История развития стоматологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:37, реферат

Описание работы

Стоматология (от греч. stoma, родительный падеж stomatos - рот и ...логия), медицинская дисциплина, изучающая строение зубов, причины возникновения, лечение и профилактику зубных болезней, заболевания языка, слизистой оболочки полости рта, челюстей и окружающих их тканей лица и шеи; в задачи С. входит также разработка новых материалов для пломбирования зубов и их протезирования.

Работа содержит 1 файл

Стоматология.docx

— 41.25 Кб (Скачать)

Считалось, что зубная боль происходит в голове, а затем идет к корню зуба. Как и в древности в Европе считали, что причиной кариеса является зубной червь. И все методы лечения были направлены на то, чтобы любыми путями избавиться от него: выкуривание с помощью лекарственных трав, вливание лекарственных средств, кислот и т.п. Сам зуб не лечили, а все усилия направляли на снятие боли или припухлости вокруг больного зуба. Практиковалось удаление зубов, предписывалось удалять зуб пальцами, предварительно расшатав его, т.к. опасались использовать щипцы для его удаления. Эти обязанности выполняли цирюльники. 

В сочинениях врачей того времени зубоврачеванию отводится много места. Основными внешними причинами болезней зубов средневековые врачи считали принятие горячей пищи сразу же после холодной, употребление слишком твердой пищи, неправильный уход за полостью рта. Из чего мы делаем вывод: зубные болезни были широко распространены среди населения средневековой Европы.

Так как дипломированные врачи в большинстве случаев не занимались хирургией, считая это низким делом недостойным ученого, то зубные болезни они лечили различными внутренними средствами, среди которых были и такие, которые должны были привести к выпадению зуба. При крайне примитивной терапии зубных болезней удаление больного зуба являлось, в сущности, единственно рациональным методом лечения.

Если богатое население могло себе позволить обратиться к услугам опытных врачей и хирургов, то городская беднота такой возможности не имела. Усиленный спрос на людей, умеющих вырвать зуб, вызвал появление большого числа специалистов в этой области – представителей самых разнообразных профессий и часто даже неожиданных. Зубодерганьем стали заниматься деревенские кузнецы, повитухи, пастухи, цирюльники и даже палачи. Для них удаление зубов являлось побочным занятием. Среди них выделились люди, обладающие особыми способностями, которые благодаря массовой практике, достигли большого  искусства в удалении зубов и сделали это своей специальностью, разъезжая по городам и деревням своей страны. Так образовалось сословие зубодеров, зуболомов, зубоврачевателей. Средневековые зубодеры работали на деревенских ярмарках, площадях больших городов, где стечение народа давало большую клиентуру, а соответственно и большой заработок.

Многое в обиходе странствующего зубодера, в том числе и его костюм, должно было действовать на толпу в рекламных целях, а сам зубодер представлялся магом или волшебником в их глазах, но здесь преследовались и более рациональные цели. Присутствие музыкантов, шутов в «кабинете» зубодера заглушало крики пациентов и отвлекало внимание толпы от их страданий. В этом нет ничего удивительного, т.к. обезболивания не было.

В отличие от Западной Европы, на Руси не применялись те методы лечения, которые были широко распространены во Франции, Италии, Фландрии и др. странах. Патриархальные обычаи не способствовали внедрению нового. В Древней Руси, как и у каждого народа, сложились особые воззрения на болезни, полные суеверий и демонических представлений. Поэтому основной причиной возникновения болезней приписывалось воздействию сверхъестественных сил.

По мнению наших предков «даже доброе слово, но сказанное в недобрый час, может привести к болезням».

В полном соответствии с таким мировоззрением находились и способы зубоврачевания. На сверхъестественные силы пытались воздействовать заговорами, нашептываниями, талисманами, амулетами и т.п. Врачебные знания на Руси с самого раннего времени выделились в формы знахарства, волшебства, ведовства, чародействия.

Естественно, что при таких представлениях на возникновение болезней и способов воздействия, должны были появиться люди, которым была открыта тайна волшебства. При этом, следует отметить, что обособленной касты жрецов, в руках которых сосредоточилась бы вся народная медицина Руси никогда не было. Сам народ стал хранителем всех народных знаний и традиций, передаваемых в сказках, легендах, поговорках, присказках, прибаутках, народных приметах, а также в лечебниках и травниках. Все методы лечения зубных болезней Древней Руси можно условно разделить на:

лечение с помощью заговоров;

лечение с помощью заговоров и лекарственных средств: чеснок, сало, кровь, кал животных, кора дерева и т.д..

С течением времени лечебные средства усложнялись. Приемы становились разнообразнее. Знахарство «приобретает власть» человека над природой, т.е. над ее полезными или вредными для человеческого здоровья элементами.

Лечение с помощью лекарств.

По мере накопления лекарственных средств, слова заговоров теряют свой первоначальный смысл и наконец исчезают. Остается чисто народное лекарство или лечение, сопровождаемое, только в силу привычки, молитвой.

По мере того, как устанавливались отношения русских с Западной Европой, западная культура стала проникать в обособленное до того времени Московское Государство, что не могло не отразиться и на состоянии врачебного дела, сосредоточенного в руках знахарей и знахарок. Потребность в рациональной медицине, отсутствие отечественного медицинского образования и врачей-профессионалов привело к тому, что в течение долгого времени в России были только врачи-иностранцы. Как и в Европе появились две врачебные формы: докторов, т.е. врачей, занимающихся внутренними болезнями, и лекарей, т.е. хирургов, занимающих подчиненное положение и действующих часто по указанию докторов.

Как лечили больных в XV-XVI веках, сведений сохранилось мало. Но очень быстро потребовалась организация центрального управления, которое бы ведало медицинским делом в государстве. Для этого Михаил Романов учреждает в Москве первое Медицинское Верховное Судилище – Аптекарский Приказ.

В 1672 году Аптекарский Приказ переименован в Аптекарскую Палату, затем это центральное управление носило различные названия, из которых дольше других продержались Аптекарская Канцелярия (с 1725 г.) В 1678 году при Аптекарском Приказе, кроме докторов, лекарей и аптекарей состояли следующие чиновники: ученики аптекарей, лекарского дела ученики, костоправы, чепучинного дела лекари, гортанного дела лекари, травники, спиртной перепущик или дистиллятор, толмачи, сторожа. Наряду с ними существовали на Руси и разнообразный «низший персонал»: алхимисты, цирюльники, берберы и всевозможные ученики. Как видно из этого списка в нем нет зубных врачей. Возможно, зубоврачебную помощь оказывали костоправы, цирюльники и гортанных дел лекари.

В основном все лекари были из Англии, Германии или Голландии.

В XVII веке появилась потребность в русских лекарях, т.к. иностранцам уже лечивших не только бояр, но и посадских и торговых людей и не знавших местного языка приходилось общаться через переводчика. По этому со времени Алексея Михайловича стали посылать молодых людей учиться медицине за границу. Первым русским образованным врачом стал Петр Васильевич Постников, получивший в 1692 году степень доктора медицины в Падуанском университете.

Рациональная медицина продолжительное время у нас была западноевропейского содержания и была недоступна даже богатым боярским домам. Подобную роскошь даже в XVII веке мог позволить себе только царский дом, имевшим при себе докторов, которые с царского разрешения иногда лечили придворных или близких ко двору. Потребность в комфорте и культуре вызвали наплыв в Россию большого числа иностранцев – всевозможных ремесленников, художников, артистов, врачей, которые находили хорошо оплачиваемое поле деятельности. Среди них были и зубные врачи – представители всех наций Запада.

При московском дворе профессиональные врачи впервые появились в княжение Иоанна Третьего. Вероятно, они прибыли из Италии со свитой Софьи Палеолог, второй его жены.

Во второй половине XVII века число врачей в России значительно увеличилось. Материалом для изучения вопроса о состоянии терапии в XVII веке служат так называемые «дохтурские сказки» – протоколы медицинского исследования, в которые врачи заносили диагноз болезни, назначенное ими лечение, а иногда и также этиологию и патогенез. Терапия семнадцатого века представляла из себя самое невероятное смешение методов и лекарств, вполне целесообразных и даже фантастического характера.

Диагнозы того времени: грыжа, рожа, эпилепсия, дизентерия, цинга, астма, геморрой и другие. Основные признаки цинги ярче всего проявляются в полости рта: кровотечность десен, подвижность зубов и их самостоятельное выпадение. По всей видимости, врачи XVII века осматривали полость рта, но что они делали? В основном лечили лекарствами. Большое значение придавали кровопусканию. Но применялись и знахарские методы лечения. Например, мозг молодых зайчат использовался при болезненном прорезывании зубов. Для этого мозгом смазывали ягодицы ребенка.

Реформы Петра I вихрем пронеслись по громадному пространству России, коснулись они и сферы врачевания.

В 1706 году по указу Петра Первого в Москве открывается первый генеральный госпиталь. Это заведение (военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко) является и теперь крупным медицинским центром. В 1707 году при госпитале открывается лекарская школа. Эту школу возглавил выпускник Лейденского университета, лейб-медик Петра Первого Николай Бидлоо. В 1710 году Н. Бидлоо написал труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», в котором содержатся сведения проведения челюстно-лицевых операций: об «операции зубов», на слизистой оболочке полости рта, на губах, твердом небе, языке и др. Описаны и противопоказания к проведению этих операций. В разделе «Об операции зубов» подробно рассмотрено строение зубов, сроки их прорезывания, иннервация, дающая названия зубов, дается методика лечения в основном хирургическое удаление различных групп зубов с соответствующим описанием инструментов. По «наставлениям» Н. Бидлоо изучали не только хирургию, но как видим, и зубоврачевание. Сдав специальные экзамены, выпускники школы направлялись зубными лекарями в войска и на флот. Быстрое развитие медицинских наук и рост самосознания врачебной корпорации привели к тому, что в XVII веке в Европе врачи и хирурги отказались от шарлатанских приемов ярмарочной практики. Что же касается зубоврачевания, то в силу объективных причин, среди которых не последнее место занимает недостаточная медицинская подготовка, а так же невежество народа, то такие «балаганные» приемы встречались даже в XIX веке.

С изобретением микроскопа А. Левенгуком, некоторые зубоврачеватели перестали верить в теорию «зубного червя». Но и в этот период основным методом лечения (избавления от зубной боли) – оставалось удаление зуба.

К середине XVII века стали чаще практиковать изготовление искусственных протезов. До этого времени зубные протезы изготавливались без снятия предварительных слепков. Вся работа проводилась «на глазок» с многократной примеркой.

Готфрид Пурман, (1721) городской врач в Бреславе, впервые предложил снимать оттиск с челюстей при помощи воска.

Прафф первый предложил изготовлять по оттиску гипсовую модель. Мутон, (1764) предложил применять кламмера и золотые коронки. Антон Нук рекомендует изготовлять искусственные зубы из клыков моржа.

Искусственные зубы изготовлялись из различных материалов: из бедренной кости рогатого скота, лошадей и собак, из перламутра, слоновой кости и т.п. Но вид таких зубов и их малоустойчивость не устраивали как пациентов, так и врачей. Цвет зубов также оставлял желать лучшего. Это послужило толчком к научным поискам. Так во Франции удалось покрыть эмалью изготовленные из меди искусственные зубы. В 1774 году были изготовлены искусственные зубы из фарфора.

В XVIII веке на  смену зубодеру приходит врач-дантист. Это звание было установлено в 1700 году во Франции, где под влиянием Фошара и других хирургов, начался расцвет научного зубоврачевания.

Пьер Фошар (1678-1762) в своем труде «Le Chirurqien Dentist» собрал воедино все разрозненные знания по зубоврачеванию, систематизировал, объединил все общей идеей, что в сумме дало понятие научного зубоврачевания. Для лечения болезни зубов он  рекомендовал тщательную чистку зубов и удаление зубного  камня. Им был сконструирован для этой цели целый ряд инструментов.

Фошар описывает 103 заболевания зубов, среди них 45 обусловлены внешними причинами. По его мнению, кариес, представляет собой внутреннее заболевание и обусловлен изменением жидкости в костном веществе зуба. Пломбирование он проводил при помощи свинцовой, оловянной и золотой фольги.

Зубные протезы, изготовленные Фошаром, носили, в основном, косметический характер и далеки были от современных функциональных протезов. Но изготовленные в то время протезы обоих челюстей помогали жеванию. Фиксация таких протезов проводилась различными способами: если имелись отдельные зубы, то протез привязывали к ним с помощью вощеной шелковой нити. При полном отсутствии зубов нижней протез держался силой своей тяжести. Для укрепления полного верхнего протеза Фошар применил пружины. Фошару принадлежит идея вставления штифтовых зубов, которые он довел до исключительного по тому времени совершенства. Штифтовые зубы он изготовлял из естественных зубов или вытачивал из кости. 

Протезист XVIII века, который делал протез от руки и не имел перед собой готовых шаблонов, должен был быть одновременно и художником, и гравером, и изобретателем. Вот почему работы Фошера поражают несомненной технической гениальностью. Весь технологический его инструмент состоял из двух напильников: один в форме кошачьего хвоста, другой четырехгранный, циркуля, пилочки, отвертки, трех шилоподобных инструментов для расширения канала и пробуравливания отверстия в свинце и сверлильной машинки, приводимой в движение тетивой из бычьей жилы.

Информация о работе История развития стоматологии