Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:37, реферат
Стоматология (от греч. stoma, родительный падеж stomatos - рот и ...логия), медицинская дисциплина, изучающая строение зубов, причины возникновения, лечение и профилактику зубных болезней, заболевания языка, слизистой оболочки полости рта, челюстей и окружающих их тканей лица и шеи; в задачи С. входит также разработка новых материалов для пломбирования зубов и их протезирования.
Стоматология (от греч. stoma, родительный падеж stomatos - рот и ...логия), медицинская дисциплина, изучающая строение зубов, причины возникновения, лечение и профилактику зубных болезней, заболевания языка, слизистой оболочки полости рта, челюстей и окружающих их тканей лица и шеи; в задачи С. входит также разработка новых материалов для пломбирования зубов и их протезирования. Первые описания болезней органов полости рта даны в трудах врачей древности - Сушруты (Индия), Гиппократа (Греция), Галена, Цельса (Рим) и др. В 14 в. французский врач Ги де Шолиак предложил инструмент для удаления зубов, в конце 15 в. итальянский медик Дж. д'Аркале упоминал об их пломбировании золотой, свинцовой и оловянной фольгой, в 16 в. А. Паре подробно описал технику их удаления, а также операции реплантации зуба. В конце 17 - начале 18 вв. зубоврачевание определилось как самостоятельная отрасль практической медицины. Основателем стоматологии, как научной дисциплины считается французский хирург П. Фошар, в 1728 издавший «Руководство по хирургии и лечению зубов», в котором излагались накопившиеся знания по стоматологии. В 19 в. была детально разработана техника пломбирования зубов, изготовления зубных протезов. В 1820 французский врач М. Делабар применил специальные боры для обработки кариозных полостей; во 2-й половине 19 в. американский зубной врач Моррисон изобрёл ножную бормашину. В конце 19 - начале 20 вв. в связи с прогрессом физиологии, биохимии, патологии и др. дисциплин были изучены этиология, патогенез и терапия основных стоматологических заболеваний.
В России первые сведения о зубных врачах относятся к началу 18 в. В 1810 специальным законом было установлено звание «зубной лекарь» и предусмотрен объём экзаменационных требований для получения этого звания; в 1829 право заниматься зубоврачеванием получили женщины. В 1881 в Петербурге была открыта первая школа для «изучения зубоврачебного искусства». До 1917 в России было около 20 зубоврачебных школ; подготовка зубных врачей и их практическая деятельность имели частнопредпринимательский характер. В 1883 в Петербурге было основано «Первое общество дантистов в России» и в том же году - «Общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием «; затем подобные общества были организованы в Москве (1891), Киеве, Харькове, Тбилиси и др. В 1882 Я. В. Джемс-Леви выпустил первый специальный учебник по стоматологии - «Руководство к зубоврачебной науке». В 20 в. значит, вклад в развитие стоматологии внесли работы М. М. Чемоданова, А. К. Лимберга и др.
К.А.Пашков, Е.В.Алексеева
Лучше потерять жемчуг, чем зуб.
Древняя мудрость
Стоматология – учение о болезнях органов полости рта и челюстно-лицевой области, методах их диагностики, лечения и профилактики.
Так стала называться одна из самых молодых отраслей медицины, сформировавшаяся в 20-х годах XX века. До этого речь шла только о зубоврачевании, где главной фигурой был ЗУБ.
Первые упоминания о заболеваниях зубов относятся к первобытному обществу. Мы в прошлых лекциях говорили о том, что первобытный человек страдал от различных заболеваний, смеем предположить, что зубная боль ему тоже была известна.
Если сегодня наиболее распространенным заболеванием является кариес, то в доклассовом обществе он встречался редко. В основном изнашивание, стирание зубов почти до корней, т.к. растительную пищу не мыли, оставался песок, земля, мелкие камни. Охота давала мясо в сыром виде. Зуб разрушался чаще, чем другие органы человека, что являлось предметом размышления, боязни, уважения. Людям чудилось, что в зубах кроется какая-то таинственная мощь, которая как-то связана с бессмертием. Это было, главным образом, связано с примитивными обычаями, тайнами и просто наблюдениями, основанными на потере зуба. До сих пор малышу, у которого выпал молочный зуб, предлагают отдать его мышке или положить его в мышиную норку. Объяснение очень простое – у мыши самые крепкие зубы!
Во все времена и на всех континентах потеря зуба была ужасна для человека. Зубы для него были не только выразителями физической и духовной силы, но и выполняли механическое пережевывание пищи. Зубы выполняли роль защиты, а иногда и проявления агрессии. Оскал зубов, скрежет зубами – проявление бешенной злобы. И еще было подмечено, что зубы не могут самовосстанавливаться. Таким образом, считалось, что зубы, добытые у врага, приносят силу и мудрость его победителю. Поэтому вожди многих племен и шаманы носили на шее, очень часто, ожерелья из человеческих зубов или зубов животных.
Первые описания лечения зубов в древности следует отнести к 3500-3000 гг. до н.э. До нас дошли глиняные таблички с иероглифическими письменами, где есть сведения о медицине Месопотамии, в частности и по зубоврачеванию. Именно в этот период формируется представление о причине возникновения заболеваний зубов, ведущим признаком которых была боль, связанная с демоном зубной боли. В Древнем Вавилоне это представление переходит в убеждение, что боль возникает при проникновении в полость рта «червя». Аналогичных взглядов придерживались врачи Месопотамии, Индии, Китая, Египта.
В глиняных табличках описывалось также состояние зубов и течение болезни. Скрежетание зубов у древних месопотамцев рассматривалось как характерный и очень опасный признак возникновения болезней. Предлагался следующий способ лечения: «Под сидение подкладывался человеческий череп и в течение 3-х дней, утром и вечером, клали перед ним части тела жертвенных животных. Затем пациенту рекомендовалось семь раз обратиться к черепу со словами благодарности и семь раз поцеловать его, после чего дело должно было пойти на поправку».
Все лечение сводилось к магическим приемам и заговорам, ни о каких лекарственных средствах не упоминается. В более поздних древних письменах появятся сведения о применении лекарственных средств для лечения зубов, но каких конкретно неизвестно. Поэтому ничего удивительного нет в том, что было широко распространено ношение зубных амулетов. Примерно к этому времени относится интересная археологическая находка – золотая зубочистка.
В своде законов царя Хаммурапи имеются сведения о наказании и награждении врачей лечивших зубы, что подтверждает существование специалистов в области зубоврачевания:
«Если кто-либо серьезно повреждает зуб, он будет лишен собственного зуба».
«Если кто-либо незначительно повреждает чужой зуб, он заплатит треть сикля серебра». (Законы 200 и 201).
В предыдущих лекциях по Древнему Египту мы сделали вывод о том, что заболеваниями зубов и методами (способами) их лечения занимались специалисты – зубные врачи. Доказательством тому служит следующее свидетельство: в некрополе Саккара близ Каира была обнаружена гробница древнего зодчего Хеси-Ра (современника фараона Джосера и Имхотепа). В погребальной камере Хеси-Ра были найдены доски-панели, где перечислялись его должности, в том числе, Хаси-Ра был назван «главой дантистов и врачей». Это свидетельствует, что в III тыс. до н.э. зубоврачевание было выделено из общего комплекса медицинских знаний, и мы вправе его считать – первым в мире дантистом.
Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, что было сделано для оттока гноя или снятия воспалительного напряжения в кости, свидетельствуют о том, что зубоврачевание в Египте было на высоком уровне.
Важные сведения о зубоврачевании содержатся в древних медицинских папирусах. Наиболее ценным является папирус Эберса, в котором есть специальная глава, посвященная лечению заболеваний зубов и десен. В нем приведены составы лекарств для укрепления зубов, для лечения, возможно кариеса зубов, для удаления нагноения, лечения десен, лечения язв на деснах, лечения цинги. Для примера один из древнеегипетских рецептов для лечения зубов: «Изотри в пасту и прикладывай к зубу одну часть тмина, одну часть мирра и одну часть лука». В этом папирусе нигде не описывается хирургическое вмешательство для лечения зубов. Папирус Эдвина Смита (XVI в до н.э.) посвящен хирургии, в том числе и челюстно-лицевой.
В древней Иудее ценили здоровые зубы, а те, у кого отсутствовал хотя бы один зуб считался ущербным. Древние евреи считали повреждение зубов серьезным проступком, и если господин случайно выбивал зуб своему рабу, то он обязан был дать ему свободу.
Существовали зубные врачи, которым разрешено было работать даже в субботу, т.к. зубная боль приравнивалась к угрозе жизни.
Для снятия зубной боли применяли: сок кислых плодов, чеснок. Удаление зубов не приветствовалось, т.к. считали, что удаление боковых зубов приводили к повреждению глаз.
В древнем Китае еще 5 000 лет назад для лечения зубов применяли иглоукалывание. В медицинских трактах: «Ней узин» (III в до н.э.), Хванг- Фи (2 500 лет до н.э.) имеются сведения о болезнях полости рта и зубов. Описываются гингивит, абсцесс парадонта, изъязвление десен. Первой специальной книгой о болезнях полости рта и зубов была книга Чжун-цина (2 200 лет назад), где изложено лечение кариеса с помощью мышьяка. Китайцы первыми стали пользоваться «жевательной» палочкой, зубочисткой, зубной щеткой, полоскали рот после еды.
В Древней Индии считалось, что зубоврачевание имело божественное происхождение. Если отбросить все религиозные и мифические представления, то первое описание зубоврачевания принадлежит Сушруте. («Собрание»). В этой книге описываются хирургические операции, дается описание более 100 инструментов, в том числе и щипцы для извлечения зубов. В гигиенических целях индусы использовали зубные щетки, сделанные из веточек дерева, конец которых был разделен на волокна. Ежедневный ритуал чистки зубов сопровождался чисткой языка специальным инструментом (скребком), а тело натиралось ароматическими маслами, рот ополаскивался травяными настоями. Для лечения зубов применяли горячий воск, мед, масло. Зубного червя убивали горячим зондом, а если это не помогало, то зуб удалялся.
Идея замещения утерянных зубов искусственными принадлежит древним египтянам. В гробницах археологи находили у древних мумий искусственные зубы сделанные из дерева и укрепленные золотыми нитями, выполнявшими косметическую функцию.
В конце XIX века в Западной Италии были найдены зубные протезы, относящиеся к VIII-IX векам до н.э., принадлежащие этрускам, познания которых в зубоврачевании, без всякого сомнения, базируются на достижениях древних египтян. Для протезирования использовали обработанные телячьи или воловьи зубы, удаленные из челюстей молодых животных до их прорезывания. Протезы применяли для укрепления расшатанных зубов, а также для восполнения недостающих зубов. Зубные протезы, изготовленные древними мастерами, были великолепны.
У древних греков первые упоминания о болезнях зубов, их лечении встречаются в сочинениях Гиппократа (V век до н.э.). В них он дает советы по уходу за детьми, у которых прорезываются зубы. Гиппократ первым вводит в медицинскую терминологию понятие «афта», который используется в современной медицине и означает – язву, сыпь или чувство жжения. По его описаниям эта болезнь часто встречалась во рту у детей. Позднее эти афты описали Гален и Авицена.
Большое внимание Гиппократ уделял вопросам челюстно-лицевой хирургии. Он описал способ выравнивания вывихов нижней челюсти. При переломах челюстей давал практические советы и принципы их лечения. Все это и сейчас представляет интерес для современной челюстно-лицевой хирургии.
Судя по всему, врачи древней Греции должны были уметь оказывать разнообразную зубоврачебную помощь.
В Греции придавали большое значение гигиене полости рта, но регулярная профилактика появилась под Римским влиянием, благодаря чему греки научились использовать для чистки зубов специальные зубные порошки.
Говоря о зубоврачевании в Арабских халифатах необходимо отметить, что среди прочих требований Корана предписано полоскание рта 15 раз в день по три раза перед каждой молитвой, рекомендуется чистить зубы прутиком персикового дерева, массировать десна пальцами. Практически все арабские врачи в своих работах уделяли внимание вопросам зубоврачевания.
Известный Вам врач Абу Бакр ибн Закарийа Ар-Рази (Разес) одним из первых описал анатомию зубов и способы лечения кариозных зубов, для чего применял горячую нефть и пломбировочный материал из квасцов и мастики. Он был категорически против удаления зубов.
Аз Захрави (Абулкасис) в трактате «О хирургии и инструментах» предлагает не спешить с удалением зуба, а лечить его. Разрушенные зубы автор советует удалять. В трактате описаны всевозможные виды щипцов, применяемые для удаления зубов. При кровотечении из лунки Аз-Захрави рекомендовал заполнять ее измельченным купоросом или прижигать раскаленным инструментом. Он проводил различные операции в ротовой полости, снимал зубной камень, для чего были изготовлены специальные инструменты, лечил переломы нижней челюсти, вправлял вывихи нижней челюсти.
Описания клинических проявлений различных заболеваний челюстно-лицевой области и рекомендации Аз-Захрави больному позволяют утверждать, что он внес большой вклад в развитие медицинской науки в средневековой Европе.
Раннее средневековье в Европе не было ознаменовано важными достижениями в медицине. Авторы того времени занимались компиляцией трудов античных врачей. Аскетическое христианство с его презрением красивому и здоровому человеку взяло верх. Гигиене полости рта внимания не удалялось. Такое положение сохранялось около 700 лет. Только в эпоху Возрождения начали применять для чистки зубов льняную ткань, протирали их пахучими маслами, зубными эликсирами, просто пальцами. Зубную щетку из щетины расположенной перпендикулярно к рукоятке впервые применили в Китае около 1500 года. В Европе в 1719 году в Германии. Но применение зубной щетки не получило распространения. Вместо нее использовались зубочистки, сделанные из дерева, гусиных перьев, слоновой кости.