Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:15, лекция
Цели урока:
- научить переводить числа из одной системы счисления в другую;
- развитие познавательных интересов, самоконтроля;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности.
Оборудование: плакаты «Системы счисления», карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.0пределение системы счисления
2.Виды систем счисления
3.0снование системы счисления
4.Разряд и вес разряда
5.Перевод чисел из системы счисления с основанием n в десятичную систему
6.Перевод чисел из десятичной системы в систему счисления с основанием
• Система счисления - это способ записи чисел и соответствующие ему правила действнй над числами.
• Совокупность всех символов, при помощи которых можно записать любое число в заданной системе счисления называется алфавитом системы счисления.
• Символы алфавита системы счисления называются цифрами системы счисления.
Виды систем счисления:
Системы счисления бывают 2 видов: позиционные и непозиционные.
• Непозиционная система счисления - это такая система счисления, в которой вклад цифры в величину числа не зависит от позиции цифры в записи числа.
• Позиционная система счисления - это система счисления, в которой вклад цифры в величину числа зависит от позиции цифры в записи числа.
Разряд. Вес разряда.
Разряд - номер позиции в числе. Нумеруются справа налево, начиная с нуля.
Вес разряда - число, равное основанию системы счисления в степени номера разряда.
В вычислительной технике используются позиционные системы счисления - двоичная (BIN) в качестве основной, десятичная (DEC) и шестнадцатеричная (НЕХ) в качестве вспомогательных, ранее использовалась восьмеричная (ОСТ).
Правила перевода в 10-ю СС.
Правило перевода чисел в десятичную систему счисления:
Чтобы перевести число в десятичную систему счисления нужно записать число в развернутой форме и вычислить полученную сумму. Чтобы получить развернутую форму записи числа нужно каждую цифру числа умножить на основание системы счисления, возведенное в степень, соответствующую номеру разряда (разряды нумеруются от. десятичной точки, влево со знаком «+», вправо со знаком «-».) и просуммировать полученные произведения
Правило перевода чисел из десятичной системы счисления:
Целое число
• Последовательно делить целое число и получаемые ЦЕЛЫЕ ЧАСТНЫЕ на основание новой системы счисления до тех пор, пока целое частное не станет равным 0 (нулю).
• Выписать полученные при делении остатки, в соответствии с алфавитом новой системы счисления, начиная с последнего.
Дробное число
• Последовательно умножать дробное число и получаемые ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ на основание новой системы счисления до тех пор пока дробная часть произведения не станет равна 0 (нулю), не появится период в целых частях произведений или не будет достигнута требуемая точность.
• Выписать полученные при умножении целые части произведений, в соответствии с алфавитом новой системы счисления, начиная с первой.
III. Объяснение нового материала.
Перевод чисел из 16-ой(8-ой) СС в 2-ю и наоборот
Кратные системы счисления
Кратные системы счисления - это такие системы счисления, что основание одной системы счисления является степенью основания другой (Например, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). Для таких систем счисления действуют более простые правила:
1. Чтобы перевести число из 16-ой 8-ой системы счисления в 2-ую, нужно каждую цифру числа представить в виде соответствующей двоичной тетрады (триады} и отбросить незначащие нули.
4FA,7В16= 0100 1111 1010, 0111 10112
2. Чтобы перевести число из 2-ой системы счисления в 16- ую (8- ую) нужно влево и вправо от запятой разбить число на двоичные тетрады (триады). При необходимости добавить незначащие нули. Каждую тетраду (триаду) представить в виде соответствующей 16 – ой (8-ой ) цифры.
010 011 111 010, 011 110 110 2= 2372,3
Двоичные триады
Восьмеричное число Двоичная триада Восьмеричное число Двоичная триада
0 000 4 100
1 001 5 101
2 010 6 110
3 011 7 111
Шестнадцатеричное число Двоичная триада Шестнадцатеричное число Двоичная триада
0 0000 8 1000
1 0001 9 1001
2 0010 А 1010
3 0011 В 1011
4 0100 С 1100
5 0101 D 1101
6 0110 E 1110
7 0111 F 1111
IV. Примеры переводов из 2-ой,8-ой и 16-ой СС в 10-ю и наоборот.
1) 1001112 --> Х 10
1 *2°+1*21+1 *22+0*23+0*24+1*25 = 1+2+4+32 = 3910
2) 2568 --> Х10
6*8°+5*81+2*82 = 6+40+ 128 = 17410
3) А5Е16 --> X10
Е* 16°+5* 161+А *162 = 14* 16°+5* 161+ 10* 162=14+80+2560=265410
4) 5210 --> Х2
52:2 = 26 0
26:2 = 13 0
13:2=6 1
6:2 = 3 0
3:2 = 1 1
1
1101002
5) 9310 --> Х8
93:8=11 5
11:8=1 3
1
1358
6) 24710 --> Х16
247:16 = 15 7
15 (F)
F716
V. Самостоятельная работа по теме «Системы счисления».
1) Переведите десятичные числа 25 и 109 в двоичную систему счисления.
2) Переведите двоичные числа 111010 и 11111100 в десятичную систему счисления.
3) Переведите десятичное число 237 в восьмеричную систему счисления.
4) Переведите восьмеричное число 7071 в десятичную систему счисления.
5) Переведите десятичное число 255 в шестнадцатеричную систему счисления.
6) Переведите шестнадцатеричное число 3D9 в десятичную систему счисления
VI. Домашнее задание: § 46.
VII. Итог урока. Выставление оценок.
Урок по теме:
«Различные позиционные системы счисления.
Перевод
чисел из одной
системы счисления
в другую»
Тип урока: урок с применением профориентации
Вид: интегрированный и комбинированный урок
Технология: личностно-ориентированная
Оборудование: доска , мел, карточки, таблицы
Цели урока:
Задачи урока:
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос учащихся
ВОПРОСЫ:
Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел
Римская система в которой в качестве цифр используются некоторые буквы: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже величину 10, а в сумме ХХХ это 30.
В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает с права на лево .Наиболее распространенной в настоящее время являются : десятичная, двоичная , восьмеричная и шестнадцатеричная .
В позиционной системе счисления основание системы равно количеству цифр , используемых ею, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов чисел.
Любое число в позиционной системе счисления с произвольным основанием можно записать в виде многочлена
А(s)=ansn+ an-1sn-1+ …+ a-ms-m , где s - основание системы, а степень соответствует разряду цифры а в числе А(s)
Например: 34510=3· 102+4· 101+ 5·10 0
Например:
1010102- двоичная (основание 2, используются две цифры –0,1)
34510 – десятичная ( основание 10, используются десять цифр –
0…9)
7468 – восьмеричная (основание 8, используются 8 цифр – 0…7)
А(s)=ansn+ an-1sn-1+ …+ a-ms-m
Например:
4 3 2 1 0
10111=1·24+0·23+1·22+1·21+1·20
2 1 0
2213= 2·32+2·31+ 1·30=2·9+2·3+1=18+6+1=2510
Например:
Из 10 2 Из 10 3
1310=11012 1310=1113
6 2 ост. 0 4 3 ост.1
1
Сложение, вычитание, умножение и деление.
0+0=0
0+1=1
1+0=1
1+1=0 (единица переносится в более старший разряд)
13.Напишите правило вычитания
0-0=0
1-0=1
1-1=0
10-1 =1 (единица занимается из более старшего разряда)
14.Напишите правило умножения
0·0=0
0·1=0
1·0=0
1·1=1
Учитель:
На прошлом уроке мы с вами изучили еще
две системы счисления: восьмеричную и
шестнадцатеричную.
15.В чем
же преимущество у
Недостаток двоичной системы счисления в том, что для записи даже небольших чисел приходится использовать много знаков, так как основание мало. Поэтому в современных компьютерах помимо двоичной системы счисления применяются и другие , более компактные по длине чисел системы. Такими являются шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления.
16.Как перевести число записанное в двоичной системе счисления в шестнадцатеричную ?
Для того чтобы перевести в восьмеричную систему счисления двоичное число , его нужно разбить на группы по 3 цифры справа на лево (если количество цифр не кратно 3 , то впереди нужно дописать нужное количество нулей) и заменить каждую группу соответствующей восьмеричной цифрой.
Например:
1 111 101 001 2= 011 111 101 0012= 37548
17.Как перевести число из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную?
Для записи шестнадцатеричных цифр используют первые буквы алфавита. Перевод из 16 2 и обратно аналогичен переводу в двоичной системе счисления.
Например:
AOF16= 1010 0000 11112 и обратно
11 1110 10012=
0011 1110 10012 = 3Е916
III.Объяснение нового материала
Мы с вами вспомнили , все что знали о системах счисления . Вспомнили как переводить целые числа из одной системы в другую. А теперь давайте с вами научимся переводить дробные числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.
Нам дано дробное число в двоичной системе счисления 1011,0112 .
Как вы думаете, как перевести это число в десятичную систему счисления?
(предполагаемый ответ ученика)
Как мы переводили с вами целое число в десятичную систему счисления?
3 2 1 0 -1 -2 -3
1 0 1 1 , 0 1 12=
1·23+0·22+1·21+1·20+0·2-1+1·2-
А как же нам перевести число 11,37510 обратно в двоичную систему счисления ?
Как мы переводили целую часть ?
11 2 ост.1 11,37510= 1011+ 0,011=1011,0112
5 2 ост.1
2 2 ост.0
1
375 375:125 3 2 1 1 1 1 1
0,375=------- = ----------- = --- = -- + -- = -- + -- = -- + -- = 2-2+2-3 =
1000 1000:125 8
8 8 4
8 2-2 2-3
= 0·2-1+ 1·2-2+ 1·2-3
Пример2:
0,2510= 0,012
25 25:25 1 1
0,25 = ---- = --------- = -- = -- = 2-2=02-1+12-2
100 100:25 4
22
Вопросы по данной
теме у кого-нибудь есть ?
IV. Закрепление изученного материала.
Учащимся раздаются карточки с заданиями на 10 минут
1. Переведите число данное в десятичной системе счисления в
двоичную , а затем в шестнадцатеричную систему счисления:
а) 153,2510 б)712,510
2. Переведите данное число в десятичную систему счисления:
а)
10110101,12 б)100000110,
Карточка №2
1. Переведите число данное в десятичной системе счисления в
двоичную , а затем в шестнадцатеричную систему счисления:
а) 670,2510 б)162,510
2. Переведите данное число в десятичную систему счисления:
а)
1111100111,012 б)1001011,