Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, реферат
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
1. Теоретическая часть.
1.2 Понятие текстовой задачи…………………………………………………….5
1.3 Роль текстовой задачи в начальном курсе математики…………………7
1.4 Виды арифметических задач…………………………………………………10
1.5 Моделирование в процессе решения текстовых задач………………….12
2. Практическая часть
2.1 Решение задачи с выделением этапов решения
и приемов их выполнения………………………………………………………...14
2.2 Решение задач на движение…………………………………………………16
2.3 Нестандартные задачи………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
Кроме того, нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.
В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.
На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:
1) Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей.
2) Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число.
3) Научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.
При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.
Рассмотрим в качестве примера задачу: «В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько детей дежурило в школе?».
Эта задача включает 2 простых:
1. В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков дежурило в школе?
2. В школе дежурили 8 девочек и 10 мальчиков. Сколько всего детей дежурило в школе?
Как видим, число, которое было искомым в первой задаче, стало данным во второй.
Последовательное решение этих задач является решением составной задачи: 1) 8 + 2 = 10; 2) 8 + 10 = 18.
Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся записывать план решения задачи и экономить время.
Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения связаны с использованием скобок. Скобки – математический знак, употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие, которое нужно выполнить раньше.
В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия. Поэтому проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.
1.5 Моделирование в процессе решения текстовых задач.
Рассматривая процесс решения текстовой задачи, мы неоднократно используем термин «модель», «моделирование». Во всех науках модели выступают как мощное орудие познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследовании модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому более простую, чем реальность.
Вообще, математическая модель – это описание какого-либо реального процесса на математическом языке.
Математической моделью текстовой задачи является выражение, если задача решается арифметическим методом, и уравнение, если задача решается алгебраическим методом.
В процессе решения четко выделяются три этапа математического моделирования:
I Этап – это перевод условий задачи на математический язык; выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;
II Этап – внутримодельное решение;
III Этап – интерпретация, т.е. перевод полученного решения на язык, на котором была сформулирована исходная задача.
Все модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения.
Схематизированные модели делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают. Вещественные модели обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов, могут быть представлены разного рода инсценировками сюжета задач.
Графические модели используются, как правило, для обобщенного, схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:
1) Рисунок;
2) Условный рисунок;
3) Чертеж;
4) Схема.
Знаковыми моделями, выполненными на математическом языке, являются: выражения, уравнения, система уравнений, запись решения задачи по действиям. Такие модели называют решающими моделями. Остальные модели – это вспомогательные модели, которые обеспечивают переход от текста задачи к математической модели.
Модель – это своеобразная копия задачи, на ней должны быть представлены все ее объекты, все отношения между ними, указаны требования.
2. Практическая часть.
2.1 Решение задачи с выделением этапов решения и приемов их выполнения.
«За день на почте было принято несколько посылок с книгами по 8 кг каждая и столько же посылок с фруктами по 6 кг каждая. Масса всех посылок с книгами
32 кг. Узнай массу всех фруктовых посылок»
Решение:
1) 32 8 = 4 (п.) – с книгами.
2) 6 · 4 = 24 (кг) – масса фруктовых посылок.
Ответ: 24 килограмма.
I Этап. Анализ задачи.
1. Постановка специальных вопросов.
Какие посылки были приняты на почте? (с книгами и фруктами);
Что известно о посылках с книгами? (масса всех 32 кг, а каждой 8кг);
Что еще дано в задаче? (масса одной фруктовой посылки 6кг, их столько же);
Что надо найти в задаче? (массу всех фруктовых посылок).
2. Перефразировка текстовой задачи.
За день на почте было принято несколько посылок с книгами по 8 кг, всего масса посылок с книгами 32кг и столько же посылок с фруктами по 6 кг. Какова масса всех фруктовых посылок?
3. Модель задачи
Таблица.
посылки | Количество посылок | Масса одной посылки | всего |
К | одинаковое | 8кг | 32 |
Ф | 6кг | ? |
Условный рисунок.
II Этап. Поиск составления плана решения задачи.
Аналитический способ разбора задачи.
| 1. Каков вопрос задачи? (узнай массу всех фруктовых посылок) |
2. Что для этого надо знать? (массу одной посылки и количество посылок) | |
3. Что из них известно? (масса одной посылки) | |
4. Что неизвестно? (количество посылок с фруктами) | |
5. Какие 2 величины надо знать, чтобы найти количество посылок? (массу одной посылки с книгами и общую массу посылок с книгами) | |
6. Что из них известно? (все известно: масса одной посылки 8кг и общая масса 32кг) |
Составим план решения:
o Задача решается в два действия.
o Первым действием найдем количество посылок.
o Вторым действием найдем массу фруктовых посылок.
III Этап. Осуществление плана решения.
Запись решения:
1) Сколько посылок с книгами? 32 8 = 4 (п.)
2)Какова масса фруктовых посылок? 6 · 4 = 24 (кг)