Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа
Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационнуюоформленность предложения для построения грамматической теории сказалА.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".
1. Теоретические аспекты интонологии
1.1. Интонология и ее структурные компоненты.
1.2. Роль интонации в речевой деятельности.
1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации.
1.4. Специфика нарушений интонации, выразительность строения речи при разных речевых нарушениях.
1.5. Анализ методик развития просодики
1.6. Список источников
Паузы и молчание
Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков собеседника. Соблюдая паузу, человек предоставляет возможность говорить собеседнику, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит человек. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это.
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с помощью речи. Способность к эффективному обмену информацией является отличительным свойством человека и одним из главных условий его бытия как существа социального.
Вербальная коммуникация
использует в качестве знаковой системы
человеческую речь, естественный звуковой
язык, т. е. систему фонетических знаков,
включающую два принципа: лексический
и синтаксический. Речь является самым
универсальным средством
К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная речь.
Нарушение интонационной и тембровой стороны речи- поражение правой височной области. Больной не только не различает интонации собеседника, но и не очень выразителен в собственной речи, которая лишена модуляции, интонационного разнообразия и т.д. Они не могут петь, так как при пении интонационный комплекс усиливается. У них нарушается операция слухового синтеза, а как следствие целостное восприятие просодических характеристик речи.
Заикание – нарушение
темпо-ритмической организации
Брадилалия— патологически замедленная речь вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки,
Тахилалия — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.
Баттаризм – (кляттерингей), патологически убыстрение речи, когда человек говорит взахлеп, речевое дыхание нарушено, речь неразборчива.
Полтерн – тоже что и тахилалия, появляется на фоне эмоционального возбуждения.
Итерация – запинки не судорожного характера (это не дефект). Могут быть запинки судорожного и не судорожного характера.
Ринолалия – речь с носовым
оттенком.В ротовой полости не может образоваться
воздушное давление, необходимое для правильного
произнесения звуков. Возникает специфическое нарушение
Афази́я - полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата.
При сенсорной афазии нарушается понимание корневой части слова, т.е. его лексического значения. При глубоких поражениях обеих височных долей к нарушениям фонематического слуха добавляется неразличение тембра, интонации, может нарушаться дифференциация неречевых звуков.
Из-за нарушений фонематического восприятия страдает экспрессивная сторона речи: больные утрачивают слуховой контроль за своей речью. Речь может быть непонятной для окружающих, т.к. часто состоит из звуков и слов, не связанных между собой.
Дефекты в выборе слов происходят при сохранении ритма, мелодики, интонации высказывания.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон.Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речес-лухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.
Логопедическая работа по формированию и развитию просодического оформления речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Просодические нарушения у дошкольников связаны с уровнем сформированности слухового самоконтроля. Это предопределило необходимость создания модели дифференцированного коррекционного воздействия. Основная цель обучающего эксперимента заключалась в формировании и развитии мелодико-интонационной стороны речи дошкольников с учетом уровня слухового самоконтроля. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- разработана модель
Программа формирующего эксперимента строилась с учетом общедидактических принципов (сознательность и активность в обучении, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуальный подход и др.) и специальных коррекционных принципов (системность, комплексность, учет причин, механизмов и структуры речевого дефекта, дифференцированный подход и др.), которые определяют развитие и коррекцию просодической стороны речи у дошкольников с речевой патологией.
Общедидактические принципы
Особая роль в коррекционной работе отводится принципу сознательности и активности в обучении.. Применяются разнообразные приемы, которые позволяют активизировать внимание ребенка, используются проблемные ситуации, повышающие мотивацию и побуждающие дошкольников активно использовать различные средства выразительности в произвольной и самостоятельной речи.
Для обеспечения принципа
систематичности и
Принцип индивидуального
подхода был основан на учете
специфики проявлений речевого дефекта.
При подборе лексического материала
учитывали состояние
Принцип наглядности в работе по развитию просодической стороны речи осуществляется через использование материализованных опор (картинки-символы, обозначающие движение голоса вверх и вниз при передаче различных типов интонации, изображения персонажей при дифференциации тембральной окраски и силы голоса и др.).
Специальные (коррекционные) принципы
Принцип дифференцированного
подхода был положен в основу
разработки направлений коррекционного
воздействия и реализован через
систему специальных
Принцип комплексности осуществлялся
через связь логопедической работы
по развитию интонационной стороны
речи дошкольников с другими психолого-
Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (П.Я. Гальперин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. Такая последовательность является важной при формировании операций слухового контроля. Так, развитие способности выделять ошибки в собственной речи начинается с анализа речевой продукции, осуществляемого с опорой на громкую речь (слуховые эталоны) и вспомогательные средства (картинки-символы, графические схемы, аудиозаписи), и на последнем этапе осуществляется – во внутреннем плане, по представлениям.
Принцип поэтапного формирования умений по различению элементов речи реализовывался через постепенный переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким. Формирование слуховых представлений позволяет широко использовать слух в процессе коррекции мелодико-интонационной стороны речи.
Принцип интеграции речевого
материала предполагал при
До настоящего времени
в научно-методической литературе недостаточно
разработана дифференцированная система
коррекции мелодико-
1)Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. Минск : Аверсэв, 2006
2)Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.
3)Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
4)Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с
5)Архипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007
6)Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
6)Архипова Е. Ф. Клинико-
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетного образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт специального
образования и комплексной
Кафедра дефектологии
ПОРТФОЛИО
Степанова Екатерина Дмитриевна
2 курс
28 группа
Преподаватель: Архипова Е.Ф.
Москва 2013 г.
Содержание
1) Определения всех дефектов
2)Клинико-педагогическая
классификация ,психолого-педагогическая
классификация, этиопатогенетическая
классификация
3) Причины дизартрии у
детей и взрослых
4) Степени дизартрии
5) Формы дизартрии
6) Сравнение дизартрии
и дислалии
7) Комплексный метод устранения
дизартрии Дизартрия при ДЦП
8) Комплексный метод устранения
дизартрии
9) Обследование при дизартрии
10) Презентация
11) Памятка по дислалии
12) Список лит-ры и сайтов.
ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Клинико-педагогическая классификация | ||
функциональные |
Переферические органические |
Центральные органические |
Дислалия Нарушение голоса Ринофония Заикание Нарушение темпа н/с Нарушение письменной речи |
Дислалия Нарушение голоса Ринолалия |
Дизартрия Заикание Афазия Алалия
|
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
(по Р.Е.Левиной)