Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:13, реферат
Что же такое вектор? Как ни странно, ответ на этот вопрос представляет известные затруднения. Существуют различные подходы к определению понятия вектора; при этом даже если ограничиться лишь наиболее интересным здесь для нас элементарно-геометрическим подходом к понятию вектора, то и тогда будут иметься различные взгляды на это понятие. Разумеется, какое бы определение мы ни взяли, вектор – с элементарно-геометрической точки зрения - есть геометрический объект, характеризуемый направлением ( т.е. заданной с точностью до параллельности прямой и направлением на ней) и длиной. Однако такое определение является слишком общим, не вызывающим конкретных геометрических представлений. Согласно этому общему определению параллельный перенос можно считать вектором. И действительно, можно было бы принять такое определение: “Вектором называется всякий параллельный перенос”. Это определение логически безупречно, и на его основе может быть построена вся теория действий над векторами и развиты приложения этой теории. Однако это определение, несмотря на его полную конкретность , нас здесь также не может удовлетворить, так как представление о векторе как о геометрическом преобразовании кажется нам недостаточно наглядным и далеким от физических представлений о векторных величинах.
1. Что такое вектор?
2. Сложение векторов.
3. Равенство векторов.
4. Скалярное произведение двух векторов и его свойства.
5. Свойства операций над векторами.
6. Доказательства и решение задач.
Рассмотрим доказательство некоторых теорем с помощью векторов.
Теорема 1.
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
Доказательство.
Пусть АВСD – данный ромб (рис.7). Введем обозначения: АВ = а, ВС = в. Из определения ромба: АВ = DC = а, AD = ВС = в.
По определению суммы и разности векторов АС = а + в; DВ = а – в.
Рассмотрим АС * DВ = (а + в )( а – в) = а2 – в2 .
Так как стороны ромба равны, то а = в. Следовательно, AC * DB =0. Из последнего получаем
Ч.т.д.
Рассмотрим теперь решение задач с помощью векторов.
Задача 1.
Даны два вектора AB и CD, причем А( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С( -1; -2; 2) и D(2; 1;5).
Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.
Решение.
Найдем сначала координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD = (3; 3; 3).
Вычислим теперь скалярное произведение этих векторов:
АВ х СD = ( -3) х 3 + 3 х 3 + 0 х 3 = 0.
Последнее и означает, что АВ СD.
Задача 2.
Дан произвольный
треугольник АВС.
Доказать, что можно
построить треугольник,
стороны которого
равны и параллельны
медианам треугольника
АВС.
Решение.
Обозначим медианы треугольника АВС через ВЕ, СF и обозначим векторы, идущие вдоль сторон треугольника АВС, через а, в, с:
ВС = а, СА = в, АВ = с
(рис.8). Тогда
АD = АВ + ВD = АВ + = с +
аналогично определяются и другие медианы:
ВЕ = а + , СF = в +
Так как, в силу условия замкнутости
ВС + СА + АВ = а + в + с =0,
то мы имеем:
АD + ВЕ + СF = ( с + ) + (а + ) + ( в + ) = ( а + в + с) = х 0 = 0.
Следовательно, отложив от точки В, вектор В1С1 = ВЕ и от точки С1 – вектор С1D1 = СF, мы получим.
А1В1 + В1С1 + С1D1 = АD + ВЕ + СF = 0.
А это значит (в силу условия замкнутости), что ломаная А1В1С1D1 является замкнутой, т.е. точка D1 совпадает с А1.
Таким образом, мы получаем треугольник А1В1С1 (рис.9), стороны которого равны и параллельны медианам АD, ВЕ, СF исходного треугольника.
Задача 3.
Доказать, что для любого треугольника имеет место формула
с2 = а2 + в2 – 2ав х соs С (теорема косинусов)
Решение.
Положим: а = СВ, в = СА,
с = АВ (рис.10).
Тогда с = а – в, и мы имеем
(учитывая, что угол между векторами а и в равен С):
с2 = ( а – в )2 = а2 – 2ав + в2 = а2 – 2ав х соs С + в2.
Задача 4.
Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон.
Решение.
Пусть четырехугольник АВСD – параллелограмм (рис.11). Имеем векторные равенства
АВ + AD = АС, АВ – АD = DВ.
Возведем эти равенства в квадрат. Получим:
АВ2 + 2 АВ х АD + АD2 = АС2, АВ2 – 2АВ х АD + АD2 = DВ2
Сложим эти равенства почленно. Получим:
2АВ2 + 2 АD2 = АС2 + DВ2.
Так как у параллелограмма
противолежащие стороны
равны, то это
равенство и означает,
что сумма квадратов
диагоналей параллелограмма
равна сумме квадратов
его сторон, что и
требовалось доказать.
Задача 5.
Даны три точки: А ( 1; 1), В ( -1; 0), С ( 0; 1). найдите такую точку D ( х; y), чтобы векторы АВ и СD были равны.
Решение.
Вектор
АВ имеет координаты
–2, -1. Вектор СD имеет
координаты х –
0, y –1. Так как АВ =
СD, то х – 0 = -2, y
–1 = -1. Отсюда находим
координаты точки D:
х = -2, y = 0.
Задача 6.
Даны два вектора АВ и СD, причем А ( -1; 2; 4), В ( -4; 5; 4), С ( -1; -2; 2), D ( 2; 1; 5).Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.
Решение.
Найдем сначала координаты векторов. АВ = ( -3; 3; 0) и СD ( 3; 3; 3).
Вычислим теперь скалярное произведение этих векторов:
AB х CD = ( -3) х 3 + 3 х 3 + 0 х 3 = 0.
Последнее озночает, что АВ СD.
Рассмотренные выше
примеры задач
показывают, что векторный
метод является
весьма мощных
средством решения
геометрических и
многих физических (и
технических) задач.
Используемая литература.
1. “Векторы в школьном курсе геометрии”. (1976г.) В.А.Гусев. Ю.М.Колягин. Г.Л.Луканкин.
2. “Векторы в курсе геометрии средней школы. (1962г.) В.Г.Болтянский. И.М.Яглом.