Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:04, контрольная работа
В современном понимании социальная психология - это наука о групповой, массовой психологии, а также о закономерностях, определяющих поведение индивида в коллективе. Управление в любой отрасли человеческой деятельности – это, прежде всего руководство людьми, которое не может быть эффективным без понимания их психики. Поэтому важнейшей задачей психологии управления является поиск путей и средства оптимального воздействия на поведение, как отдельного человека, так и группы людей независимо от конкретных условий, места работы и профессиональной принадлежности.
В
современном понимании
Психология руководства в здравоохранении рассматривает:
В настоящее время применяются три метода управления:
Социально – психологические методы управления подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы включают внушение, убеждение, подражание (путем личного примера), использование различных мотиваций к труду, принуждение с применением власти и авторитета, побуждение с помощью повышения значимости предстоящей работы.
Косвенные
социально – психологические
методы управления включают различные
методы опосредованного воздействия:
Стиль руководства – это устойчивая система способов, методов и форм, используемых в практической деятельности конкретным руководителем.
В зависимости от личных качеств различают три типа руководителей автократ, либерал и демократ, а стиль руководства соответственно автократический, либеральный и демократический.
Директивный (автократический) стиль управления характеризуется максимальной централизацией власти руководителем, он единолично принимает решения, требует строго выполнения приказов и инструкций. Автократический стиль управления снижает активность, инициативу сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный морально – психологический климат. Целесообразно применять этот стиль управления в отстающих коллективах при низком уровне развития сотрудников, когда нет времени согласовывать решения, при возникновении чрезвычайных ситуаций, когда требуется принятие решительных мер.
Либеральный (разрешительный) стиль управления характеризуется тем, что руководитель – либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных, он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, предоставляет работникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Либеральный стиль руководства дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных работников, обладающих большими способностями к самостоятельной творческой деятельности, дисциплинированных и ответственных. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику.
Демократический
(коллегиальный) стиль управления, когда
руководитель действует как координатор
управленческих задач, играет активную
направляющую и вдохновляющую роль в коллективе.
При выработке и принятии решений он советуется
с подчиненными по наиболее важным, сложным
и актуальным проблемам, развивает у них
самостоятельность, активность и инициативу,
доверяет ответственную работу, помогает
профессиональному росту. При этом стиле
создаются условия для широкого и свободного
обмена мнениями по различным вопросам
и выработке на их основе коллективных
решений. Дисциплина и порядок держатся
на сознательности работников, наблюдается
общность взглядов, отсутствуют конфликтные
ситуации. Демократический стиль не применим,
когда обстановка требует немедленного
директивного вмешательства.
Качества, чаще всего присущие сильному руководителю – это люди с высокой общей способностью к управленческой деятельности, менее консервативные, тактичные и свободные в поведении, более удовлетворены жизнью, терпимы и уживчивы, лучше ладят с людьми, естественны, склонны брать на себя ответственность за разрешение конфликтов и сложных ситуаций, свободны от шаблонов, благожелательны, прямолинейны, самоуверенны, реалистичны в суждениях, практичны, несколько жестки и черствы по отношению к окружающим, эмоционально стабильны, обладают высоким творческим потенциалом.
Таким образом, ключевыми факторами, определяющими продвижение нам высший уровень руководства и развитие карьеры, являются три главных:
Карьера – успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессия. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса, и соответствующего ему уровня качества жизни, достижения известности и славы. Понятие успешной карьеры, связывается, прежде всего с успешным профессиональным самоопределением – теория профессионального самоопределения Д.Сьюпера :
М.В. Сафонова в качестве варианта профессионализма, определяющего карьерный успех выделила следующее:
Одним
из основных критериев оценки труда
руководителя является результат труда
руководимого коллектива. Результаты
труда измеряются производственно – экономическими
показателями. Принимаемые руководителем
решения, направленные на совершенствование
производства, наиболее эффективны в том
случае, когда они формируют положительное
отношение коллектива к труду, развивают
товарищескую взаимопомощь, сплоченность
коллектива, повышают удовлетворенность
трудом, улучшают морально – психологический
климат. Поэтому при оценке труда руководителя
нужно оценивать и тот комплекс показателей
жизнедеятельности коллектива, на который
оказывает влияние руководитель. Таким
образом, результатом эффективности работы
руководителя являются производственно
- экономические и социально – психологические
факторы. К социально – психологическим
факторам относят: совпадение формального
и неформального лидера, психологическая
совместимость членов коллектива, психологический
климат.
Коллектив – динамическая и развивающаяся организация. Его развитие зависит как от внешних, так и внутренних условий (внешние – объективные, внутренние субъективные). К внешним условиям относятся материальная база – площадь, техническая оснащенность, фонд зарплаты, значимость производства и т.п. К внутренним – качества личного состава организации, и в том числе руководителя, зрелость системы общественных отношений. Основой образования и функционирования коллектива являются социально – психологические процессы, а именно процессы адаптации, коммуникации, идентификации и сплочения.
Адаптация – приспособление человека к условиям труда, к людям, к нормативам и ценностям коллектива, к его традициям.
Идентификация – процесс входе которого личность отождествляет себя с другими людьми, осуществляется установление и обогащение их отношений, происходит освоение социальных ролей, необходимых для создания работоспособного коллектива.
Коммуникация – обмен информацией в процессе общения, необходимое условие совместной деятельности, которая нереальна без обмена информацией, обогащения и её модификации, формирование социальных установок членов трудового коллектива на активность его общественного мнения, состояния коллективного настроения.
Сплочение – формирование особого типа связей в группе, характерных для социально – психологической общности людей, ведет к установлению в коллективе ценностного ориентационного единства людей, к возрастающей их удовлетворенности своим нахождением в коллективе совместной трудовой деятельностью
Благоприятный социально – психологический климат является условием повышения производственности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом и эффективного управления. Это итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между менеджерами и сотрудниками. Создание благоприятного климата является делом на только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы.
Информация о работе Аспекты социальной и организационной психологии в управлении здравоохранением