужно намазать на лоб и привязать сверху завязкой от обуви... на виски кладут вареный чеснок...»

     Сведения, приведенные в «Естественной  истории», большей частью были основаны не на собственных наблюдениях, а заимствованы из множества трудов античных писателей.

     А самым популярным лечебным средством было использование местных сельскохозяйственных растений – в первую очередь сырой капусты. “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего… Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…” Эти средства применялись внутрь, ими же лечили раны и язвы. В сыром виде капусте приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать фистулу и глухоту.

      Диоскорид, (I век н. э ), знаменитый римский врач греческого происхождения, состоявший врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона, утверждал, что легко сваренная капуста вызывает послабление, а долго варенная – запор.

     Диоскорида  считают отцом европейской фармакогнозии. В своем классическом труде “Materia medica” (“Лекарственные вещества”) он обобщил  все, что было известно в его время  о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам, и в этом сочинении описал свыше 600 видов лекарственных растений, снабдив описания рисунками растений и указав их применение. Диоскорид использовал опыт египетской, а, следовательно, ассирийской, вавилонской и шумерийской медицины. Книга была переведена на латинский язык и являлась авторитетным руководством в Европе до XVI века. Также применялись уксус, мед, растительное масло. Широко применялись в качестве лекарственных средств сначала дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения. Кроме того в римской фармации были известны минеральные препараты, а также вещества, полученные искусственным путем: сера, ртуть, меди сульфат, квасцы, мыло, красящие и дубильные вещества.  

    1. Материалистическое  направление в  медицине Древнего Рима. Асклепиад

     Медицина Древнего Рима развивалась по двум направлениям: материалистическое и идеалистическое. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с методической школой, которую основал великий римский врач Асклепиад. Асклепиад (128–56 гг. до н. э.) – грек, родом из города Прузы, находившегося в маленьком Вифинском государстве в Малой Азии; учился в Александрии и в Афинах; около 90 г. до н. э. появился в Риме, где сначала преподавал риторику, затем занялся врачеванием, главным образом среди беднейших слоев общества. Он написал много сочинений, но они дошли до нас лишь в отрывках, вследствие чего трудно составить представление о его концепции во всей полноте. В основном, по имеющимся материалам, она сводится к следующему.

     Материальной  основой организма, включая и  его психическую деятельность, являются атомы. Они образуются из воздуха  при разложении его в легких и  из пищи при размельчении ее в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по всем тканям, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях же атомы движутся по каким–то невидимым простым глазом канальцам, которые Асклепиад назвал порами и считал обладающими чувствительностью.

     Мысли Асклепиада о физиологии, патологии  и этиологии не отличались сложностью. Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно  – организм здоров. Если же движение атомов чем-нибудь нарушается или если в тканях они почему-нибудь откладывается неправильно – организм заболевает.

     Первопричиной же этих явлений Асклепиад считал вредности климата, местности и образа жизни – в первую очередь вредности питания и недостаток или чрезмерность движения. Поэтому целью терапии Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов. Три средства для достижения этой цели рекомендовал Асклепиад: разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку именно из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие наше тело, и, в-третьих, физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по тканевым порам. Назначение диеты для Асклепиада не составляло трудностей: диета на все случаи жизни превосходно была разработана врачами с давних пор. Асклепиад ввел в диететику лишь один новый принцип: пища должна быть вкусной. Указывая же лечение воздухом и физическими упражнениями, Асклепиад выступил как новатор. Он предложил больше пользоваться чистым воздухом, особенно горным, гимнастические упражнения, массаж, ходьбу. езду всякого рода; для слабых больных – прогулки па носилках и качание на подвесных ложах; для всех больных – тщательный уход за кожей с целью содействовать кожному дыханию; в отдельных случаях – купание в целебных источниках. Следуя своему методу, Асклепиад отверг древний «опорожняющий» метод лечения с его мучительным очищением вверх и вниз и с его неприятным для больного кровопусканием. Из лекарственных средств Асклепиад отдавал предпочтение болеутоляющим. В терапии Асклепиад провозгласил девиз «лечить безопасно, скоро и приятно» («tuto, celeriter et jucunde curare»).  

    1. Идеалистическое направление в  медицине античного  Рима

     Асклепиад и его школа представляли передовое, материалистическое направление в медицине античного Рима. Этому направлению противостояло реакционное, идеалистическое, которое особенно выявилось в период империи. Виднейшими его представителями были Корнелий Цельс и Клавдий Гален. 

Информация о работе Лекарственная медицина Древнего Рима