Изучение мозга человека; сознание и бессознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Цель изучения мозга — понять механизмы поведения и научиться ими управлять. Знания о процессах, происходящих в мозгу, необходимы для лучшего использования умственных способностей и достижения психологического комфорта.
Что же знает естествознание о деятельности мозга? Еще в прошлом веке выдающийся русский физиолог Сеченов писал, что физиология располагает данными о родстве психических явлений с нервными процессами в теле. Благодаря Павлову, физиологическому изучению головного мозга стало доступно все, включая сознание и память.
Мозг рассматривается как центр управления, состоящий из нейронов, проводящих путей и синапсов (в мозгу человека 10 связанных между собой нейронов).

Содержание

Введение
Основная часть:
1) Специфика человеческого мозга. Наличие локальных центров и функциональная асимметрия полушарий. Сравнительная характеристика правого и левого полушарий.
2) Достижения нейрофизиологии.
3) Сознание и бессознательное как два уровня психики человека. Их отличие друг от друга.
4) Подсознание и сверхсознание. Бессознательное, по Фрейду и Юнгу. Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга. Основные понятия психоанализа: вытеснение, замещение, Оно, Я, сверх - Я, самость.
5) Гуманистический психоанализ Фромма.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

изучение мозга человека; сознание и бессознательное.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Лечение в психоанализе основывается на том, что человек болеет истерией или неврозом, потому что какие-то его, часто детские, представления, вытесненные Сверх-Я в подсознание, пытаются, но безуспешно, пробиться в сознание. Выявить эти вытесненные представления пытается психоанализ. Если вспомнить, при каких условиях симптомы болезни проявились впервые, больному становится легче. Рассказав о психической травме, он излечивается.

Фрейд приводит такую  аналогию. Я выгоняю кого-то из аудитории, а он продолжает шуметь за дверью. Больной  — это человек, который не смог вытеснить свои желания. Тогда лучше договориться и впустить их с тем, чтобы они больше не мешали. В этом и состоит метод психоанализа. Иначе вытесненное может послать в аудиторию своего заместителя, от которого больной будет страдать. Этот заместитель и есть симптом. Надо осознать свое желание и направить его на высокую, не возбуждающую сомнений цель. Это и есть сублимация.

«Чем сильнее искажение  под влиянием сопротивления, тем  и меньше сходства между возникающей  мыслью — заместителем вытесненного и самим вытесненным» (3. Фрейд. Психология бессознательного.- М., 1989.- С. 361-362). Сон, при котором ослабляется сознательная деятельность, предстает как исполнение вытесненных из сознания желаний. «Явное содержание сновидений есть искаженный заместитель бессознательных мыслей, и это самое искажение есть дело защитных сил Я, т. е. тех сопротивлений, которые в бодрствующем состоянии вообще не допускают вытесненные желания бессознательного в область сознания» (Там же. - С. 365-366). «Страх есть одна из реакций отстранения нашим Я могущественных вытесненных желаний, а потому легко объясним и в сновидения» (Там же.- С. 367).

Сознательное, по Фрейду, не сущность психического, а только одно из его качеств, поверхностный  слой душевного аппарата. «Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти» (Там же.- С. 431). Я можно сравнить с всадником, а Оно — с лошадью. В эволюции человеческой психики постепенно усиливается Сверх-Я и тем меньше требуется внешнее принуждение.

Фрейд показал, что недостаточно социальных контактов и особенно их исчезновение («потеря любви») относится  к числу факторов, благоприятствующих агрессии, что подтверждено этологией. В то же время он полагал, что в  человеке действуют две основные силы (аналогично физическим силам притяжения и отталкивания) — воля к жизни и воля к смерти. С этим не согласился К. Лоренц. Для него инстинкта смерти не может быть, потому что он небиологичен, а то, что так интерпретируется, лишь искажение инстинкта агрессии. Возможно разногласие между Фрейдом и Лоренцом разрешается таким образом, что инстинкт смерти существует только у человека, поскольку он осознает свою смертность. Это подтверждает и то, что только человек хоронит своих сородичей.

Психоанализ близок к естествознанию, поскольку основывается на приоритете естественных, а не культурных феноменов, связывая вторые с первыми. Естественнонаучное значение психоанализа заключается в попытке объяснения деятельности сознания особенностями функционирования бессознательного и сведением последнего к немногим основным инстинктам. Посылка о детерминации сознания бессознательным, хотя и не содержит достаточного естественнонаучного подтверждения, привлекает к себе большое внимание.

 

Аналитическая психология Юнга

Фрейд шел от детства индивида, его ученик К. Юнг, назвавший свое направление аналитической психологией, — от первобытной культуры. По Юнгу, не только желания человека составляют сферу бессознательного. Там находятся все коллективные архетипы, которые присущи человеку.

Архетипы — это  базовые схемы. «То, что мы называем инстинктами, является физиологическим  побуждением и постигается органами чувств. Но в то же самое время  инстинкты проявляют себя в фантазиях  и часто обнаруживают свое присутствие  только посредством символических образов. Эти проявления Я и назвал архетипами» (К. Юнг. Архетип и символ.- М., 1991. - С. 65). «Так же как и инстинкты, паттерны коллективной мысли человеческого разума являются врожденными и унаследованными» (Там же.- С. 70). Но архетипы выражаются в виде восприятия целостных образов, инстинкт же функционирует на уровне ощущений.

Забывчивость обусловлена  тем, что некоторые сознательные мысли теряют свою специфическую  энергию из-за отвлечения внимания. Сознание как луч прожектора —  все, что он не освещает, уходит в бессознательное. «Но когда нечто ускользает из сознания, то перестает существовать не в большей степени, чем автомобиль, свернувший за угол» (Там же.- С. 35). Мы можем делать что-то, управляемые бессознательным, когда цель выпала из сознания.

Юнг иначе, чем Фрейд  интерпретирует сновидения. Он обнаружил, что многие сны представляют образы и ассоциации, аналогичные первобытным  идеям, мифам и ритуалам. В отличие  от мифов и сказок это непосредственная психическая данность, не прошедшая  сознательной обработки. И эти ассоциации и образы ни в коей мере не безжизненные или бессмысленные «пережитки». Они до сих пор живут и действуют, оказываясь особенно ценными в силу своей «исторической» природы. Они образуют мост между теми способами, которыми мы сознательно выражаем свои мысли, и более примитивной, красочной и живописной формой выражения. Но эта форма обращена непосредственно к чувству и эмоциям. Эти «исторические» ассоциации и есть звено, связывающее рациональное сознание с миром инстинкта.

Общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого материала, который восстанавливает — весьма деликатным образом — целостное психическое равновесие... Сон компенсирует личностные недостатки и в то же время предупреждает об опасности неадекватного пути. Сон — это разговор бессознательного с сознанием и способ познания бессознательного. Сны «зарождаются в духе, который носит не вполне человеческий характер, а является скорее дыханием природы» (Там же.- С. 48). «Таким образом, с помощью снов (наряду с интуицией, импульсами и другими спонтанными событиями) инстинктивные силы влияют на активность сознания» (Там же,- С. 61). Бессознательное раньше знает то, что еще не вошло в сознание. В этом предсказательное значение сна. Бессознательное есть предзнание.

В бессознательном присутствует теневая сторона нашей личности. «Безмерно древнее психическое  начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих. Опытный взгляд анатома или биолога обнаруживает много следов этой исходной стриктуры в наших телах. Искушенный исследователь разума может сходным образом увидеть аналогии между образами сна современного человека и продуктами примитивного сознания, его «коллективными образами» и мифологическими мотивами» (Там же. - С. 64). «Смысл и целенаправленность не есть прерогативы разума, они действуют во всяком живом организме. Нет принципиальной разницы между органическим и психическим развитием. Так же, как растение приносит цветы, психическое рождает свои символы» (Там же.- С. 61).

Человек приходит в мир  со сложной психикой, в которой  присутствуют и инстинкты и архетипы бессознательного. «Мыслеформы, универсально понимаемые жесты и многочисленные установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлективное мышление. Можно даже считать, что довольно раннее возникновение человеческой способности к рефлексии явилось из болезненных последствий эмоциональных потрясений» (Там же. - С. 71).

Сознание, по Юнгу, развилось  из эмоций. Бессознательное породило разум как закономерный этап эволюции. «Так же, как эволюция эмбриона повторяет  его предысторию, так и разум  развивается путем перехода через  ряд доисторических стадий» (Там же.- С. 90), которые не исчезают, а находятся внутри человека.

Современный человек  «слеп к тому, что несмотря на свои рациональность и эффективность, он одержим «силами», находящимися вне его контроля. Его демоны и  боги вовсе не исчезли, они всего  лишь обрели новые имена. И они удерживают его на ходу своим беспокойством, нечетким пониманием, психологическими сложностями, ненасытной жаждой лекарств, алкоголя, табака, пищи и прежде всего огромной массой неврозов» (Там же.- С. 76).

Бессознательное управляет инстинктивными тенденциями, склонностями, выраженными в соответствующих мыслеформах. Архетипы создают мифы, религии, духовную культуру в целом. Юнг рассматривал личностные комплексы как компенсации за односторонние или дефектные установки сознания; сходным образом мифы религиозного происхождения можно интерпретировать как вид ментальной деятельности для обеспокоенного и страдающего человечества в целом — голод, война, болезнь, старость, смерть.

 

Сознание и  бессознательное

Юнг вывел из психики  культуру. Его ученик Э. Фромм (1900-1980) развернул психоанализ в социальном направлении. Различие между Фроммом и Фрейдом аналогично спору в социобиологии о наличии генов эгоизма и альтруизма. По Фромму, неживотная природа человека ведет к социальным конфликтам, а общественное устройство извращает первичные благородные побуждения. Человек стремится к единству с другими людьми, а попадает в сети тоталитаризма. Стремление к справедливости, истине, свободе является неотъемлемой чертой человеческой природы, — утверждает Фромм в работе «Психоанализ и религия». Если Фрейд исследовал подсознание, Юнг—бессознательное, то Фромм обратился к сверхсознанию.

Проверка психоанализа с помощью гипноза подтвердила  наличие комплекса Эдипа; на более  глубоком уровне присутствуют переживания коллективного бессознательного; затем вспоминается процесс рождения и начинаются трансперсональные переживания, которые некоторые ученые склонны считать подтверждением и концепции перевоплощения. В пользу этого приводят видения, испытываемые людьми в состоянии клинической смерти, и эксперименты по взвешиванию умерших.

В современной психологии можно выделить три основные точки  зрения на сознание, простирающиеся от отрицания самоценного значения психики и сознания в бихевиоризме к классической школе психогенеза, утверждающей, что психика и сознание становятся после рождения, до модели «расширяющегося сознания» С. Грофа, в соответствии с которой психика и сознание существуют до рождения.

Основные различия между  сознательным и бессознательным  представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1

 

Сознательное

Бессознательное

Вербальное

Невербальное

Формально-логическое

«Нелогичное», неформальная логика

Концептуальное, абстрактное

Образно-визуальное, конкретное

Символическое

Иконическое

Синтаксическая  связанность знаков

Свобода комбинации знаков

Вторичные мыслительные процессы

Первичные мысли  тельные процессы

Рациональное

Иррациональное

Интенционалъное мышление

Сновидения, фантазии, галлюцинации

Формализация

Интуиция

Научная систематизация

Мифологическая  систематизация

Последовательность

Одновременность

Дискретность

Континуальность


 

 

Заключение.

 

Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.

Также с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.

 

Список литературы.

 

А.А. Горелов «Концепции современного естествознания»

http://www.ref.by/

Введение в  психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.:

Издательский центр «Академия», 1996.

«Психология безсознательного»  Зигмунд Фрейд      1990г.

«Проблема сознания и философское призвание». М.К. Мамардашвили. Москва, 1988

 


Информация о работе Изучение мозга человека; сознание и бессознательное