История развития спортивной медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Какое значение имеет спорт для современного человека? Одни считают это бесполезной тратой времени, другие не прочь позаниматься физкультурой ради поддержания здоровья, а для третьих спорт – это главное дело жизни, средство существования. Люди, относящиеся к третьей категории, безусловно, имеют огромное терпение и силу воли, закаленный характер и умение работать для достижения цели.

Работа содержит 1 файл

спортивная медицина.docx

— 46.66 Кб (Скачать)

                                                    Введение.

 

Какое значение имеет спорт  для современного человека? Одни считают  это бесполезной тратой времени, другие не прочь позаниматься физкультурой ради поддержания здоровья, а для  третьих спорт – это главное  дело жизни, средство существования. Люди, относящиеся к третьей категории, безусловно, имеют огромное терпение и силу воли, закаленный характер и  умение работать для достижения цели. Большой спорт – это захватывающее  зрелище для тех, кто наблюдает  со стороны за ходом спортивных соревнований, за борьбой и стремлением спортсменов  к победе. Но для них, людей, которые  дарят своим болельщикам положительные  эмоции, существует обратная сторона  медали: колоссальные затраты сил  и времени, изнурительные тренировки и, что самое неприятное, различные  травмы.

Травмы создают проблемы всем без исключения спортсменам. Они  бывают легкие, тяжелые, средней степени. В любом случае необходима помощь специалиста. Только он сможет правильно  поставить диагноз, назначить лечение  и проследить за дальнейшим реабилитационным процессом. Для решения этих задач  нужен врач, разбирающийся в особенностях строения тела людей, занимающихся спортом, и их физиологии, знающий изменения, происходящие в организме под  действием тренировок, и умеющий  предсказать ход развития заболевания, связанного профессиональной деятельностью  спортсмена. Подготовкой таких врачей занимается спортивная медицина, наука, появившаяся сравнительно недавно, но играющая важнейшую роль в спортивной жизни мира и, в частности, нашей  страны.

Спортивная медицина - это отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов. Развитие отечественной спортивной медицины, как и физического воспитания населения всех возрастов, получило в нашей стране организованный характер и государственную поддержку в 1923-1924 гг.    В последние годы начали функционировать Российский федеральный центр по спортивной медицине и лечебной физкультуре, координирующий научно-практическую работу в этой области, и секция в Ученом совете Минздрава РФ. Намечается более тесная связь в деятельности общественных организаций. Возобновлено членство Федерации спортивной медицины России в Международной федерации спортивной медицины. В нашей стране медицинское обеспечение лиц, организованно занимающиеся физической культурой и спортом, осуществляется двумя путями: специализированной врачебно-физкультурной службой (кабинеты и диспансеры) и общей сетью лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения по территориальному и производственному принципу.

Квалифицированные и юные спортсмены, учащиеся ДЮСШ и СДЮСШ, а также лица старшего возраста проходят медицинское обследование не менее  двух раз в год, остальные – один раз в год. Кабинеты врачебного контроля – это низовое звено врачебно-физкультурной службы. Они создаются при поликлиниках, учебных заведениях, коллективах физкультуры, спортивных сооружениях, в медицинских санитарных частях предприятий, здравпунктах и прочих.      

Врачебно-физкультурный  диспансер (ВФД) является высшей формой организации медицинского обеспечения  занимающихся физической культурой  и спортом, которая предполагает постоянное активное наблюдение, раннее выявление отклонений в состоянии  здоровья и их профилактику, контроль за динамикой работоспособности в процессе тренировки, содействие достижению высоких спортивных результатов.  

Основная цель спортивной медицины – медико-биологическая  подготовка спортсменов к участию  в соревнованиях. Медико-биологическая  подготовка спортсменов – неотъемлемая составляющая их подготовки в целом, призванная решать целый ряд специфических  задач.

 

Основные задачи спортивной медицины:

- Изучение и оценка  состояния здоровья занимающихся, динамический контроль за здоровьем на всех этапах подготовки. 
- Диагностика, лечение, реабилитация и профилактика заболеваний у спортсменов, в том числе вызванных нерациональной тренировкой, нарушениями режима (перетренированность, физическое перенапряжение и др.).

- Изучение особенностей течения заболеваний у спортсменов.

- Профилактика, лечение и реабилитация спортивных травм.

- Врачебный контроль за лицами разного пола и возраста (в том числе детьми, женщинами, ветеранами спорта), а также в измененных условиях среды.

- Определение состояния  тренированности методами врачебного  контроля, помощь тренеру в достижении  наивысшего уровня (спортивной формы)  к моменту основных соревнований.

- Оценка физического развития, функционального состояния и  спортивной работоспособности. Разработка  и внедрение в практику соответствующих  методов врачебного контроля.

- Разработка медицинских  критериев отбора и спортивной  ориентации. Решение вопросов допуска  к занятиям и соревнованиям. 
- Определение показаний и противопоказаний для различных видов спорта и различных форм занятий физическими упражнениями. 
- Разработка (вместе с преподавателями) оптимальных двигательных режимов для различных категорий занимающихся. 
- Медицинское обеспечение тренировок и соревнований (в том числе организация допинг - контроля и контроля над полом). 
- Врачебно - педагогические наблюдения. Определение адекватности применяемых нагрузок и специальной тренированности. 
- Разработка и внедрение в практику медицинских средств восстановления и повышения спортивной работоспособности. 
- Участие в планировании и коррекции тренировки.

- Санитарно-просветительная  и воспитательная работа.

- Обобщение своих наблюдений, научно-методическая и научно-исследовательская работа.

- Участие в работе по  подготовке и повышению квалификации  врачей, тренеров и преподавателей.

  Спортивная медицина стала не только неотъемлемой частью медицины, физической культуры и спортивной науки, но и внесла существенный вклад в их становление и развитие.

Постоянно обогащаясь данными других отраслей медицины, спортивная медицина способствовала и их дальнейшему развитию, накапливая материал о диапазоне и вариантах структуры и функции здорового организма (разного возраста и уровня подготовленности), его функциональных резервах и границах адаптации, о так называемых переходных состояниях и ранних проявлениях нарушений, зачастую еще не учитывающихся в обычной клинической практике. В ее русле разрабатывались методы диагностики состояния человека в условиях физических нагрузок, что с успехом применяется сегодня во многих других отраслях физиологии и клинической медицины. То же можно сказать об изучении и внедрении в практику медицинских средств восстановления после нагрузок, повышения работоспособности и ряда других проблем.

Таким образом, спортивная медицина внесла существенный вклад в открытие новой страницы медицинской науки - учение о здоровом человеке и резервах его организма, о так называемой норме в формировании функционального направления в медицине и нозологической диагностики и др.

Велик вклад спортивной медицины также в теорию и методику физической культуры и спорта, в обоснование  системы и методов тренировки в целом и в отдельных видах спорта, влияния спорта на здоровье, поиск и профилактику факторов риска, создание методики врачебно-педагогического контроля, становление и развитие системы олимпийской подготовки и связанных с этим медицинских проблем, в решение (совместно с педагогами и представителями других областей спортивной науки) проблем отбора в спортивной ориентации, проблем детского и юношеского спорта, спорта ветеранов, проблемы тренированности, средств и методов восстановления и повышения спортивной работоспособности, функциональных проб и тестов для разных видов спорта, в обоснование здорового образа жизни, массовой физкультурно-оздоровительной работы, основных двигательных режимов для различных категорий населения, в разработку возрастных проблем физической культуры и спорта и многое другое.

Велико значение спортивной медицины в системе обучения и  повышения квалификации тренеров, преподавателей физической культуры и спорта. С  самого начала становления физкультурного образования медико-биологическому разделу придавалось первостепенное значение.

Таким образом, сегодня спортивная медицина, основываясь на своих данных и достижениях других отраслей медицинской  и спортивной науки, превратилась в  самостоятельную отрасль знаний со своими проблемами, методами исследования, специализированной врачебно-физкультурной службой, наукой, системой образования и повышения квалификации, советами по защите диссертаций, литературой, общественными организациями, стала неотъемлемой частью физического воспитания и спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития отечественной спортивной медицины.

 

Корни спортивной медицины уходят в далекие времена Древней  Греции. И хотя в трудах наших  великих предков, например отца медицины - врача первой олимпийской команды  великого Гиппократа, врача школы  гладиаторов в Пергамо Галена, великого Абу Али ибн Сина (Авиценна), не говоря уже об эпохе Возрождения и великих открытиях XVIII-XX веков, можно найти много интересного для современной спортивной медицины, но в наших занятиях сегодня речь коротко пойдет только об истории спортивной медицины XX века.

В Европе исследования спортсменов  начали проводиться в XVIII-XIX веках (Германия, Англия, Россия, Франция) и лишь значительно  позже в Америке. Вначале господствовала точка зрения об определенной опасности  спортивных напряжений для человека, что во многом основывалось на найденном  немецким врачом Геншеном увеличении сердца у спортсменов, такой же точки зрения придерживались немецкие врачи Lagton, Brander и др

  Русские врачи Е. Засецкий, Н. Костямин и др. и несколько позже известные немецкие врачи С. Дейч и Э. Кауф высказывали по этому вопросу серьезные возражения. Кстати, последним принадлежит одно из первых фундаментальных пособий по врачебному контролю за спортсменами (1925 г.).

В XVIII-XIX веках многие известные  русские клиницисты (А.Я. Мудров, С.Г. Забелин, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин и др.) уже рассматривали физические упражнения и закаливание как важное условие сохранения здоровья и лечения, подчеркивая значение профилактического направления в медицине. Так, например, А.Я. Мудров говорил: «Взять в свои руки людей здоровых, предупредить их от болезней наследственных и угрожающих, предписать им надежный образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предупредить от болезней, чем лечить их. И в этом состоит первейшая обязанность врача».

Особую роль в обосновании  идей физического воспитания, в том  числе и медицинских их аспектов, сыграл П.Т. Лесгафт (1837-1901), которого по праву можно считать основоположником научно-практического обоснования  этой области знаний в нашей стране, а также В.В. Гориневский (1857-1937) со своими дочерями. Одна из них - Вероника Валентиновна Гориневская - стала его непосредственным помощником и первым председателем Московского научного общества врачей по физической культуре.

С самого начала существования  СССР для физической культуры была характерна в основном оздоровительная  направленность и лишь на этой основе достижение спортивного мастерства и завоевание рекордов, что во многом и определило значение врачебного контроля. Огромную роль в его становлении  и развитии сыграли слова первого  наркома здравоохранения страны Н.А. Семашко: «Без врачебного контроля нет советской физической культуры». Быстро стали возникать кабинеты, лаборатории, кафедры врачебного контроля и ЛФК. Был введен бесплатный врачебный  контроль для всех занимающихся и  обязательный допуск врача к занятиям и соревнованиям. Органы здравоохранения уделяли тогда этой проблеме большое внимание.

Еще в 1896 г. В.В. Гориневский открыл первые курсы по подготовке преподавателей по физическому воспитанию, а в 1910 г. - первую в России лабораторию для изучения медицинских проблем физического воспитания и спорта и выпустил первую книгу.

Большая работа была развернута в Армии и системе Всевобуча  страны под руководством З.П. Соловьева. В 1922 г. при Главной военной школе  физического образования организовали первые курсы врачей-специалистов по физической культуре. Быстро начали создаваться  кабинеты врачебного контроля и ЛФК  при поликлиниках, здравпунктах предприятий, в учебных заведениях, физкультурных  кружках (впоследствии ДСО). В 1927 г. Н.А. Семашко уже говорил о наличии 129 кабинетов и 162 отделений по оздоровлению детей, где одно из основных мест принадлежало физкультуре.

Первая кафедра врачебного (научного) контроля была создана в  Государственном институте физической культуры, которой вначале руководил  В.Г. Игнатьев, а с 1926 г. и до конца  жизни И.М. Саркизов- Серазини. В том же 1926 г. создан научный отдел под руководством В.В. Гориневского, который по существу является родоначальником научной работы в этой области. Далее специализированные кафедры появились во многих институтах физической культуры и медицинских институтах, а также в Институте усовершенствования врачей, возглавил кафедру Б.А. Ивановский, затем в течение многих лет - В.Н. Мошков.

Организованы лаборатории  врачебного контроля в НИИ физкультуры  Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Харькова. Особую роль сыграла лаборатория  врачебного контроля ВНИИФК во главе  с выдающимся ученым С.П. Летуновым. Изданы первые учебники и пособия (В.В Гориневский, В.В. Гориневская, Г.К. Бирзин, Б.А. Ивановский и др.). Активно работали медицинские службы ДСО «Динамо» (Шестаков, В.Ф. Дешин и др.), ЦСКА (Н.А. Бункин, В.А Зотов, Н.Д. Чиркин, И.Ф. Шабашов, В.С. Игнатьев, Г.И. Котов).

Разработаны первые оценочные  таблицы и стандарты, предложены функциональные пробы (Г.И. Котов, В.Ф. Дешин, С.П. Летунов и др.). В 1935 г. по инициативе Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», в котором публиковались результаты медицинских исследований. Впервые  проведены широкие исследования в условиях соревнований: в 1922 г. - на первенстве страны по легкой атлетике, в 1924 г. - на Всесоюзном празднике физической культуры, в 1928 г. - на Первой Всесоюзной спартакиаде. Результаты проведенных там первых массовых врачебных исследований обобщены в книге М.А. Минкевич (1931).

Информация о работе История развития спортивной медицины