Лечебная физическая культура при кифозах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Кифоз (согнутый, горбатый) — в общих случаях представляет собой искривление верхнего отдела позвоночника. Может быть как приобретённым, так и наследственным.
Различают физиологический кифоз, который наблюдается в норме у взрослых (грудной и крестцовый), и патологический кифоз, развивающийся вследствие заболеваний (например, рахита, туберкулёзного поражения одного или нескольких позвонков), травмы позвоночника и нарушений осанки.

Содержание

Введение. 2
Организация занятия ЛФК при кифотических нарушениях осанки. 5
Методика и содержание корригирующей гимнастики при кифотической осанке. 7
Методы оценки эффективности физической реабилитации при кифотической осанке. 9
Заключение. 14
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Внешний осмотр дает самые общие  представления об осанке и им пользуются при массовых обследованиях (в условиях детских садов и школ или поликлинических условиях). Для более точного определения типа осанки или степени ее нарушения также используют и другие методы:

  • Антропометрический;
  • Метод нанесения контрольных точек;
  • Метод фотографирования;
  • Рентгенографический метод – наиболее объективный.

Родители также могут сами вести  контроль за изменениями в осанке детей. С этой целью все показатели осанки записываются в тетрадь или листок в виде конкретных цифровых данных. Например, правое плечо выше левого на 1 см, правый треугольник талии глубже на 1–2 см и т.д. Однако следует отметить, что самостоятельные обследования без специального навыка и приспособлений могут дать иногда неверное представление, поэтому при каждом случае следует обратиться к специалистам.

Таким образом, в осмотр детей и подростков входит выявление состояния кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов, мускулатуры, отмечается выраженность подкожно-жировой клетчатки и особенности телосложения. Особое внимание обращается на положение головы, надплечий, плечевых суставов и лопаток, на положение туловища по отношению к тазу, на наличие или отсутствие кифоза и лордоза, их выраженность, форму грудной клетки, треугольники талии, на положение таза, форму ног. Исследуется состояние носоглотки, поскольку при наличии хронических тонзиллитов, аденоидов и полипов изменяется состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем больного ребенка.

При физикальном обследовании у больных детей оцениваются подвижность грудной клетки, границы легких, сердца, характер дыхания и сердечных тонов.

Для более полного  и точного представления о  состоянии детей и подростков изучается их физическое развитие.

В процессе проведения специального исследования у детей определяются антропометрические данные: рост стоя и сидя, вес тела, экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, показатели кистевой и становой динамометрии, окружность и длина нижних конечностей, угол наклона таза.

С целью выявления  функционального состояния естественного  мышечного корсета, удерживающего туловище, у больных по общепринятой методике определяются выносливость мышц спины и живота, левой и правой половины туловища.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается по времени удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе. Методика измерений следующая: обследуемый ложится на край стола или кушетки таким образом, чтобы гребни подвздошных костей приходились на край опоры, а кисти упирались в пол или подставку; по команде он переводит руки на пояс, а туловище удерживает параллельно полу на весу, причем обследователь фиксирует его ноги в нижней трети голеней. Время удержания туловища в таком положении отсчитывается по секундомеру от команды до момента опускания рук в исходное положение. Для детей 7–11 лет оно составляет 1,5–2 минуты, для подростков 12–16 лет – 2,0–2,5 минуты.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положения лежа на спине с фиксированными ногами в положении сидя. Движения выполняются в темпе 15–16 раз в минуту в положении руки на пояс, локти слегка сведены. При нормальном развитии силовой выносливости мышц брюшного пресса ребенок 7–11 лет может выполнить 15–20 таких движений, в возрасте 12–16 лет – 25–30.

Для оценки силы мышц туловища правой и левой стороны  ребенок укладывается на бок. Время  удержания туловища определяется так  же. При этом сравнивается силовая  выносливость при удержании тела напряжением мышц правой и левой стороны (в норме для 12 –16 лет – от 1,5 – 2,5 минуты).

Подвижность позвоночного столба вперед определяется в исходном положении стоя. При нормальной подвижности обследуемый в наклоне вперед, не сгибая ног в коленных суставах, может коснуться пальцами рук пола. О степени ограниченной подвижности говорит расстояние, которое остается от концов пальцев до пола.

Для определения  подвижности позвоночного столба назад  измеряется расстояние от седьмого шейного  позвонка до начала межъягодичной складки в положении основной стойки и при максимальном наклоне назад. При нормальной подвижности разница измерений у детей 7–11 лет составляет 6 см, у подростков 12–16 лет – 4 см. Разница более 10–12 см говорит о чрезмерной подвижности позвоночного столба.

Боковая подвижность позвоночного столба определяется расстоянием от ногтевой фаланги третьего пальца руки до пола в положении максимального наклона вправо и влево. При этом может быть выявлена асимметрия – ограничение боковой подвижности на какой-либо одной стороне.

Точная диагностика  различных нарушений осанки возможна при измерении физиологических  изгибов позвоночного столба и угла наклона таза.

В связи с  необходимостью акцентированного воздействия  физическими упражнениями на дыхательную  и сердечно-сосудистую системы детей с кифотической осанкой важным моментом обследования будет регистрация показателей внешнего дыхания и кровообращения.

Функциональное  состояние дыхательной системы  можно исследовать посредством  спирометрии, пневмотахометрии.

С помощью спирометрии (применяется суховоздушный спирометр) определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

С помощью пневмотахометра Вотчала определяются максимальная скорость вдоха и выдоха в л/сек и по ним – состояние бронхиальной проходимости у детей с нарушениями осанки.

Одномоментная функциональная проба с дозированной физической нагрузкой (проба Мартинэ-Кушелевского – 20 приседаний за 30 секунд) применяется для оценки адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы. Результаты пробы оцениваются по степени изменения ЧСС, дыхания и АД сразу после пробы сравнительно с исходными данными до пробы, а также по времени возвращения показателей к исходным. Нормальным считается учащение ЧСС на 25–50% от исходной, учащение дыхания на 4–6 в 1 мин., повышение систолического давления на 5–15 мм рт. ст. (диастолическое давление не изменяется); возвращение показателей к исходным в течение 2–3-х мин. Самочувствие остается хорошим.

 

Заключение.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. При определении осанки учитываются положение головы, пояса верхних конечностей, верхних и нижних конечностей, конфигурация позвоночного столба, угол наклона таза, форма грудной клетки и живота. Осанка в большей мере зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, степени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мускулатуры, способности ее к длительному статическому напряжению. К факторам, влияющим на осанку, относятся также эластические свойства межпозвонковых дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночного столба, таза и нижних конечностей.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Они связанны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при котором образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

 Кифотическая осанка характеризуется усилением физиологического изгиба грудного отдела позвоночного столба. Голова наклонена вперед и VII шейный позвонок выдается более резко, чем обычно. Плечи сведены вперед вследствие укорочения грудных мышц. Грудная клетка запавшая. Лопатки расположены симметрично, но их нижние углы отстают от грудной клетки, живот выдается вперед. Наклон таза уменьшен. При наклоне туловища вперед отмечается кифотичность грудного отдела. На рентгенограмме в задней проекции отмечается уменьшение межпозвоночных щелей в грудном отделе. Смещение тел позвонков в сторону наблюдается при сочетанных нарушениях осанки. На рентгенограмме в боковой проекции отмечается тотальное увеличение грудной кривизны кзади и уменьшение высоты межпозвоночной щели у передней границы тел позвонков на уровне вершины изгиба. При кифотической осанке из-за неправильного положения грудной клетки снижаются функциональные показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.

Внешние признаки нарушений  осанки находятся в тесной взаимосвязи с изменениями тонуса и активности отдельных мышц и мышечных групп туловища. Сглаживание асимметрии показателей тонуса и активности мышц при их произвольном симметричном напряжении указывает на нестойкий характер нарушения осанки и возможность коррекции их посредством симметричного укрепления мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анатомия человека. В 2-х томах / Под ред. Сапина М.Р.-М.: Медицина, 1986.
  2. Андрианов В.Л., Багров Г.А. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1985. – С. 132–151.
  3. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. – М.: Сов. спорт, 2001. – С. 67–79.
  4. Белоусова Т.П. Коррекция позвоночника. – Запорожье: Медицина, 1996. – 156 с.
  5. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. – Москва: Медицина, 1993. – 432 с.
  6. Кондакова-Варламова Л.П., Стромская Е.П. Правильная осанка. – М.: Медицина, 1967. – 28 с.
  7. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. Рекомендации специалиста. – М.: ЭКСМО, 2002. – 208 с.
  8. Лечебная физическая культура в детской ортопедической практике / Под общ. ред. д.м.н., проф. А.Б. Гандельсмана. – Ленинград: Медгиз, 1961. – С. 40–94.

 

 

 


Информация о работе Лечебная физическая культура при кифозах