Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:41, реферат
Основной задачей гигиены лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является разработка системы норм и требований, содействующих успешной деятельности в области лечения и профилактики болезней. Лекарственная терапия сама по себе бессильна, если не устранены причины, вызывающие заболевания, травмирующие нервную систему и ведущие к перенапряжению физиологических процессов.
Операционные
блоки размещаются в
Более рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединенному с ним утепленными переходами. Допускается его размещение на верхнем этаже палатного корпуса. Отделения в операционных блоках не должны быть проходными. Входы в них для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных — через шлюзы.
Операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).
В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных операционных блоков входят септические и асептические отделения (операционные со вспомогательными служебными помещениями). Обеспечивают строгое зонирование внутренних помещений: стерильная зона, зона строгого режима, зона «грязных» помещений. Вспомогательные помещения операционного блока предусматриваются отдельно для асептической операционной и септической операционной. При размещении операционных друг над другом септические операционные размещают выше асептических или на верхних этажах корпусов терапевтического профиля.
Помещения операционных относятся к стерильной зоне хирургического отделения.
К зоне строгого режима относят:
• помещения подготовки персонала к операции (предоперационные и гардеробные персонала для специальной и рабочей одежды);
• помещения подготовки больного к операции, включая наркозную;
• помещения для аппаратуры и оборудования, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных (аппарат искусственного кровообращения, аппарат для гипотермии и др.);
• послеоперационные палаты и помещение (пост) дежурной медицинской сестры;
• вспомогательные помещения, включая шлюз при входе в операционную.
В зону ограниченного режима входят:
• помещения для диагностических исследований;
• помещения для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную или центральную достерилизационную операционного блока, инструментально-материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;
• помещения персонала, включая кабинеты хирургов, врача-анестезиолога, протокольную, комнату медицинских сестер-анестезисток и комнату младшего персонала;
• вспомогательные помещения, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пункта мониторной системы для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья, дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);
• складские помещения, включая помещение для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.
В операционных блоках мужской и женский санпропускники для персонала проектируют каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение оборудовано душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. Здесь приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и осуществляет гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливают контейнеры для сбора использованного белья (халатов, масок, хирургических костюмов, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из оперблока.
Потоки в операционном блоке должны быть разделены на «стерильный» (проход хирургов, операционных сестер); «чистый» (для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов); «грязный» (для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.). Потоки обеспечиваются раздельными лифтами, они не должны пересекаться.
Акушерское отделение. Стационарную акушерскую помощь населению оказывают в самостоятельных родильных домах или в родильных отделениях, входящих в состав больниц, по территориальному принципу. В состав родильного дома входят акушерские и гинекологические отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения. Гинекологическое отделение должно размещаться изолированно в отдельном блоке или отсеке здания.
Архитектурно-
В приемном отделении для санитарной обработки поступающих организуются два потока: «чистый» — в физиологическое отделение и отделение патологии беременности; «грязный» — в обсервационное отделение.
В состав помещений приемных отделений следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в обсервационное отделение и отдельно в акушерское физиологическое отделение, патологии беременности. На каждом потоке должны быть смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.
Родильницы
с новорожденными из послеродового
физиологического отделения и беременные
из отделения патологии
Для цикличности работы родового отделения предродовые, родовые, подготовительные для персонала и малые операционные должны быть разделены на две секции. Родовые палаты и подготовительную для персонала следует изолировать от прочих помещений отделения; подготовительную персонала следует размещать перед родовыми палатами или между ними.
Послеродовое
физиологическое отделение
Обсервационные
отделения размещают на первом этаже
или на верхнем этаже над отделением
патологии беременных. Родовой бокс
обсервационного отделения
Планировка
отделения патологии
Интерьер помещения ожидания выписывающихся родильниц с новорожденными должен соответствовать торжественности момента встречи. Помещения выписки и ожидания располагают смежно с вестибюлем для посетителей.
Приемно-смотровые помещения, предродовые палаты, родовые, операционные, все палаты, санитарные помещения, шлюзы при выходе в отделения оборудуют бактерицидными облучателями.
Гинекологическое отделение. Оно устраивается по типу хирургических отделений, полностью изолированных от акушерских отделений, и иметь в своем составе: самостоятельное отделение приемной и выписки, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационные палаты, кабинеты электросветолечения, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т.д.
Детское неинфекционное отделение. Детское соматическое отделение должно быть изолировано от отделений для взрослых. Отделение с количеством коек более 60 следует размещать в отдельном корпусе с самостоятельным входом и площадкой для колясок возле него. В детских отделениях для детей до одного года предусматривают отсеки на восемь коек, в отделении для новорожденных — отсеки не более чем на 20 кроваток. Палаты в отделениях группируют в зависимости от возраста детей. Площадь на одну койку в двух-четырехместных палатах должна быть не менее 6 м2, воздухообмен — 20 м3/ч. Наличие небольших палат на 2 — 4 койки в типовой секции дает возможность удобно маневрировать ими, распределять детей старшего возраста по полу, а также больных по диагнозам, тяжести заболевания, способствует одновременности заполнения палат новыми больными. В то же время при устройстве небольших палат затрудняется обслуживание детей и контроль за их состоянием и поведением, поэтому перегородки между палатами и коридором в целях удобного наблюдения за детьми целесообразно устраивать остекленными. Непосредственно в палатах для предохранения от капельных инфекций устраивают между кроватями остекленные перегородки высотой до 2 м, которые могут быть переносными. Особое внимание в детской больнице должно быть уделено оборудованию палат кроватками определенного габарита для детей разного возраста, прикроватными тумбочками, надкроватными столиками для кормления, занятий и настольных игр. В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее двух процедурных.
Поликлиника. Поликлиническое отделение по санитарным и эпидемиологическим показаниям рациональнее изолировать от стационара и размещать в отдельном здании. Однако допускается размещение поликлиники и в одном здании со стационаром. Основными помещениями поликлиники являются врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, регистратура, вестибюль с гардеробом для пациентов. По характеру оборудования кабинеты делятся на кабинеты общего типа площадью 12 м2 и специализированные кабинеты площадью 16...18 м2. Ожидальни проектируют из расчета 1,2 м2 на каждого пациента. Изолированные ожидальни устраивают при акушерско-гинекологическом, туберкулезном и кожно-венерологическом кабинетах.
Инфекционный
кабинет должен иметь изолированный
вход. Детское поликлиническое
Внутренняя отделка помещений лечебных учреждений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхности стен, перегородок и потолков должны быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции.
Все материалы, применяемые для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем, а также фильтров, должны быть только из числа разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы.
Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов рекомендуется окрашивать силикатными красками, при необходимости — в сочетании с масляными. Для отделки потолков в этих помещениях можно использовать известковую или водоэмульсионную побелку. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской, линолеум).
В помещениях с влажным режимом работы, а также подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и др., а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.), стены следует облицовывать глазурованной плиткой. Для покрытия полов следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в этих помещениях должны окрашиваться водостойкими (масляными и другими) красками.
Информация о работе Классификация лечебно-профилактических учреждений