Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:44, доклад
Тема моего доклада – различные решения систем линейных уравнений.
Теория уравнений занимает ведущее место в алгебре и математике в целом. Сила теории уравнений в том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит практическим целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений, и не редко это системы уравнений.
Проблема исследования заключается в выделении двух важных для начинающих разбираться в данной теме методах решения систем уравнений, метода Гаусса и правила Крамера.
Цель работы состоит в изучении теоретических основ и их практическое применение.
I. Введение
II. История возникновения системы
уравнений
III. Системы уравнений
1. Что такое система уравнений?
2. Способы решения систем уравнений
Решение системы способом подстановки
Решение системы способом сравнения
Решение системы способом сложения
Решение системы графическим способом
2.5 Решение системы методом определителей
3. Что такое система линейных уравнений с n неизвестными?
4. Матричный метод решения систем линейных уравнений
5. Правило Крамера
6. Метод Гаусса
IV. Заключение
Министерство
образования и
науки Республики
Бурятия
Комитет по образованию
г. Улан-Удэ
Научно-практическая конференция
«Шаг
в будущее»
ТЕМА:
«РЕШЕНИЕ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ
УРАВНЕНИЙ»
Работу выполнила Сапунова Анастасия Германовна
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением
9 «А» класс
План
уравнений
2.5 Решение системы методом определителей
2
I.
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего доклада – различные решения систем линейных уравнений.
Теория уравнений занимает ведущее место в алгебре и математике в целом. Сила теории уравнений в том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит практическим целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений, и не редко это системы уравнений.
Система уравнений представляет собой большой и важный момент математики, решающий как более простыми методами, так и с помощью графических функций.
В учебниках мы знакомимся с несколькими способами решения систем уравнений, и отрабатываем решение по заранее известным правилам. Вместе с тем, современные научно – методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений систем уравнений.
Выбор способа должен
Все сказанное выше определяет актуальность темы выполненной работы.
Проблема
исследования заключается в выделении
двух важных для начинающих разбираться
в данной теме методах решения систем
уравнений, метода Гаусса и правила Крамера.
Цель работы состоит
в изучении теоретических основ и их
практическое применение.
ЗАДАЧИ
ДОКЛАДА
II. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ
УРАВНЕНИЙ
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства действий над величинами.
Некоторые алгебраические
приемы решения линейных уравнений
были известны еще 4000 лет назад в
Древнем Вавилоне.
III.
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ
Что
такое система
уравнений?
Способы
решения систем уравнений
Решение системы способом подстановки
Решение системы способом сравнения
Решение системы способом сложения
Решение системы графическим способом
Решение системы методом определителей
Что
такое система
линейных уравнений
с n неизвестными
Системой m линейных уравнений с n неизвестными называется система вида
где aij и bi (i=1,…,m; b=1,…,n) – некоторые известные числа, а x1,…,xn – неизвестные. В обозначении коэффициентов aij первый индекс iобозначает номер уравнения, а второй j – номер неизвестного, при котором стоит этот коэффициент.
Коэффициенты
при неизвестных будем
Числа, стоящие в правых частях уравнений, b1,…,bm называются свободными членами.
Совокупность n чисел c1,…,cn называется решением данной системы, если каждое уравнение системы обращается в равенство после подстановки в него чисел c1,…,cn вместо соответствующих неизвестных x1,…,xn.
Наша задача будет заключаться в нахождении решений системы. При этом могут возникнуть три ситуации:
Система линейных уравнений, имеющая хотя бы одно решение, называется совместной. В противном случае, т.е. если система не имеет решений, то она называется несовместной.
Рассмотрим
способы нахождения решений системы.
Матричный
метод решения
систем линейных уравнений
Матрицы
дают возможность кратко записать систему
линейных уравнений. Пусть дана система
из 3-х уравнений с тремя
Рассмотрим матрицу системы и матрицы столбцы неизвестных и свободных членов
Найдем произведение
т.е. в результате произведения мы получаем левые части уравнений данной системы. Тогда пользуясь определением равенства матриц данную систему можно записать в виде
или короче A∙X=B.
Здесь матрицы A и B известны, а матрица X неизвестна. Её и нужно найти, т.к. её элементы являются решением данной системы. Это уравнение называют матричным уравнением.
Пусть определитель матрицы отличен от нуля |A| ≠ 0. Тогда матричное уравнение решается следующим образом. Умножим обе части уравнения слева на матрицу A-1, обратную матрице A: . Поскольку A-1A = E и E∙X = X, то получаем решение матричного уравнения в виде X = A-1B.
Заметим, что поскольку обратную матрицу можно найти только для квадратных матриц, то матричным методом можно решать только те системы, в которых число уравнений совпадает с числом неизвестных. Однако, матричная запись системы возможна и в случае, когда число уравнений не равно числу неизвестных, тогда матрица A не будет квадратной и поэтому нельзя найти решение системы в виде X = A-1B.