Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа
примеры решения задач по теории принятия решений
При всех допустимых векторах Х и неотрицательных векторах пара векторов ( ) называется седловой точкой функции Лагранжа . Такое лошадиное название объясняется тем, что графически функция в окрестностях оптимальной точки
выглядит подобно седлу. Значение этой точки велико, она облегчает поиск экстремума ЗНП. Между решением общей ЗНП и седловой точкой функции Лагранжа существует тесная связь.
Теорема Куна – Таккера утверждает: вектор Х является оптимальным вектором тогда и только тогда, когда существует такой вектор , что пара векторов ( ) - есть седловая точка функции . Из этой теоремы следует, что для того, чтобы решить ЗНП целесообразно искать седловую точку, соответствующую функции Лагранжа. Зная ее, находим решение ЗНП.
Если предположить, что f и gi непрерывны и дифференцируемы, то теорема Куна – Таккера дополняется аналитическими выражениями:
где
и
- значения частных производных функции
Лагранжа, вычисляемые в седловой точке.
Математическая
постановка задачи квадратичного
программирования.
Задачей квадратического программирования – называется такая задача, целевая функция которой квадратичная, а ограничения линейны.
Матричная
постановка задачи квадратического программирования
имеет вид:
min f(x)=CTx+xTQx
при выполнении системы ограничений:
aTx b
x
где
,
,
В алгебраической форме модель ЗКП имеет вид:
определить оптимальное
значение (x1, x2,…,xn)
при выполнении
системы ограничений:
где
- отрицательно полуопределенная квадратичная
функция.
Метод
решения задачи квадратичного
программирования.
Составим
функцию Лагранжа для данной задачи
квадратичного программирования:
Добавляя
дополнительные выражения по теореме
Куна – Таккера, имеем:
Введем дополнительные переменные ,
Þ
Þ
Подставляя
их значения получаем:
Þ
Чтобы
найти решение ЗКП, необходимо определить
неотрицательное решение системы линейных
отношений:
Это решение
можно найти с помощью метода
искусственного базиса, применяемого
для нахождения max значения функции:
при условиях:
где Zi – искусственная переменная, введенная в уравнение.
Используя
этот метод после конечного числа
шагов, получаем оптимальное решение ЗКП
либо устанавливаем ее неразрешимость.
Решение:
max
Составим функцию
Лагранжа:
Составим выражения необходимых и достаточных условий существования седловой точки построенной функции:
Систему линейных неравенств перепишем в виде:
Введем дополнительные неотрицательные переменные:
Из
первого равенства находим:
Подставляем значения правой части в первое уравнение второй системы:
Аналогично
для второй системы:
Тогда необходимо решить следующую задачу: max F при выполнении системы неравенств:
с учетом
выполнения равенств:
Другими словами, получилась ЗЛП, которую можно решить каким – либо методом линейного программирования и найти базисные оптимальные решения и, следовательно, седловую точку функции Лагранжа для исходной ЗНП.
Решим данную задачу методом искусственного базиса. Тогда модель такой ЗНП имеет вид:
при ограничениях:
Сводим
полученные данные в симплексную
таблицу:
№ | Базис | СБ | РО | С1=0 | С2=0 | С3=0 | С4=0 | С5= | С6=0 | С7=0 | С8=0 | C9=-M | C10=-M |
Рx1 | Рx2 | Рλ1 | Рλ2 | Рv1 | Рv2 | Рw1 | Рw2 | Pz1 | Pz2 | ||||
1 | Pz1 | -M | -10 | -2 | 0 | 1 | 3 | -1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
2 | Pz2 | -M | -8 | 0 | -2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
3 | Pw1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | Pw2 | 0 | 12 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
m+1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
18 | 2 | 2 | -2 | -5 | 1 | -1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
№ | Базис | СБ | РО | С1=0 | С2=0 | С3=0 | С4=0 | С5= | С6=0 | С7=0 | С8=0 | C9=-M | C10=-M |
Рx1 | Рx2 | Рλ1 | Рλ2 | Рv1 | Рv2 | Рw1 | Рw2 | Pz1 | Pz2 | ||||
1 | Рλ2 | 0 | -10/3 | -2/3 | 0 | 1/3 | 1 | -1/3 | 0 | 0 | 0 | 1/3 | 0 |
2 | Pz2 | -M | -4/3 | 4/3 | -2 | 1/3 | 0 | 2/3 | -1 | 0 | 0 | -2/3 | 1 |
3 | Pw1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | Pw2 | 0 | 12 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
m+1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
4/3 | -4/3 | 2 | -1/3 | 0 | -2/3 | 1 | 0 | 0 | 2/3 | -1 |