Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, доклад
История Nokia - одна из самых невероятных саг о бизнесе 90-x годов прошлого века. Как написал журнал BusinessWeek, в начале 90-х финский конгломерат беспокоили весьма далекие от сотовой связи проблемы: тогда начал резко снижаться объем продаж в стоявший на пороге распада Советский Союз… туалетной бумаги. А уже к концу тысячелетия те же финны, переориентировавшись на производство сотовых телефонов, превзошли на новом для себя рынке и Ericsson и Motorola. Достаточно быстро Nokia стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций, а также одной из самых богатых европейских компаний. Но все по порядку...
История
Nokia - одна из самых невероятных саг
о бизнесе 90-x годов прошлого века.
Как написал журнал BusinessWeek, в начале
90-х финский конгломерат
Историю
компании Nokia принято отсчитывать
с 1865 года. 12 мая 1865 года финский горный
инженер Фредрик Идестам
А тем временем в Соединенных Штатах “резиновая горячка” начала 1830-х годов закончилась столь же неожиданно, как и началась. Многие инвесторы потеряли миллионы долларов. Но обанкротившийся производитель оборудования из Филадельфии Чарльз Гудьер продолжал проводить эксперименты с резиной. В феврале 1839 году он открыл такое явление, как вулканизация. В то же время он создал водозащитную резину, что позволило использовать этот материал в самых разных условиях. В 1898 году Фрэнк Сейберлинг основал фирму Goodyear Tire and Rubber Company и купил для нее первый завод. Через десять лет Goodyear стала крупнейшим в мире предприятием по выпуску резины.
В Финляндии товары из резины появились в конце XIX века. Первыми изделиями были обувь и различные предметы из прорезиненной ткани. Сначала они были роскошью, но очень быстро дождевики и калоши завоевали популярность в городах и сельской местности. Резиновая продукция стала принадлежностью не только потребительского, но и делового рынка. В связи с индустриализацией появился спрос на различное оборудование, что означало потребность во всевозможных резиновых изделиях. В Финляндии основным производителем таких изделий была компания Finnish Rubber Works (FRW). Когда руководство FRW решило переместить свое производство из Хельсинки в сельскую местность, оно остановило выбор на участке рядом c Nokia. Возможность недорого покупать у Nokia электроэнергию стала определяющей, - река, около которой находился комбинат, служила не только украшением ландшафта, но и являлась источником дешевой электроэнергии.
В 1912 году в центре Хельсинки открылась компания, получившая позже название Finnish Cable Works. Увеличивающаяся потребность в передаче электроэнергии, а также бурное развитие телеграфных и телефонных сетей обеспечили быстрый рост компании. Забегая вперед, надо отметить, что после окончания Второй мировой войны фирма практически являлась монополистом, владевшим абсолютным большинством финских производителей кабеля. В 1920 году эти три фирмы: Nokia Corporation, Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works, вошли в коалицию, сформировав Nokia Group..
Хотя Nokia и потеряла свою корпоративную автономию, ее название очень скоро стало общим фундаментом для трех фирм, и в эти же годы FRW стала использовать название “Nokia” в качестве своей марки. Правда, вскоре третья из компаний, Finnish Cable Works (FCW), заманила Nokia в новый для нее сектор — строительство электростанций. В 1920—30-е годы Nokia уже лидировала на всех направлениях своей деятельности. Именно диверсификация помогала фирме практически безболезненно переживать тяжелые в экономическом плане времена: когда какой-то сектор экономики находился в упадке, Nokia выживала за счет предприятий других отраслей.
Компания Nokia начала деятельность в Советском Союзе в 60-е годы. В 1966 началось и в 1967 году было окончательно оформлено слияние трех предприятий — Nokia, FRW и FRC. Oy Nokia Ab представляла собой промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники. Старые направления, в особенности производство кабелей, продолжали обеспечивать прибыльность Nokia. Некоторые финские обозреватели считают, что система управления была взята от завода по производству кабелей; а деньги приносила резиновая промышленность. А отделение электроники помогло возродить конкурентоспособность Nokia на новом витке развития компании.
Еще в 60-х
годах президент Finnish Cable Works Бьёрн
Вестерлунд учреждает отдел электроники,
который проводит исследования в
области полупроводников. Основным
персоналом отдела являются сотрудники
университетов и колледжей, с которыми
Вестерлунд давно поддерживал хорошие
отношение. Глава отдела, Курт Викстедт,
называвший себя "помешанным на цифрах",
прекрасно представлял себе все перспективы
развития электронной связи и умело направлял
усилия разработчиков именно в этих, приоритетных
направлениях. Витавшие тогда в воздухе
настроения можно было охарактеризовать
словами "все возможно и все нужно попробовать".
В 1963 году был разработан первый радиотелефон,
а в 1965 году – модем для передачи данных.
Тем не менее, большинство телефонных
станций на тот момент имело электромеханические
коммутационные устройства и никто даже
не помышлял о возможной "цифровизации"
своего оборудования. Несмотря на подобный
консерватизм, царивший тогда в этой области,
Nokia все таки берется за разработку цифрового
коммутатора на основе импульсно-кодовой
модуляции (РСМ). В 1969 она первой выпускает
РСМ-передающее оборудование, отвечающее
стандартам CCITT (Международный консультационный
комитет по телеграфу и телефону). Переход
на цифровой телекоммуникационный стандарт
стал для компании одним из самых важных
стратегических решений, что и подтвердилось
в начале 70-х выпуском коммутатора DX 200.
Снабженный по тем временам компьютерным
языком высокого уровня и микропроцессорами
Intel, он оказался настолько удачным, что
и по сей день идеи заложенные в него являеются
основанием для телекоммуникационной
инфраструктуры компании.
В то же
самое время новое
В 1987 году, когда все выпускаемые мобильные
телефоны были достаточно тяжелы и имели
большие габариты, Nokia выпустила один из
самых легких и транспортабельных мобильников.
Это позволило отвоевать значительную
часть рынка.
В связи с постепенным объединением европейских рынков в конце 80-х годов, назрела необходимость разработки единого цифрового стандарта мобильной связи, позднее получившего название GSM (Global System for Mobile Communications).
В 1989 году
Nokia и два финских
Йорма Оллила, приглашенный в Nokia Кари Каирамо, в 1990 году возглавил отделение мобильных телефонов компании. По поводу нового проекта было много разговоров, сомнения вызывало всё: от принципиальной необходимости в существовании сети до технологических вопросов. И все же команда Nokia верила в цифровую связь и продолжала свою работу.
1 июля
1991 года самый первый звонок
через коммерческую сеть GSM был
сделан премьер-министром
С 1996 года телекоммуникации стали основной сферой деятельности компании Nokia. Не зря рисковали финны. Ведь когда Nokia вкладывала свои ресурсы в GSM, она была умеренно успешной компанией из маленькой страны, бросившей вызов уже прочно стоящей на ногах инфраструктуре, в которую вложены миллиарды долларов, и повсеместно принятому стандарту. Вскоре компания заключает соглашения на обеспечение сетями GSM еще 9 европейских государств. К августу 1997 года Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране.
Надо сказать, что к этому времени Финляндию охватывает глубочайший спад производства. И несмотря на то, что в 80-х Nokia становится третьим в Европе производителем телевизоров, а также большую популярность получают спутниковые ресиверы фирмы и отделение, занимающееся производством автомобильных покрышек, особенно, если учесть неизменно высокое качество всего ассортимента предлагаемой продукции, Nokia пришлось сделать рискованный выбор. В мае 1992 года возглавивший компанию Йорма Оллила принимает решение о сокращении всех остальных отделений и сосредоточении научных и производственных мощностей на телекоммуникациях. Сегодня, когда Nokia является мировым лидером в мобильной связи и телекоммуникациях, мы можем по достоинству оценить правильность этого решения.
Секреты
успеха
Именно когда компания всерьез занялась
выпуском мобильных телефонов и других
телекоммуникационных продуктов, она
вышла на международные рынки. В результате
в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых
технологий связи.
За короткое время, благодаря своей способности
чутко реагировать на частые рыночные
перемены и мгновенно брать на вооружение
новейшие разработки и технологии, компания
добилась мирового успеха. Именно за счет
грамотного и вдумчивого подхода, а также
верных решений - как в области технологий,
так и в области управления и кадровой
политики - Nokia превратилась в мегакомпанию
мирового класса. За каких-то 6 лет эта
компания совершила скачок к мировой известности.
Йорма Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.
Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться в причинах такого успеха.
История. От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.
Имя. Прежде
всего, руководство Nokia решило, что для
успешного продвижения на рынке
необходим собственный брэнд -- в
компании сумели предвидеть, что в
скором времени сотовые телефоны
перейдут в разряд потребительских
товаров (до этого продукты Nokia продавались
под марками операторов мобильной связи).
Решить поставленную задачу ей удалось
в полной мере -- сегодня в списке наиболее
популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое
место, между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е).
Инновации. Одной из стратегических целей
компании всегда было непрерывное обновление,
которое проявлялось в умелом и постоянном
сегментировании, брэндинге и дизайне.
Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала
новинки в различных категориях, чтобы
постоянно доминировать на рынке. Как
Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно
известной маркой, только добилась этого
намного быстрее.
Технологии. Nokia удлеляет много внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.
Когда многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.
Система ценностей.
В 1992 году, когда начался процесс концентрации на считавшемся до той поры второстепенным бизнесе коммуникаций, Оллила распродал все прочие предприятия, которые были по-своему весьма преуспевающими. Оллила позаботился о том, чтобы не растерять те ценности, которые привели к успеху этих предприятий. Прежде чем продавать, решил извлечь из них полезный опыт. Команда опытных экспертов изучила эти предприятия и выявила 4 основные принципа.