История создания фармацевтической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание работы

Возрастание интереса к истории фармации явилось результатом структурных изменений в промышленности наиболее развитых стран. Прогресс в фармацевтической сфере был обусловлен формированием высоких технологий, основанных на мощном развитии физико-химической биологии. Однако этот процесс оказался неординарным даже в сравнении с начавшимся ранее процессом появления высоких технологий в сфере электроники. Вложенные в фундаментальные исследования средства окупаются гораздо быстрее и в больших масштабах.

Содержание

1. Ведение

2. Становление аптечного дела в Западной Европе.

3. Оформление фармации в систему научного знания.

4. Этапы развития фармацевтической промышленности.

5. Заключение.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра управления и экономики фармации,

медицинского и фармацевтического товароведения 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

По теме: История создания фармацевтической промышленности

Выполнила: студентка 1 курса Худяева Ксения 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 

2009 г.

 

      План 
 

1. Ведение 

2. Становление аптечного дела в Западной Европе. 

3. Оформление фармации в систему научного знания.  

4. Этапы развития фармацевтической промышленности. 

5. Заключение.

 

       1. Введение.

      Возрастание интереса к истории фармации явилось  результатом структурных изменений в промышленности наиболее развитых стран. Прогресс в фармацевтической сфере был обусловлен формированием высоких технологий, основанных на мощном развитии физико-химической биологии. Однако этот процесс оказался неординарным даже в сравнении с начавшимся ранее процессом появления высоких технологий в сфере электроники. Вложенные в фундаментальные исследования средства окупаются гораздо быстрее и в больших масштабах.

      Многие  исследователи сегодня отождествляют  историю фармации и историю развития химии и биологии, однако в истории фармации есть ряд моментов, принципиально отличающих ее от истории химии. Эти моменты связаны скорее с социальной историей фармации (как сферой деятельности), нежели как системы знаний. Вместе с тем объяснить их, не опираясь на данные истории, в ряде случаев, просто невозможно.  

    1. Становление аптечного дела в Западной Европе.

      Фармация - от латинского "pharma" - лекарство, т. е. фармация - это наука о лекарствах. Слово "Apotheca" имеет греческое происхождение. Его первоначальное значение - специализированный либо общий магазин или склад. Однако с течением времени смысловая нагрузка менялась, и теперь это слово во всех языках обозначает учреждение здравоохранения, аптеку в современном понимании. Фармация зародилась в те давние времена, когда человек начал искать средства для исцеления своих недугов. Первое упоминание об аптеке (apotheca) как о месте хранения лекарств, мы встречаем у Гиппократа (400 лет до н.э.). Клавдий Галлен (131-207 гг. н.э.) говорит об аптеке (officina) как о месте не только хранения, но и изготовления лекарственных снадобий.

      Первые  аптеки в Европе появились в 1100 году н. э. В монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно  отпускали их нуждающимся. В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов "Cum Deo!" (С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки. Специалистов для них готовили распространенным в то время практическим методом, по схеме ученик-подмастерье-мастер. Прохождение этой цепочки занимало от 10 до 15 лет в зависимости от усердия и способностей обучаемого. Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные "препараты", собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. При этом найти одинаковое средство у двух разных "специалистов" было по понятным причинам невозможно: каждый из них занимался изготовлением снадобий в меру своих представлений и предпочтений. Самыми прогрессивными с точки зрения методического и системного подходов в то время были монахи, работавшие в лабораториях и школах при монастырях. По крайней мере, именно там сохранились самые ранние источники, представлявшие собой сборники фармакопейных статей на препараты и лекарственные растения, собранные и изученные монастырскими учеными. В них подробно описывается методика сбора и выращивания растений, способы их обработки и рекомендации по применению в терапевтических целях. Фактически можно говорить о том, что европейская фармацевтическая школа своим существованием обязана этим фармацевтам в монашеских рясах. Монашеские школы, в которых "аптекарь" был терапевтом, хирургом, фармацевтом и профессором в одном лице, оказались не в состоянии угнаться за научными возможностями общедоступных университетов в Болонье, Париже, Оксфорде, Саламанке, Праге, Гейдельберге и других европейских городах, пик расцвета которых пришелся на середину XIII столетия. Весьма популярная в то время арабская фармацевтическая школа, включавшая сотни различных лекарственных средств и методик их применения, активно изучается как докторами, так и студентами в университетах Италии и Франции. В аптеках приверженцы арабской школы повсеместно предлагают составленные в соответствии с мавританскими и персидскими рукописями всякого рода, вида и вкуса "aromatarii", "confectionarii" и "stationarii, то есть нюхательные соли, пилюли и порошки. В XV веке н.э. впервые появляется термин "провизор" - от латинского provisor - предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, что говорит о важной роли провизора в процессе лечения. Врач ставит диагноз, а провизор предвидит направление болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение и дальнейшее развитие. В 1581 году в Испании выпускается первая полноценная фармакопея - свод правил приготовления лекарств.

     Характерной особенностью аптеки с самого начала возникновения во все времена  и во всех странах было ее особое положение среди других торговых предприятий и промыслов. Ее учреждение как некое самостоятельное подразделение, ее сфера деятельности, цели, задачи, правила функционирования, квалификация фармацевтов, хранение и отпуск лекарств, цены на них – все это регламентировалось особыми уставами, имеющими силу закона. Ведь в числе лекарств были и ядовитые вещества, требующие повышенной осторожности – и при хранении их, и при отпуске.

     Наиболее  известен в этом плане один из декретов Фридриха II Штауфена (1194-1250), короля Южной Италии (точнее, Сицилии), который также являлся германским королем и императором “Священной Римской империи”. Декрет издан в 1224 году и знаменателем тем, что узаконил правило, сегодня оно является чем-то само собою разумеющимся. Декрет нормировал деятельность аптеки и, что очень важно, впервые разграничил функции врача и аптекаря. Все просто: врачам запрещалось готовить и продавать лекарства, а аптекарям – лечить больных, то есть каждый должен заниматься своим делом.

      Таким образом, первыми правовыми актами, регламентирующими фармацевтическую деятельность, явились Арельский Статут (1170) и отдельные разделы Статута Фридриха II Гогенштауфена (1231–1240). Эти документы, а также другие, в основу которых легли эти Статуты, существенно повлияли на развитие профессии аптекарей. Основным в них было закрепление своеобразной системы контроля за деятельностью аптекарей и врачей с полным разделением этих профессий. Это был первый случай установления контроля за профессиональной деятельностью. Ничего подобного не было в других химических профессиях (их деятельность регламентировалась лишь как цеховая). Сложилась парадоксальная ситуация – как раз в то время, когда лаборатории аптек превратились в центры развития химии как науки, аптекари были практически лишены возможности сохранять свою деятельность в тайне. Это привело к трансформации идеалов значительно раньше, чем возникла ятрохимия. В недрах аптекарских лабораторий расцвела идея о панацее как разновидности магистерия. Однако плодотворным оказалось развитие не этой идеи, а пути к химическому эксперименту, основанному на аптекарской (не алхимической) рецептурной традиции. Эта традиция была заложена работами фармацевтов – появлением фармакопей. В рамках этого процесса в области фармации уже в XII веке Николаем Препозитом Салернитанским была введена система аптекарских мер и весов, причем на основе уникального «социального», а не естественнонаучного эксперимента. Создание фармакопеи было законодательным закреплением рецептурной традиции, причем в то самое время, когда в алхимии и ятрохимии процветало стремление зашифровать «тайные методы».

     В Европе в средние века уровень  медицинских знаний был невысок. Аптеки в Европе в это время  создавались по арабскому образцу  и импортировали восточные лекарственные растения. С XV века, после великих географических открытий, арсенал лечебных средств пополнился растениями, вывезенными из Америки.

      В период позднего Средневековья в  теории траволечения появляется особое учение о так называемой сигнатуре, то есть о признаках, по которым можно судить о пригодности данного растения в качестве лекарственного. Последователи этого учения (напр. Парацельс 1493-1541 гг.) полагали, что исходной точкой для отыскания лекарственных средств является форма как растения в целом, так и отдельных его частей. Например, по форме листьев печеночницы, напоминающей форму человеческой печени, предполагали, что это растение является целебным против болезней печени. Сигнатуристы способствовали накоплению морфолого-систематических сведений, развертыванию исследований по изучению химического состава лекарственных растений. Огромный вклад по вовлечению в народную медицину лекарственных растений внесли монахи, для которых, где бы они не находились, в кельях или монастырях, дикоросы зачастую были и одним из источников питания и бесспорно главным источником лекарственных средств. Особым вниманием монахов пользовались растения, способные не только лечить, но и повышать тонус организма. Такую способность, например монахи, давно открыли в дягиле и включили это растение в секретную рецептуру приготовления из него ряда напитков, которыми всегда славились монахи всего мира. 

      3. Оформление фармации в систему научного знания.

     Прошло  достаточно много времени, пока обучение будущих фармацевтов основам профессии стало отдельной специальностью и потребовало создания специализированных лечебных учреждений. В них студенты изучали все известные на тот момент способы получения и обработки лекарственных средств, а также свойства химических элементов и соединений, необходимых для получения того или иного препарата. По всей Европе открывались десятки и сотни частных школ и "политехникумов", руководителями и владельцами которых нередко становились авторитетные аптекари.

      Первые  учебные заведения, готовящие провизоров, были открыты в Монпелье (юг Франции), Падуе, Барселоне (Испания) в середине XVI века. В это же время в Падуе создается ботанический сад с огромной коллекцией лекарственных растений, положивший основу для преподавания в Падуанском университете фармакогнозии - науки о лекарственных растениях. Наиболее полные и регламентированные "методические рекомендации" по созданию аптек и тому, что мы сегодня называем "фармацевтическим менеджментом", были созданы в конце XVII - начале XIX вв. В этот же период основываются и общественные ассоциации фармацевтов: "Obercollegium Medicum et Sanitatis" в Берлине в 1796 г., "Societe libre des Pharmacients" в Париже и "Королевская аптекарская школа" в Лондоне в 1842 г. К середине XIX века медицина и производство лекарственных средств начинают понемногу выделяться в отдельные направления. Для фармацевтов создаются специальные кафедры в университетах, в разных странах и городах формируются специальные своды законов и правил, регулирующие как их профессиональную подготовку, так и практическую деятельность. Обучение будущих аптекарей в университетах впервые практикуется во Франции и Англии в начале XIX столетия. Первоначально основной упор делался на приобретение знаний и практических навыков в производстве и использовании лекарств. Однако постепенно курсы начали включать все больше теоретических дисциплин. Это было связано с тем, что на протяжении последующих десятилетий аптеки постепенно утрачивали производственные функции и все более концентрировались на продаже медикаментов и консультировании пациентов. "Ученые врачи" получали образование в университетах или медицинских школах. Врач должен был уметь ставить диагноз больному, основываясь на данных осмотра и исследовании мочи и пульса. Считается, что главными методами лечения были кровопускание и очищение желудка. Но средневековые врачи с успехом применяли и медикаментозное лечение. Были известны целебные свойства различных металлов, минералов, а главное - лекарственных трав. В трактате Одо из Мена "О свойствах трав" (XI в.) упоминается более 100 целебных растений, среди которых полынь, крапива, чеснок, можжевельник, мята, чистотел и другие. Из трав и минералов, при тщательном соблюдении пропорций, составлялись лекарства. При этом количество компонентов, входящих в то или иное снадобье, могло доходить до нескольких десятков - чем больше целебных средств использовалось, тем действеннее должно было быть снадобье.

      Во  многих библиографических источниках период между первой половиной XVIII в. и первой половиной XIX в. именуется «золотым веком аптекарства». Никогда - ни в эпоху средневековья, ни после указанного периода - фармация не развивалась такими быстрыми темпами. Аптеки того времени были центрами научных исследований, выдающиеся фармацевты не только изобрели немало новых снадобий, но и сделали ценные открытия в области химии и пищевой промышленности. Польский аптекарь-ученый Шимон Фабиан (1802-1885 гг.) в своем трехтомном учебнике «Фармация», написанном совместно с Т. Гейнрихом и изданном в 1835 году, так трактует понятие фармация: «Фармация, так называемая аптекарская наука, имеет цель познания, собирания, «перепрятывания» сырых снадобий всех царств природы, а также их перерабатывания, поэтому можно разделить ее на науку, работающую над распознаванием сырых снадобий, так называемую фармакологию, и на науку, которая занимается их переработкой, так называемую действующую фармацию».

      Развитие  действующей фармации в Европе в XVIII-XIX вв. связано, прежде всего, с выдающимися открытиями в химии. Аптекарей интересовала деятельность Парацельса (1493–1541 гг.), который получал препараты вследствие химической переработки. Этим объясняется широкое применение в аптеках XVIII в. методов и оснащения лабораторий бывших алхимиков. В то время выдающиеся аптекари открывали новые химические соединения, при этом создавали новые снадобья, а выдающиеся химики, хотя и считали химию самостоятельной наукой, объединяли свои химические исследования с аптечной практикой. Такая тесная взаимосвязь химии и фармации объясняется и экономическими причинами. В аптечные лаборатории поступало немало заказов на изготовление химических веществ для потребностей промышленности: заказы на различные красители, лаки, компоненты косметических средств и пищевых продуктов. Выполняя эти заказы, ученые-аптекари усовершенствовали технологию и методы химической переработки, изобретали более точную аппаратуру для своих исследований. Поэтому шаг в развитии химико-фармацевтических технологий стал важным фактором развития науки о лекарствах.

     С давних времен аптекарство имело цеховой характер и было в той или иной мере подчинено врачам. Однако в XVIII в. в Европе оно начало выходить из-под этой опеки, а со временем — преобразовалось в свободную профессию. Примитивное цеховое образование постепенно заменялось университетским. Во второй половине XVIII в. во многих университетах Европы были открыты кафедры фармации, а также созданы научно-фармацевтические товарищества и журналы.  

Информация о работе История создания фармацевтической промышленности