Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:40, курсовая работа
Сложный характер рыночной экономики и современный уровень предъявляемых к
ней требований стимулируют использование более серьезных методов анализа ее теоретических и практических проблем. В последние десятилетия значительный вес в экономических исследованиях приобрели математические методы. Математическое моделирование все более и более становится одним из основных и наиболее плодотворных методов изучения экономических процессов и объектов. Математический анализ экономических задач органично превращается в часть экономики. Положительная оценка этого подтверждается и тем, что начиная с 1969 г. Нобелевские премии в области экономики присуждаются, как правило, за экономико-математические исследования.
Постановка задачи
Параметры и известны.
Требуется найти
ож , смо
Формулы
для расчетов
Приведенная
интенсивность
потока заявок вычисляется по формуле
Вероятности
вычисляются по следующим
формулам:
Поскольку
заявка получает отказ, если СМО занята,
а в очереди находятся m
заявок, то
Далее
получаем
Кроме
того, справедливы формулы
ож
смо
Расчет показателей эффективности одноканальной СМО с неограниченной очередью
Список используемых терминов и обозначений
№ | Термин | Обозначение |
1 | Длина очереди | |
2 | Интенсивность входящего потока заявок | |
3 | Интенсивность
потока обслуженных заявок, выходящего
из
одного канала |
|
4 | Приведенная интенсивность потока заявок | |
5 | Вероятность того,
что СМО свободна и может обслужить
заявку |
|
6 | Вероятность того, что СМО занята, а в очереди нет заявок | |
7 | Вероятности того,
что СМО занята, а в очереди
находятся
1,2,...,m заявок, соответственно |
|
8 | Относительная пропускная способность СМО | |
9 | Абсолютная пропускная способность СМО | |
10 | Вероятность того, что заявка будет обслужена | |
11 | Вероятность того, что заявка получит отказ | |
12 | Среднее число заявок, стоящих в очереди | |
13 | Среднее число
заявок в СМО (обслуживаемых и
стоящих в
очереди) |
|
14 | Среднее время ожидания заявки в очереди | ож |
15 | Среднее время пребывания заявки в СМО | смо |
Постановка задачи
Параметры и известны.
Требуется найти ож , смо
Формулы
для расчетов
Приведенная
интенсивность
потока заявок вычисляется по формуле
Если в формулах в предыдущих формулах перейти к пределу при , то мы
получим
следующие формулы:
В случае
очереди бесконечной длины
Кроме
того, справедливы формулы:
ож
смо
3.Практическая
часть. Задачи и их решения.
Задача. На станцию технического обслуживания (СТО) автомобилей каждые два часа подъезжает в среднем одна машина. Станция имеет 6 постов обслуживания. Очередь автомобилей, ожидающих обслуживания, не ограничена. Машина получает отказ, если СТО занята. Среднее время обслуживания одной машины 2 часа. Все потоки в системе простейшие. Определите вероятностные характеристики станции технического обслуживания автомобилей.
Решение:
заявок/час
=2 часа
Определим параметр μ потока обслуживаний:
заявок/час
Приведенная
интенсивность потока заявок
Вероятность
того, что занято 0, 1, …, n
каналов
-1-1
Относительная пропускная способность СМО
Вероятность
того, что заявка будет обслужена
Вероятность того, что заявка получит отказ
0,368
Задача.
В вычислительном центре работает 5 персональных
компьютеров (ПК). Простейший поток задач,
поступающих на ВЦ, имеет λ=10 задач в час.
Среднее время решения задачи равно 12
мин. Заявка получает отказ, если все ПК
заняты.
Найдите вероятностные характеристики
системы обслуживания (ВЦ).
Решение.
заявок/мин
=12 мин
Определим параметр μ потока обслуживаний:
заявок/час
Приведенная
интенсивность потока заявок
Вероятность того, что занято 0, 1, …, n каналов
n=5
-1-1
Вероятность отказа в обслуживании заявки
=0.036
Относительная пропускная способность АЗС
Вероятность того, что заявка будет обслужена
=
Задача.
Пусть одноканальная СМО с отказами представляет
собой один пост ежедневного обслуживания
для мойки автомобилей. Заявка — автомобиль,
прибывший в момент, когда пост занят,
— получает отказ в обслуживании. Интенсивность
потока автомобилей λ 1,0 (автомобиль в
час). Средняя продолжительность обслуживания
— tоб=1,8 часа.
Требуется определить в установившемся
режиме предельные значения:
относительной пропускной способности
q;
абсолютной пропускной способности
А;
вероятности отказа Ротк;
Сравнить фактическую пропускную способность
СМО с номинальной, которая была бы, если
бы каждый автомобиль обслуживался точно
1,8 часа и автомобили следовали один за
другим без перерыва.
Решение
Определим интенсивность потока обслуживания:
заявок/час
Вычислим относительную пропускную способность:
q =
Величина q означает, что в установившемся
режиме система будет обслуживать примерно
35% прибывающих на пост автомобилей.
Абсолютную пропускную способность определим
по формуле: А=λ×q=1×0,356=0,356.
Это означает, что система способна осуществить
в среднем 0,356 обслуживания автомобилей
в час.
Вероятность отказа:
Ротк=1-q=1-0,356=0,644.
Это означает, что около 65% прибывших автомобилей
на пост ЕО получат отказ в обслуживании.
Определим номинальную пропускную способность
системы:
Аном=
(автомобилей в час).
Оказывается, что Аном в
раза больше, чем фактическая
пропускная способность,
вычисленная с учетом
случайного характера
потока заявок и времени
обслуживания.
Задача. Автоматическая телефонная станция имеет 4 линии связи. На станцию поступает простейший поток заявок с λ=3 (вызова в минуту). Вызов поступивший в момент, когда её линии заняты, получает отказ. Средняя длительность разговора 2 минуты. Найти: а) вероятность отказа; б)среднюю долю времени, в течение которой телефонная станция вообще не загружена.
Решение.
заявок/час
=2
n=4
Определим параметр μ потока обслуживаний:
заявок/час
Приведенная
интенсивность потока заявок
Вероятность того, что занято 0, 1, …, n каналов
-1-1
Вероятность того, что заявка получит отказ
0,003
б)
ож==-3,048
В данном
курсовом проекте представлена тема
"Теория массового обслуживания".
Системы массового обслуживания
имеют огромное практическое применение
в наше время, что показано в рассмотренных
задачах. СМО разделяются на большое
количество типов. Первые задачи ТМО (Теории
Массового Обслуживания) были рассмотрены
сотрудником Копенгагенской телефонной
компании, ученым Агнером Эрлангом, в период
между 1908 и 1922 годами. Стояла задача упорядочить
работу телефонной станции и заранее рассчитать
качество обслуживания потребителей в
зависимости от числа используемых устройств.
Имеется телефонный узел (обслуживающий
прибор), на котором телефонистки время
от времени соединяют отдельные номера
телефонов друг с другом. Системы массового
обслуживания (СМО) могут быть двух видов:
с ожиданием и без ожидания (то есть с потерями).
В первом случае вызов (требование, заявка),
пришедший на станцию в момент, когда занята
нужная линия, остается ждать момента
соединения. Во втором случае он «покидает
систему» и не требует забот СМО.
5.Список литературы
1. Д.Кениг, Д.Штойян. Методы теории массового обслуживания: Пер. с нем. /Под. ред. Г.П.Климова. М., 1981.
2. Г.И.Ивченко, В.А.Каштанов, И.Н.Коваленко. Теория массового обслуживания. М., 1982.
3. Б.В.Гнеденко, И.Н.Коваленко. Введение в теорию массового обслуживания. М., 1987.
4. Т.Л.Саати.
Элементы теории массового обслуживания
и ее приложения: Пер. с англ. /Под. ред.
И.Н. Коваленко, изд-ие 2. М., 1971.