Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является проанализировать возможности использования тестового метода контроля при обучении математике.
Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть тестовый метод как форму контроля знаний;
2. Рассмотреть практику использования тестового контроля знаний по математике;
3. Изучить методологию использования тестовых заданий в процессе изучения математики.
- бланковые;
- предметные;
- аппаратурные;
- практические;
- компьютерные.
3. По направленности:
- тесты интеллекта;
- личностные;
- тесты достижений.
4. По характеру действий:
- вербальные;
- невербальные.
5. По ведущей ориентации:
- тесты скорости (содержат простые задачи);
- тесты мощности или результативности (содержат трудные задачи);
- смешанные тесты (задачи различного уровня сложности).
6. По степени однородности задач:
-гомогенные;
- гетерогенные.
7. По объективности оценивания:
- объективные;
- проективные тесты.
8. По специализации:
- широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность про-цесса обучения, степень освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;
- узкоориентированные, направленные на выявление достижений уча-щихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т.д.
9. По целям использования (только для тестов в системе образования):
- предварительный определяющий тест (определяет знания в начале учёбы);
- тест прогресса, достигнутого в процессе обучения;
- диагностический тест. Цель теста - определение трудностей обучения.
- суммирующий тест (содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности),
10. По широте использования (только для тестов в системе образова-ния):
- для использования учителем;
- для использования группой учителей или администрацией образова-тельного учреждения;
- для целей отбора и формирования групп;
- для аттестации учащихся.
11. По форме:
- тесты закрытого типа
(задания с выбором верного
ответа из набора предлагаемых)
- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
Например, если с целью проверки знания таблицы умножения, воспользоваться заданиями, составленными из произведений только одинаковых цифр (2*2, 3*3 ….) , то оно, конечно, будет достаточно надежным: при проведении с ним серии экспериментов, описанных выше, будут получаться одинаковые оценки у большинства испытуемых. Но, очевидно, зарегистрированные при этом успехи не говорят о знании всей таблицы умножения. Следовательно, если целью контроля является проверка знаний всей таблицы умножения, то валидность задания, составленного из произведений только одинаковых цифр, явно недостаточна.
Одним из приоритетных умений при обучении младших школьников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова является развитие умения осуществлять самоконтроль, то есть проводить контрольно-коррекционную деятельность с позиций: всё ли выполнил, верно ли выполнил и при необходимости скорректировать, поправить себя. Существующие традиционные методы контроля, как правило, не позволяют учителю регулярно осуществлять обратную связь, несущую информацию об уровне обученности, проводить оперативную обработку этой информации, своевременно осуществлять коррекцию знаний. Поэтому современным направлением совершенствования контроля знаний и умений стала тестовая технология.
Проведение тестирования в ходе обучения математике позволяет полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучении, что может быть использовано как для корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.
Тесты имеют своей целью проводить контроль, проверять умения уча-щихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике. Тестовые задания, предлагаемые детям, дают возможность не только проверить имеющиеся у них знания по той или иной теме, выявить пробелы в усвоении материала, но и закрепить и обобщить полученные знания.
Нужно обязательно проводить в классе анализ результатов тестовой работы, ещё раз заостряя внимание учащихся на правильных ответах, а также планировать индивидуальную работу с учениками в зависимости от выявленных пробелов.
Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тестовая контрольная позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Тестовая контрольная включает большее количество заданий, чем обычная контрольная, что даёт возможность учителю проверить знания учащегося более разносторонне и глубоко.
Предметные тесты по математике,
используемые как система оценки
школьной успеваемости, имеют целый
ряд положительных
Однако наряду с положительными моментами метод тестирования имеет и недостатки, так как существует вероятность простого угадывания правильного ответа, а также невозможно проследить процесс выполнения задания и логику рассуждений ученика. Учитывая это и стремясь сделать проверку изученных тем разноплановой и многогранной, я предлагаю ученикам три вида тестов.
Самыми распространёнными являются тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных. Тесты этого вида очень эффективны для проверки сформированности у детей навыков устных и письменных вычисле-ний, умений решать тестовые задачи, применять полученные знания при решении практических задач на нахождение периметра и площади прямоугольника, при вычислении значений числовых выражений.
1. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое равно 12, а разность 5?
А) 7 Б) 17 В) 6
2. Какова длина ломаной, если длины её звеньев 4 см, 3 см, 8 см?
А) 12 см Б) 15 см В) 7 см
3. Укажи выражение, значение
которого равно значению
А) 8 + 3 Б) 8 + 8 + 8 + 8 В) 8 ? 2 + 3
4. Три мальчика разделили между собой поровну 15 конфет. Сколько конфет получил каждый мальчик?
А) 15 + 3 = 18 (к.) Б) 15 : 3 = 5 (к.) В) 15 – 3 = 12 (к.)
5. В каком случае разности
расположены в порядке
А) 84 – 80, 82 – 40, 48 – 20
Б) 48 – 20, 84 – 80, 82 – 40
В) 82 – 40, 48 – 20, 84 – 80
Второй вид тестов предлагает учащимся определить, является ли предложенное утверждение верным или неверным. Тесты такого вида создают условия для проверки понимания изученного, знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное содержание, проводить обобщение.
Верно или неверно данное утверждение?
Если считаешь утверждение верным, поставь около его номера знак «+», если неверным, – знак «–».
1. Сумма чисел 35 и 57 равна 93.
2. Если число 68 уменьшить на 30, то получится 38.
3. Число 5 меньше 35 на 30.
4. Разность чисел 25 и 11 больше суммы чисел 6 и 8.
5. Если некоторое число умножить на 2, произведение может быть равно 9.
Третий вид тестов – это тесты, которые предполагают конструирование ответа детьми, когда необходимо выполнить пропуски нужными числами, цифрами, терминами, знаками арифметических действий, знаками сравнения, что должно сделать сформулированное утверждение верным.
1. Если из числа ___ вычесть 7, получится 49.
2. В числовом ряду между
числами 45 и 56 находятся числа:
______________________________
3. Значение суммы 78 и 5 равно _________.
4. Вставь такие цифры, чтобы неравенство _ 9 > 8 _ было верным.
5. Из чисел 4, 15, 87, 39, 20, 1,
56, 99, 38 выпиши те, которые больше
6, но меньше 64: ______________________________
При проведении тестирования, особенно на первых порах, чётко объясняю учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способов его выполнения.
Время, отводимое на выполнение тестов, варьируется от 10 до 30 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида тестов. Например, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать больше времени, чем тест с выбором ответа или тест по определению, верно или нет предложенное утверждение.
При организации и проведении контроля в виде тестов ученикам оказывается необходимая помощь со стороны учителя с учётом их индивидуальных различий, возрастает роль самостоятельной работы учащихся.
В настоящее время широко распространён итоговый контроль в форме тестовых работ. Поэтому необходимо готовить младших школьников к нестандартным методам контроля знаний, умений и навыков.
Метод тестирования на уроках в начальной школе как один из видов контроля за уровнем и качеством знаний обучающихся.
В процессе обучения в знаниях учеников, в их умениях и в понимании происходят определённые изменения. При проверке знаний и умений ученики каждый раз дают определённое количество правильных и неправильных ответов, на выполнение заданий тратят соответствующее время. Учёт этих изменений важно проводить универсальным языком математики. П.П.Блонский писал: «Самый точный учёт – математический». Одной из доступных форм применения математики в педагогике является тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся. Ещё 20 лет назад в Казахстане стали появляться первые экспериментальные исследования по применению тестов для проверки знаний младших школьников, и вот теперь тестовый контроль проводится уже на государственном уровне в массовой школе ежегодно в виде ПГК для учеников 4 классов.
Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применять и т.д.
Тестирование может
б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции уме-ний и знаний,
в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Формы тестовых заданий:
1. Открытые задания
а) открытые задания с инструкцией «дополнить»;
б) Математические диктанты с инструкцией « посчитай устно и запиши правильный ответ »
Например:
1. Найди произведение чисел 7 и 3 _______
2. Найди первый множитель,
если произведение двух
3. Найди число, которое умножили на 6 и получили 18 ______
4. Найди частное чисел 28 и 4 ______
5. Найди половину числа 4 ______
И т. д.
в) Продолжение последовательности с инструкцией « дополнить ряд следующим членом »
Например:
1. делимое, делитель, _________
2. единицы, десятки, __________
3. мм, см, дм, м, __________
2. Закрытые задания
а) с инструкцией «обвести кружком номер (или номера) правильного ответа»
Например: ( 9 + 5 ) * 8 = 1) 9 * 8 + 5
2) 9 + 5 * 8
3) 9 * 8 + 5 * 8
б) Задания на утверждение или отрицание с инструкцией «если утвер-ждение верное, поставь около его номера знак «+», если неверное – знак «–» .
Например:
___ 1. Значение суммы чисел 4 и 7 равно 11
___ 2. Если число 17 уменьшить на 9, получится 9.
___ 3. Если к числу 6 прибавить 7, получится 13.
___ 4. Число 15 больше 8 на 6.
___ 5. Значение разности чисел 17 и 9 меньше числа 9.
И т. д.
в) Выделение объектов с инструкцией «подчеркни нужное»
Например:
Найди и подчеркни только имена прилагательные:
красный, мало, здороветь, великий, движение, длина, интересный, круглый.
г) задания с элементами дидактической игры;
3. Задания на соответствие имеют инструкцию: «установить соответ-ствие»
Информация о работе Тестовый метод как форма контроля знаний