Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа
Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационнуюоформленность предложения для построения грамматической теории сказалА.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".
1. Теоретические аспекты интонологии
1.1. Интонология и ее структурные компоненты.
1.2. Роль интонации в речевой деятельности.
1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации.
1.4. Специфика нарушений интонации, выразительность строения речи при разных речевых нарушениях.
1.5. Анализ методик развития просодики
1.6. Список источников
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетного образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт специального
образования и комплексной
Кафедра дефектологии
ПОРТФОЛИО
Степанова Екатерина Дмитриевна
2 курс
28 группа
Преподаватель: Архипова Е.Ф.
Москва 2013 г.
Содержание:
1. Теоретические аспекты интонологии
1.1. Интонология и ее структурные компоненты.
1.2. Роль интонации в речевой деятельности.
1.3. Виды вербальной и невербальной коммуникации.
1.4. Специфика нарушений
интонации, выразительность
1.5. Анализ методик развития просодики
1.6. Список источников
Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр. Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационнуюоформленность предложения для построения грамматической теории сказалА.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".
Интонема - комплексная интонационная модель конкретного речевого высказывания (существуют, например, интонемы для каждого из коммуникативных типов предложения: вопрос, завершенное повествование, незавершенное повествование и др.).
Интонема является еденицей ИНТОНОЛОГИИ.
Интонология- раздел науки о звучащей речи, включающий весь комплекс признаков описания речевого высказывания (мелодику, динамику, темп, ритм, тембр и др.).
Структурные компоненты ИНТОНОЛОГИИ:
Ритм(речевой) - регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц.
Ритмика речи- воспринимаемое человеком чередование ударных и безударных слогов в речевом потоке. Специальным образом упорядоченное чередование ударных и безударных слогов является основой стихотворного ритма.
Семантика речи:
Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет различные функции:
Интонация передает смысловы
Ученые давно установили,
что интонация выполняет три о
Поскольку любой текст
произносится в определенном стиле
(официально-деловом, научном
В работах стилистического
характера особое внимание уделяется
интеллектуальному значению интонации,
поскольку она позволяет
Помимо интеллектуального , интонация имеет и волюнтативное (лат voluntas — “воля”) значение, когда она выражает волевые действия: приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрек, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор. В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей: 1) обвязывание или побуждение (приказ, требование, просьба); 2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрек); 3) убеждение (предложение, совет, инструкция). Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения ее воздействия на слушателя,
Результаты исследования
интонации используются при
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику
нередко формируется под
Огромное значение невербальных
сигналов в деловом общении
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая
- внешний вид собеседника,
- мимика (выражение лица),
- пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
- вокальные качества голоса,
- его диапазон,
- тональность,
- тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
- темп речи,
- паузы,
- смех и т.д.
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Прикосновения в процессе общения. Тактильная коммуникация становится единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Прикосновения, расстояния между людьми так же выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).
Позиция и дистанция
Расположение лицом к
лицу - это наиболее часто практикуемая
возможность расположения друг
к другу. Позиция лицом к лицу,
которая задаётся расположением
кресел в пространстве кабинета - это
приглашение к диалогу. Такая
позиция свидетельствует о
Выражение лица
Выражение лица является важнейшим
источником информации о человеке,
особенно о его чувствах. Именно
мимические реакции собеседника
свидетельствуют о его
Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.
Кивки головой
Кивки головой - очень хороший способ показать собеседнику, что вы его слушаете.
Тон, темп и громкость голоса
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств.Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства.