Интонология и ее структурные компоненты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационнуюоформленность предложения для построения грамматической теории сказалА.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".

Содержание

1. Теоретические аспекты интонологии
1.1. Интонология и ее структурные компоненты.
1.2. Роль интонации в речевой деятельности.
1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации.
1.4. Специфика нарушений интонации, выразительность строения речи при разных речевых нарушениях.
1.5. Анализ методик развития просодики
1.6. Список источников

Работа содержит 1 файл

portfolio_po_intonologii_.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетного образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт специального образования и комплексной реабилитации

Кафедра дефектологии

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО

 
                                                        по Интонологии

 

 

 

Степанова Екатерина Дмитриевна

2 курс

28 группа

Преподаватель: Архипова Е.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

Содержание:

 

1. Теоретические аспекты  интонологии

1.1. Интонология и ее структурные компоненты.

1.2. Роль интонации в  речевой деятельности.

1.3. Виды вербальной и  невербальной коммуникации.

1.4. Специфика нарушений  интонации, выразительность строения  речи при разных речевых нарушениях.

1.5. Анализ методик развития  просодики

1.6. Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты Интонологии.
    1. Интонология и ее структурные компоненты.

Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр. Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационнуюоформленность предложения для построения грамматической теории сказалА.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".

Интонема - комплексная интонационная модель конкретного речевого высказывания (существуют, например, интонемы для каждого из коммуникативных типов предложения: вопрос, завершенное повествование, незавершенное повествование и др.).

Интонема является еденицей ИНТОНОЛОГИИ.

Интонология- раздел науки о звучащей речи, включающий весь комплекс признаков описания речевого высказывания (мелодику, динамику, темп, ритм, тембр и др.).

Структурные компоненты ИНТОНОЛОГИИ:

  1. Мелодика- это изменение частоты основного тона, соотнесенное с колебаниями голосовых связок. Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. Следует различать такие признаки этого компонента интонации, как направление движения частоты основного тона (восходящее: /, нисходящее: \, ровное -, нисходяще-восходящее: _^ , восходяще-нисходящее: /~\; диапазон - шкала градаций частот между минимальным и максимальным значением тона в пределах определенного отрезка речи; интервал - разность между частотой нижней и верхней точек восходящей или нисходящей мелодической кривой; скорость нарастания (подъема) или падения частоты. 
    Мелодика существенна для выражения и восприятия коммуникативного типа высказывания (повествования, вопроса, повеления), а также субъективного отношения говорящего к высказываемому. Наряду с другими средствами интонации мелодика служит средством членения речевого потока на смысловые отрезки и связывания их воедино. Так, в русском языке общий вопрос обычно соотнесен с восходящей мелодикой, повествование - с нисходящей.

 

  1. Динамика речи – развертывание речи, в соответствии с сознанием человека.
  2. Тембр, тембральная окраскаречи - специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи).

 

  1. Темпречи (от итал. tempo, которое происходит от лат. tempus время) - скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). С лингвистической точки зрения интересны изменения темпа в процессе говорения.

 

  1. Ритмическая структура, ритмикаслова - описание строения фонетического слова как последовательности слогов ударных и безударных.

Ритм(речевой) - регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц.

Ритмика речи- воспринимаемое человеком чередование ударных и безударных слогов в речевом потоке. Специальным образом упорядоченное чередование ударных и безударных слогов является основой стихотворного ритма.

  1. Просодия(от греч. prosodikos относящийся к ударению) - фонетические свойства речи, которым, как правило, для своей реализации необходимы большие, чем звук, сегменты (отрезки) речевого потока.Синонимичен термину суперсегментные характеристики.
    1. Роль интонации в речевой деятельности

Семантика речи:

  • 55% - невербальные средства
  • 38% - интонация, тон голоса
  • ?% - слова

Интонация  занимает важное место в структуре языка и  выполняет различные функции:

  • при помощи  интонации  производится членение  речи  на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы)
  • интонация  оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений
  • интонация  участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека

Интонация  передает   смысловые  и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Ученые давно установили, что интонация выполняет три  основные  функции:  семантическую , синтаксическую и стилистическую. В последние двадесятилетия возрос интерес  к   изучению  стилистической функции интонации, ее роли в формировании текста.

Поскольку любой текст  произносится в определенном стиле (официально-деловом,  научном , публицистическом, обиходно-разговорном), принадлежит к какому-то жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно  стилю  и жанру. Привлекает исследователей  и  роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей,

В работах стилистического  характера особое внимание уделяется  интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что  является наиболее важным в момент речи.

Помимо  интеллектуального , интонация имеет и волюнтативное (лат voluntas — “воля”) значение, когда она выражает волевые действия: приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрек, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор. В  связи  с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей: 1) обвязывание или побуждение (приказ, требование, просьба); 2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрек); 3) убеждение (предложение, совет, инструкция). Следовательно, интонацию  рассматривают  и с точки зрения ее воздействия на слушателя,

Результаты исследования интонации используются  при  обучении родному и иностранному языкам, диагностике некоторых заболеваний, а также когда необходимо установить, кому принадлежит голос, записанный на магнитную ленту или на какой-либо из записывающих аппаратов, — иными словами, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

    1. Виды вербальной и невербальной коммуникации.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в  свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и  т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые  гласят, что слова (которым мы придаем  такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут  звуки и интонации и 55 % - позы и  жесты.

Невербальное общение  включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и  жесты).

4. Паралингвистическая или  околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Прикосновения в процессе общения. Тактильная коммуникация становится единственным инструментом общения  для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Прикосновения, расстояния между людьми так же выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).

Позиция и дистанция

Расположение лицом к  лицу - это наиболее часто практикуемая возможность расположения  друг к другу. Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением  кресел в пространстве кабинета - это  приглашение к диалогу. Такая  позиция свидетельствует о готовности к контакту, сообщает о вовлечённости  в беседу и приглашает  к открытому самопредъявлению. 

Выражение лица

Выражение лица является важнейшим  источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника  свидетельствуют о его эмоциональном  отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме  того, лицевая экспрессия является для человека  непосредственной информацией не только об испытываемых чувствах, но и о его способности  сохранять над ними контроль.

Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Кивки головой

Кивки головой - очень хороший  способ показать собеседнику, что вы его слушаете. 

Тон, темп и громкость  голоса

Голос является важным средством  выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств.Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства.

Информация о работе Интонология и ее структурные компоненты