Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:54, курс лекций
Коническую поверхность будем получать следующим образом. Рассмотрим в пространстве линию и точку , . Поверхность, образованная всеми прямыми, каждая из которых проходит через точку и всеми прямыми, каждая и которых проходит через точку и пересекает линию , является конической поверхностью. Линия называется направляющей, прямые – образующими.
Задачи.
Тема 2. Поверхности второго порядка.
§1. Цилиндрические и конические поверхности.
Определение. Конической поверхностью (конусом) с вершиной в точке называется поверхность, которая с каждой своей точкой М содержит всю прямую .
Коническую поверхность будем получать следующим образом. Рассмотрим в пространстве линию и точку , . Поверхность, образованная всеми прямыми, каждая из которых проходит через точку и всеми прямыми, каждая и которых проходит через точку и пересекает линию , является конической поверхностью. Линия называется направляющей, прямые – образующими.
Задачи.
Решение. Заметим, что направляющая конуса задана как пересечение двух множеств: поверхности и плоскости . Пусть произвольная точка , то есть прямая должна пересекать направляющую . Тогда , то есть прямолинейная образующая конической поверхности К пересекает плоскость в точке, принадлежащей поверхности (нарисуйте картинку). Запишем эти условия в виде уравнений.
Параметрические уравнения прямой . Найдем координаты точки пересечения прямой с плоскостью .
. Найденные координаты должны удовлетворять уравнению поверхности . Получим
. Переобозначив переменные, получим
. Это уравнение искомой конической поверхности.
Решение. Пусть . Это уравнение искомой конической поверхности.
Определение. Поверхность, содержащая с каждой своей точкой всю прямую, проходящую через эту точку параллельно некоторому фиксированному вектору , называется цилиндрической поверхностью или цилиндром.
Цилиндрическая поверхность может быть образована следующим образом. Пусть - некоторая линия, а - ненулевой вектор. Поверхность, образованная всеми прямыми, каждая из которых проходит через некоторую точку линии параллельно вектору , будет цилиндрической. Линия называется направляющей, прямые – образующими.
Решение. Заметим, что направляющая цилиндра задана как пересечение двух множеств: поверхности и плоскости . Образующие цилиндра параллельны вектору . Пусть Ц . Проведем прямую параллельно вектору через точку М. Эта прямая должна пересекать направляющую цилиндра, то есть , где , то есть прямая , проходящая через точку М параллельно вектору пересекает плоскость в точке, принадлежащей поверхности . Запишем эти условия в виде уравнений.
Параметрические уравнения прямой : . Пересечем эту прямую с плоскостью и найдем координаты точки пересечения: . Координаты этой точки удовлетворяют уравнению поверхности , то есть
. Переобозначив переменные, получим
уравнение искомой
Решение. Пусть Ц . Вычислим , где . Тогда .
Аналогично находим . Итак, получим . Это уравнение искомой цилиндрической поверхности.
Решение. Пусть . Это уравнение искомой конической поверхности.
Задачи к проверочной работе.
20*. Написать уравнение цилиндрической поверхности вращения, зная уравнения трех ее образующих , , (ПДСК).
21*. Написать уравнение кругового конуса, если ост координат являются его прямолинейными образующими, ось лежит в 1 и 7 октантах (АСК).
22*. Написать уравнение конуса, описанного около сфер и (ПДСК).
§2. Прямолинейные образующие поверхностей второго порядка.
Определение. Прямая, лежащая на поверхности, называется прямолинейной образующей этой поверхности.
Задачи.
Решение. Запишем параметрические уравнения прямой , проходящей через точку параллельно некоторому вектору . Координаты этого вектора нам нужно найти или доказать, что он не существует, используя то, что прямая является прямолинейной образующей. Запишем параметрические уравнения прямой : . Рассмотрим систему уравнений . Эта система уравнений задает общие точки прямой и поверхности . Чтобы прямая была прямолинейной образующей, она должна содержаться в поверхности, то есть рассматриваемая система должна иметь бесконечно много решений, то есть четвертое уравнение системы должно выполняться при любом . Рассмотрим его подробнее:
. Чтобы это уравнение
Рассмотрим каноническое уравнение однополостного гиперболоида и представим его в виде . Тогда уравнения двух семейств прямолинейных образующих имеют вид:
; , где и хотя бы одно число в каждой паре отлично от нуля.
Решение. Запишем уравнение
, где .
Нам нужно найти такие числа , чтобы прямолинейные образующие были перпендикулярны оси . Для этого найдем направляющие векторы этих прямых.
. Тогда
Тогда . Потребуем, чтобы , то есть . Подставим в уравнения . Получим
и .
Семейство рассматривается аналогично.
Решение. Запишем уравнение
, где .
Нам нужно найти такие числа , чтобы прямолинейные образующие проходили через точку (1,0,0). Рассмотрим прямые семейства . Так как точка (1,0,0) должна принадлежать таким прямым, то ее координаты удовлетворяют этой системе уравнений, то есть . Подставим это в уравнения и сократим на . Тогда - уравнения искомой прямолинейной образующей. Второе семейство прямолинейных образующих рассматривается аналогично.
Рассмотрим каноническое уравнение гиперболического параболоида и представим его в виде . Тогда уравнения двух семейств прямолинейных образующих имеют вид: ; , где и хотя бы одно число в каждой паре отлично от нуля.
Решение. Запишем уравнения
, где и хотя бы одно число в каждой паре отлично от нуля. Нам нужно найти такие числа , чтобы прямолинейные образующие были параллельны плоскости . Найдем направляющий вектор прямых семейства . Имеем , то есть . Так как параллелен плоскости , по критерию параллельности вектора и плоскости получим . Подставим в уравнения .
. Это противоречит требованию, чтобы хотя бы одно число пары было отлично от нуля. Решения в этом случае нет.
- искомое решение. Аналогично рассматривается случай .
Решение. Запишем уравнения
, то есть . Чтобы прямая содержалась в плоскости, ее направляющий вектор должен быть параллелен этой плоскости, то есть
. В первом случае получаем противоречивую систему (аналогично предыдущей задаче), а во втором случае имеем . Чтобы убедиться, что эта прямая лежит в плоскости , нам достаточно взять любую точку на плоскости, например, (-1,0,0) и проверить, принадлежит ли эта точка прямой . Подставляя координаты (-1,0,0) в уравнения , видим, что точка не принадлежит прямой, то есть прямая не содержится в плоскости (а параллельна ей).
Рассмотрим второе семейство и проведем аналогичные вычисления.
, то есть . Чтобы прямая содержалась в плоскости, ее направляющий вектор должен быть параллелен этой плоскости, то есть
. В первом случае получаем
противоречивую систему (
Задачи к проверочной работе.