Интонология и ее структурные компоненты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационнуюоформленность предложения для построения грамматической теории сказалА.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".

Содержание

1. Теоретические аспекты интонологии
1.1. Интонология и ее структурные компоненты.
1.2. Роль интонации в речевой деятельности.
1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации.
1.4. Специфика нарушений интонации, выразительность строения речи при разных речевых нарушениях.
1.5. Анализ методик развития просодики
1.6. Список источников

Работа содержит 1 файл

portfolio_po_intonologii_.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

Паузы и молчание

Умение выдерживать паузу  является одним из важнейших профессиональных навыков собеседника. Соблюдая паузу, человек предоставляет возможность говорить собеседнику, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит человек. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с  помощью речи. Способность к эффективному обмену информацией является отличительным  свойством человека и одним из главных условий его бытия  как существа социального.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы  человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический  и синтаксический. Речь является самым  универсальным средством коммуникации.

К числу вербальных средств  относится как устная, так и  письменная речь.

 

    1. Специфика нарушения интонации, выразительного строя речи при разных речевых нарушениях.

Нарушение интонационной  и тембровой стороны речи- поражение правой височной области. Больной не только не различает   интонации собеседника, но и не очень выразителен в собственной речи, которая лишена модуляции, интонационного разнообразия и т.д. Они не могут петь, так как при пении интонационный комплекс усиливается. У них нарушается операция слухового синтеза, а как следствие целостное восприятие просодических характеристик речи.

Заикание – нарушение  темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным характером проявления.

Брадилалия— патологически замедленная  речь вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки,

Тахилалия — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

Баттаризм – (кляттерингей), патологически убыстрение речи, когда человек говорит взахлеп, речевое дыхание нарушено, речь неразборчива.

Полтерн – тоже что и тахилалия, появляется на фоне эмоционального возбуждения.

Итерация – запинки  не судорожного характера (это не дефект). Могут быть запинки судорожного  и не судорожного характера.

  • Судорожные (лого невроз м заикание)
  • Не судорожные (полтерн, иттерации)

Ринолалия – речь с носовым оттенком.В ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для правильного произнесения звуков. Возникает специфическое  нарушение  тембра голоса и звукопроизношения, которое и называется ринолалией. Это очень характерный дефект, легко опознаваемый на слух. Общая характеристика - это храпящие звуки с носовым оттенком.Утечка воздуха в нос значительно затрудняет образование во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных.

Афази́я - полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата.

При сенсорной афазии нарушается понимание корневой части слова, т.е. его лексического значения. При  глубоких поражениях обеих височных долей к нарушениям фонематического  слуха добавляется неразличение тембра, интонации, может нарушаться дифференциация неречевых звуков.

Из-за нарушений фонематического  восприятия страдает экспрессивная  сторона речи: больные утрачивают слуховой контроль за своей речью. Речь может быть непонятной для окружающих, т.к. часто состоит из звуков и слов, не связанных между собой. 

Дефекты в выборе слов происходят при сохранении ритма, мелодики, интонации  высказывания. 

Алалия  – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического  поражения речевых зон.Основным симптомом сенсорной  алалии  является  нарушение  понимания речи вследствие  нарушения  работы речес-лухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

 

    1. Анализ методик развития просодики.

Логопедическая  работа по формированию и развитию просодического оформления речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Просодические нарушения у дошкольников связаны с уровнем сформированности слухового самоконтроля. Это предопределило необходимость создания модели дифференцированного коррекционного воздействия. Основная цель обучающего эксперимента заключалась в формировании и развитии мелодико-интонационной стороны речи дошкольников с учетом уровня слухового самоконтроля. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

- разработана модель коррекционного  обучения, направленная на развитие  просодической стороны речи дошкольников, имеющих речевые нарушения, с  учетом уровня сформированности слухового самоконтроля;

Программа формирующего эксперимента строилась с учетом общедидактических принципов (сознательность и активность в обучении, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуальный подход и др.) и специальных коррекционных принципов (системность, комплексность, учет причин, механизмов и структуры речевого дефекта, дифференцированный подход и др.), которые определяют развитие и коррекцию просодической стороны речи у дошкольников с речевой патологией.

Общедидактические принципы

Особая роль в коррекционной  работе отводится принципу сознательности и активности в обучении.. Применяются разнообразные приемы, которые позволяют активизировать внимание ребенка, используются проблемные ситуации, повышающие мотивацию и побуждающие дошкольников активно использовать различные средства выразительности в произвольной и самостоятельной речи.

Для обеспечения принципа систематичности и последовательности разработана поэтапная система  коррекционного воздействия. Пошаговое  формирование навыков интонационного оформления позволило постепенно закреплять и совершенствовать ранее усвоенный материал.

Принцип индивидуального  подхода был основан на учете  специфики проявлений речевого дефекта. При подборе лексического материала  учитывали состояние произносительной стороны речи, слоговой структуры  слова, возможности лексического и  грамматического оформления речевых  высказываний дошкольников с разной речевой патологией.

Принцип наглядности в  работе по развитию просодической стороны речи осуществляется через использование материализованных опор (картинки-символы, обозначающие движение голоса вверх и вниз при передаче различных типов интонации, изображения персонажей при дифференциации тембральной окраски и силы голоса и др.).

Специальные (коррекционные) принципы

Принцип дифференцированного  подхода был положен в основу разработки направлений коррекционного воздействия и реализован через  систему специальных упражнений, учитывавших уровень сформированности слухового самоконтроля у дошкольников с речевым недоразвитием.

Принцип комплексности осуществлялся  через связь логопедической работы по развитию интонационной стороны  речи дошкольников с другими психолого-педагогическими  воздействиями и некоторыми видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).

Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических  исследованиях (П.Я. Гальперин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, затем  сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием  и осуществляется во внутреннем плане. Такая последовательность является важной при формировании операций слухового  контроля. Так, развитие способности  выделять ошибки в собственной речи начинается с анализа речевой  продукции, осуществляемого с опорой на громкую речь (слуховые эталоны) и вспомогательные средства (картинки-символы, графические схемы, аудиозаписи), и  на последнем этапе осуществляется – во внутреннем плане, по представлениям.

Принцип поэтапного формирования умений по различению элементов речи реализовывался через постепенный  переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким. Формирование слуховых представлений позволяет широко использовать слух в процессе коррекции мелодико-интонационной стороны речи.

Принцип интеграции речевого материала предполагал при выполнении специальных заданий на формирование слухового самоконтроля использование  лексического материала, отработанного  в рамках других занятий (по произношению, по развитию лексико-грамматического  строя, связной речи). Такой подход способствовал переносу имеющихся  у дошкольников знаний из одних образовательных условий в другие.

 

До настоящего времени  в научно-методической литературе недостаточно разработана дифференцированная система  коррекции мелодико-интонационных  расстройств у дошкольников с  различной речевой патологией.

 

 

 

 

 

 

1)Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах.  Минск : Аверсэв, 2006

2)Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.

3)Волкова Л.С. Логопедия М.,1989

4)Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с

5)Архипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007

6)Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.                                      Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

6)Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая  характеристика детей со стертой  формой дизартрии //Актуальные  вопросы теории и практики  коррекционной педагогики. – М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетного образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт специального образования и комплексной реабилитации

Кафедра дефектологии

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО

 
                                                        по Дизартрии

 

 

 

Степанова Екатерина Дмитриевна

2 курс

28 группа

Преподаватель: Архипова Е.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 
 Содержание 
1) Определения всех дефектов  
2)Клинико-педагогическая классификация ,психолого-педагогическая классификация, этиопатогенетическая классификация  
3) Причины дизартрии у детей и взрослых  
4) Степени дизартрии 
5) Формы дизартрии 
6) Сравнение дизартрии и дислалии 
7) Комплексный метод устранения дизартрии Дизартрия при ДЦП 
8) Комплексный метод устранения дизартрии 
9) Обследование при дизартрии  
10) Презентация 
11) Памятка по дислалии  
12) Список лит-ры и сайтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ     КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

Клинико-педагогическая классификация

функциональные

Переферические

органические               

Центральные

органические               

Дислалия

Нарушение голоса

Ринофония

Заикание

Нарушение темпа н/с

Нарушение письменной речи

Дислалия

Нарушение голоса

Ринолалия

Дизартрия

Заикание

Афазия

Алалия

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

(по Р.Е.Левиной)



Информация о работе Интонология и ее структурные компоненты