Классификация лечебно-профилактических учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Основной задачей гигиены лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является разработка системы норм и требований, содействующих успешной деятельности в области лечения и профилактики болезней. Лекарственная терапия сама по себе бессильна, если не устранены причины, вызывающие заболевания, травмирующие нервную систему и ведущие к перенапряжению физиологических процессов.

Работа содержит 1 файл

Основной задачей гигиены лечебно.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

    Операционные  блоки размещаются в изолированном  блоке, секции или отдельном здании, которые соединены со стационаром  переходами и максимально удалены от вертикальных коммуникаций (технических шахт, лифтов, мусоропроводов).

    Более рациональным является размещение операционного  блока в составе обособленного  лечебно-диагностического корпуса, непосредственно  примыкающего к палатному корпусу  или соединенному с ним утепленными переходами. Допускается его размещение на верхнем этаже палатного корпуса. Отделения в операционных блоках не должны быть проходными. Входы в них для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных — через шлюзы.

    Операционные  блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).

    В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных операционных блоков входят септические и асептические отделения (операционные со вспомогательными служебными помещениями). Обеспечивают строгое зонирование внутренних помещений: стерильная зона, зона строгого режима, зона «грязных» помещений. Вспомогательные помещения операционного блока предусматриваются отдельно для асептической операционной и септической операционной. При размещении операционных друг над другом септические операционные размещают выше асептических или на верхних этажах корпусов терапевтического профиля.

    Помещения операционных относятся к стерильной зоне хирургического отделения.

    К зоне строгого режима относят:

    • помещения подготовки персонала  к операции (предоперационные и гардеробные  персонала для специальной и  рабочей одежды);

    • помещения подготовки больного к  операции, включая наркозную;

    • помещения для аппаратуры и оборудования, предназначенного для обеспечения  жизнедеятельности больных (аппарат  искусственного кровообращения, аппарат  для гипотермии и др.);

    • послеоперационные палаты и помещение (пост) дежурной медицинской сестры;

    • вспомогательные помещения, включая шлюз при входе в операционную.

    В зону ограниченного режима входят:

    • помещения для диагностических  исследований;

    • помещения для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая  стерилизационную или центральную  достерилизационную операционного блока, инструментально-материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;

    • помещения персонала, включая кабинеты хирургов, врача-анестезиолога, протокольную, комнату медицинских сестер-анестезисток и комнату младшего персонала;

    • вспомогательные помещения, включая  шлюзы при входе в септическое  и асептическое отделения, комнату  центрального пункта мониторной системы  для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья, дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);

    • складские помещения, включая помещение  для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.

    В операционных блоках мужской и женский  санпропускники для персонала проектируют каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение оборудовано душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. Здесь приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и осуществляет гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливают контейнеры для сбора использованного белья (халатов, масок, хирургических костюмов, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из оперблока.

    Потоки  в операционном блоке должны быть разделены на «стерильный» (проход хирургов, операционных сестер); «чистый» (для доставки больного, прохода  анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов); «грязный» (для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.). Потоки обеспечиваются раздельными лифтами, они не должны пересекаться.

    Акушерское  отделение. Стационарную акушерскую помощь населению оказывают в самостоятельных родильных домах или в родильных отделениях, входящих в состав больниц, по территориальному принципу. В состав родильного дома входят акушерские и гинекологические отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения. Гинекологическое отделение должно размещаться изолированно в отдельном блоке или отсеке здания.

    Архитектурно-планировочные  особенности проектирования акушерских отделений и роддомов должны обеспечивать цикличность поступления женщин и санитарной обработки отделений, упорядочение внутрибольничных потоков, оптимальные условия работы персонала, четкое разделение помещений на зоны: помещение приема; родовое физиологическое отделение; послеродовое физиологическое отделение; обсервационное отделение; отделение патологии беременности; помещение выписки.

    В приемном отделении для санитарной обработки поступающих организуются два потока: «чистый» — в физиологическое отделение и отделение патологии беременности; «грязный» — в обсервационное отделение.

    В состав помещений приемных отделений  следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в обсервационное отделение и отдельно в акушерское физиологическое отделение, патологии беременности. На каждом потоке должны быть смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.

    Родильницы  с новорожденными из послеродового  физиологического отделения и беременные из отделения патологии беременности составляют один поток выписывающихся, другой поток — родильницы с новорожденными из обсервационного отделения. Пути движения беременных, рожениц и родильниц физиологического отделения и патологии беременности должны быть строго изолированы от путей движения рожениц и родильниц обсервационного отделения.

    Для цикличности работы родового отделения  предродовые, родовые, подготовительные для персонала и малые операционные должны быть разделены на две секции. Родовые палаты и подготовительную для персонала следует изолировать от прочих помещений отделения; подготовительную персонала следует размещать перед родовыми палатами или между ними.

    Послеродовое  физиологическое отделение может  состоять из палат раздельного или  совместного пребывания родильниц  и новорожденных. Допускается размещать  палаты новорожденных между палатами родильниц. Перед входом в палатную секцию должен быть шлюз с организованным самостоятельным воздушным режимом. Все палаты для женщин должны иметь шлюз, уборную и душ с гибким шлангом, шлюзы устраивают и на входе в отсек палат новорожденных. Палаты новорожденных должны быть отделены друг от друга и от коридоров остекленными перегородками, что обеспечивает изоляцию и дает возможность дежурной медсестре наблюдать за новорожденными. Вакцинация новорожденных производится непосредственно в палате новорожденных. Вакцина хранится в холодильнике под замком в помещении для хранения и разведения вакцин БЦЖ.

    Обсервационные  отделения размещают на первом этаже  или на верхнем этаже над отделением патологии беременных. Родовой бокс обсервационного отделения предусматривается  для женщин с сифилисом, туберкулезом и прочими инфекционными заболеваниями; он должен иметь наружный вход через тамбур и вход из обсервационного отделения через шлюз с умывальником.

    Планировка  отделения патологии беременности должна обеспечивать транспортировку  беременных в родовое физиологическое  или обсервационное отделение через их приемные отделения, а также выход для беременных этого отделения на прогулки в изолированный двор. В отделении патологии беременности должен быть кабинет пренатальной диагностики.

    Интерьер  помещения ожидания выписывающихся родильниц с новорожденными должен соответствовать торжественности момента встречи. Помещения выписки и ожидания располагают смежно с вестибюлем для посетителей.

    Приемно-смотровые  помещения, предродовые палаты, родовые, операционные, все палаты, санитарные помещения, шлюзы при выходе в отделения оборудуют бактерицидными облучателями.

    Гинекологическое  отделение. Оно устраивается по типу хирургических отделений, полностью изолированных от акушерских отделений, и иметь в своем составе: самостоятельное отделение приемной и выписки, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационные палаты, кабинеты электросветолечения, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т.д.

    Детское неинфекционное отделение. Детское соматическое отделение должно быть изолировано от отделений для взрослых. Отделение с количеством коек более 60 следует размещать в отдельном корпусе с самостоятельным входом и площадкой для колясок возле него. В детских отделениях для детей до одного года предусматривают отсеки на восемь коек, в отделении для новорожденных — отсеки не более чем на 20 кроваток. Палаты в отделениях группируют в зависимости от возраста детей. Площадь на одну койку в двух-четырехместных палатах должна быть не менее 6 м2, воздухообмен — 20 м3/ч. Наличие небольших палат на 2 — 4 койки в типовой секции дает возможность удобно маневрировать ими, распределять детей старшего возраста по полу, а также больных по диагнозам, тяжести заболевания, способствует одновременности заполнения палат новыми больными. В то же время при устройстве небольших палат затрудняется обслуживание детей и контроль за их состоянием и поведением, поэтому перегородки между палатами и коридором в целях удобного наблюдения за детьми целесообразно устраивать остекленными. Непосредственно в палатах для предохранения от капельных инфекций устраивают между кроватями остекленные перегородки высотой до 2 м, которые могут быть переносными. Особое внимание в детской больнице должно быть уделено оборудованию палат кроватками определенного габарита для детей разного возраста, прикроватными тумбочками, надкроватными столиками для кормления, занятий и настольных игр. В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее двух процедурных.

    Поликлиника. Поликлиническое отделение по санитарным и эпидемиологическим показаниям рациональнее изолировать от стационара и размещать в отдельном здании. Однако допускается размещение поликлиники и в одном здании со стационаром. Основными помещениями поликлиники являются врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, регистратура, вестибюль с гардеробом для пациентов. По характеру оборудования кабинеты делятся на кабинеты общего типа площадью 12 м2 и специализированные кабинеты площадью 16...18 м2. Ожидальни проектируют из расчета 1,2 м2 на каждого пациента. Изолированные ожидальни устраивают при акушерско-гинекологическом, туберкулезном и кожно-венерологическом кабинетах.

    Инфекционный  кабинет должен иметь изолированный  вход. Детское поликлиническое отделение  изолируется от взрослого. Поступление  детей осуществляется через кабинет предварительного осмотра — фильтр, в котором измеряют температуру и проводят первоначальное обследование. Дети с признаками острого инфекционного заболевания направляются в боксированное отделение, без признаков острого заболевания и с нормальной температурой — в общее отделение. Ожидальню в детских отделениях не рекомендуется устраивать в виде общего большого зала, лучше рассчитывать ее на небольшое количество ожидающих (не более четырех на один кабинет) из расчета 1,4 м2 на каждого взрослого с ребенком.

    Внутренняя  отделка помещений лечебных учреждений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхности  стен, перегородок и потолков должны быть гладкими, легкодоступными для  влажной уборки и дезинфекции.

    Все материалы, применяемые для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем, а также фильтров, должны быть только из числа разрешенных  органами и учреждениями госсанэпидслужбы.

    Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов рекомендуется окрашивать силикатными красками, при необходимости — в сочетании с масляными. Для отделки потолков в этих помещениях можно использовать известковую или водоэмульсионную побелку. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской, линолеум).

    В помещениях с влажным режимом  работы, а также подвергающихся влажной  текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и др., а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.), стены следует облицовывать глазурованной плиткой. Для покрытия полов следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в этих помещениях должны окрашиваться водостойкими (масляными и другими) красками.

Информация о работе Классификация лечебно-профилактических учреждений