Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа
Транспортная задача является классической задачей исследования операций. Множество задач распределения ресурсов сводится именно к этой задаче. Распределительные задачи связаны с распределением ресурсов по работам, которые необходимо выполнить. Задачи этого класса возникают тогда, когда имеющихся в наличии ресурсов не хватает для выполнения каждой работы наиболее эффективным образом. Поэтому целью решения задачи, является отыскания такого распределения ресурсов по работам, при котором либо минимизируются общие затраты, связанные с выполнением работ, либо максимизируется получаемый в результате общий доход.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ……………………………………………………………….. 5
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ
2.1. Методика нахождения исходного опорного решения задачи об оптимальных перевозках методом Фогеля ……………………………… 6
2.2. Проверка полученного опорного плана на оптимальность ……….. 6
2.3. Методика решения параметрической транспортной задачи ……… 7
3. МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL ………………………………………………... 8
4. РЕШЕНИЕ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ
4.1. Постановка параметрической транспортной задачи ………………. 10
4.2. Математическая модель задачи ……………………………………... 10
4.3. Решение задачи аналитическим методом …………………………... 11
4.4. Решение задачи средствами Ms Excel ………………………………. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 19
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК …………………………………………... 20
Рис. 3.1. Фрагмент окна программы Ms Excel: Модель таблицы «Стоимость перевозок».
2. В таблице «Стоимость перевозок» в ячейках запасов поставщиков и потребностей потребителей записать количество запасов поставщиков и потребностей потребителей соответственно, указанное в условии задачи.
3. Таблицу "План перевозок" создать с пустыми полями (заполненными единицами), заранее заданного числового формата. В ячейках запасов (потребностей) каждого поставщика (потребителя) ввести формулу, выполняющую суммирование всех возможных поставок этого поставщика (потребителя).
Рис. 3.2. Фрагмент окна программы Ms Excel: Модель таблицы «План перевозок».
4. В ячейке целевой функции ввести формулу, высчитывающую сумму произведений элементов матрицы "Стоимость перевозок" и соответствующих элементов матрицы "План перевозок".
5. В диалоговом окне функции "Поиск решения" установить необходимые ограничения, в целевой ячейке указать адрес ячейки с формулой целевой функции и установить ее равной минимальному значению, в качестве изменяемых ячеек выбрать диапазон всех элементов матрицы "План перевозок". Ограничения в "Поиске решений" заключаются в необходимости равенства запасов (потребностей), в матрице "План перевозок" соответствующим запасам и потребностям, указанным в матрице "Стоимость перевозок". Также все элементы матрицы "План перевозок" должны быть неотрицательными и целочисленными.
6. В диалоговом окне "Параметры поиска решения" установить параметр "Линейная модель" и число итераций, равное 100.
7. Выполнить функцию "Поиск решения" нажатием на кнопку "Выполнить". В качестве отчета по результатам выбрать необходимый пункт в списке "Тип отчета" диалогового окна «Результаты поиска решения».
После выполнения вышеуказанных действий при условии, что задача имеет решение, в матрице «План перевозок» запишется оптимальное решение задачи, т.е. оптимальный план перевозок с указанием объемов поставок в каждой ячейке. В ячейке с целевой функцией запишутся совокупные затраты поставок.
4. Решение параметрической транспортной задачи
4.1 Постановка параметрической транспортной задачи
Имеется четыре поставщика однородного груза с объемами поставок 100, 70, 70, 20 т. и три потребителя с объемами потребления 120, 80, 60 т. Стоимость транспортных расходов задана матрицей
причем стоимость перевозки груза от четвертого поставщика до третьего потребителя изменяется в диапазоне 0≤k≤9.
Определить оптимальный план перевозок, обеспечивающий минимальные транспортные расходы.
Изобразим матричную запись задачи (табл. 4.1.1)
Табл. 4.1.1. Матричная запись задачи
Bj
Ai |
B1 |
B2 |
B3 | |
120 |
80 |
60 | ||
A1 |
100 |
2 |
4 |
2 |
X11 |
X12 |
X13 | ||
A2 |
70 |
5 |
5 |
6 |
X21 |
X22 |
X23 | ||
A3 |
70 |
4 |
7 |
3 |
X31 |
X32 |
X33 | ||
A4 |
20 |
6 |
8 |
1+k |
X41 |
X42 |
X43 |
4.2. Математическая модель задачи
Целевая функция
где Xij – объем поставок груза,
при ограничениях:
Xij≥0,
Подробные ограничения по потребностям и запасам каждого потребителя и поставщика соответственно отражены в Таблице 4.2.1.
Табл. 4.2.1. Ограничения по потребностям и запасам
По потребностям |
По запасам | ||
B1 |
X11+X21+X31+X41=120 |
A1 |
X11+X12+X13=100 |
B2 |
X12+X22+X32+X42=80 |
A2 |
X21+X22+X23=70 |
B3 |
X13+X23+X33+X43=60 |
A3 |
X31+X32+X33=70 |
A4 |
X41+X42+X43=70 |
4.3. Решение задачи аналитическим методом
Полагая k=0, по известному алгоритму составим опорное решение методом Фогеля. Полученный опорный план перевозок и алгоритм выполнения с нахождением минимальных разностей стоимостей перевозок (Cij) в каждом столбце и строке изображен на рисунке 4.3.1.
Рис. 4.3.1. Составление первого опорного решения задачи по методу Фогеля
Процесс выполнения получения опорного решения с последовательным назначением перевозок в ячейки: А4В3 - А3В3 - А3В1 - А1В1 - А1В2 - A2B2.
Проверка плана на вырожденность: m+n-1=6. План невырожденный.
Проверим опорное решение на оптимальность по методу потенциалов. Расчет потенциалов строк и столбцов для занятых из условия vi + uj = cij для занятых клеток и проверка условия vi + uj ≤ cij для незанятых приведены в таблице 4.3.1.
Решение, полученное при k=0, является оптимальным для всех значений параметра k, удовлетворяющих условию .
Из условия для свободных клеток найдем:
∆13 = v3 + u1 - c'13 = -1 + 2 - 2 = -1
∆21 = v1 + u2 - c'21 = 0 + 3 - 5 = -2
∆23 = v3 + u2 - c'23 = -1 + 3 - 6 = -4
∆32 = v2 + u3 - c'32 = 2 + 4 - 7 = -1
∆41 = v1 + u4 - c'41 = 0 + 2+k - 6 = -4 + k
∆42 = v2 + u4 - c'42 = 2 + 2+k - 8 = -4 + k
Табл. 4.3.1. Проверка первого опорного решения на оптимальность методом потенциалов
заполненные |
незаполненные | ||||
№ |
vi + uj = cij |
значения |
№ |
vi + uj ≤ cij |
условие |
А1В1 |
v1+u1=2 |
v1=0, u1=2 |
А1В3 |
v3+u1<=2 |
соблюдается |
А1В2 |
v2+u1=4 |
v2=2 |
А2В1 |
v1+u2<=5 |
соблюдается |
A2B2 |
v2+u2=5 |
u2=3 |
А2В3 |
v3+u2<=6 |
соблюдается |
A3B1 |
v1+u3=4 |
u3=4 |
А3В2 |
v2+u3<=7 |
соблюдается |
A3B3 |
v3+u3=3 |
v3= -1 |
A4B1 |
v1+u4<=6 |
соблюдается |
A4B3 |
v3+u4=1+k |
u4=2+k |
A4B2 |
v2+u4<=8 |
соблюдается |
Определение значений k1 и k2:
k1 = max(-aij/Bij) = т.к. все Bij ≥ 0
k2 = min(-aij/Bij) = (-a41/B41; -a42/B42) = min(4;4) = 4. Все Bij > 0.
Так как по условию задачи k≥0, то оптимальное решение сохраняется при 0≥k≥4.
При этом минимальная стоимость транспортных расходов составляет:
F(X1)min = 20*(1+k) + 40*3 + 30*4 + 90*2 + 10*4 + 70*5 = 830 + 20k
Таким образом, при , F(X1)min = 830 + 20k и
Чтобы получить оптимальное решение при k≥4 перераспределим поставки товаров в клетку (4,1), где k2=4. Вновь полученное распределение с учетом изменения стоимости перевозки в ячейке A4B3 (k=4) представлено на рисунке 4.3.2.
Рис. 4.3.2. Составление второго опорного решения задачи по методу Фогеля
Процесс выполнения получения опорного решения с последовательным назначением перевозок в ячейки: А4В1 - А3В3 - А3В1 - А1В1 - А1В2 - A2B2.
Проверка плана на вырожденность: m+n-1=6. План невырожденный.
Проверим опорное решение на оптимальность по методу потенциалов. Расчет потенциалов строк и столбцов для занятых из условия vi + uj = cij для занятых клеток и проверка условия vi + uj ≤ cij для незанятых приведены в таблице 4.3.2.
Табл. 4.3.2 Проверка второго опорного решения на оптимальность методом потенциалов
заполненные |
незаполненные | ||||
№ |
vi + uj = cij |
значения |
№ |
vi + uj ≤ cij |
условие |
А1В1 |
v1+u1=2 |
v1=0, u1=2 |
А1В3 |
v3+u1<=2 |
соблюдается |
А1В2 |
v2+u1=4 |
v2=2 |
А2В1 |
v1+u2<=5 |
соблюдается |
A2B2 |
v2+u2=5 |
u2=3 |
А2В3 |
v3+u2<=6 |
соблюдается |
A3B1 |
v1+u3=4 |
u3=4 |
А3В2 |
v2+u3<=7 |
соблюдается |
A3B3 |
v3+u3=3 |
v3= -1 |
A4B2 |
v2+u4<=8 |
соблюдается |
A4B1 |
v1+u4=6 |
u4=6 |
A4B3 |
v3+u4<=1+k |
соблюдается |
Решение, полученное при k=4, является оптимальным для всех значений параметра k, удовлетворяющих условию .
Из условия для свободных клеток найдем:
∆13 = a3 + b1 - C'13 = -1 + 2 - 2 = -1
∆21 = a1 + b2 - C'21 = 0 + 3 - 5 = -2
∆23 = a3 + b2 - C'23 = -1 + 3 - 6 = -4
∆32 = a2 + b3 - C'32 = 2 + 4 - 7 = -1
∆42 = a2 + b4 - C'42 = 2 + 6 - 8 = 0
∆43 = a3 + b4 - (C'43 + С''43) = -1 + 6 - (1+k) = 4-k
Определение значений k1 и k2
k1 = max(-aij/Bij) = -a43/B43 = 4. Все Bij < 0
k2 = min(-aij/Bij) = т.к. все Bij ≤ 0
Так как по условию задачи k ≤ 9, то оптимальное решение сохраняется при 4≥k≥9.
При этом минимальная стоимость транспортных расходов составит:
F(X2)min = 20*6 + 60*3 + 10*4 + 90*2 + 10*4 + 70*5 = 910
Таким образом, при F(X2)min = 910 и
4.4. Решение задачи средствами Ms Excel
Создадим в окне программы Ms Excel две матрицы «План перевозок» и «Стоимость перевозок», согласно вышеизложенным правилам (рис 4.4.1). Также нужно указать ячейку содержащую изменяемый параметр k. При этом в клетке A4B3 матрицы «Стоимость перевозок» устанавливаем формулу, отображающую зависимость данного тарифа от параметра k: L7=1+L9.
Рис. 4.4.1. Фрагмент окна программы Ms Excel: Матрицы «План перевозок» и «Стоимость перевозок» с изменяемым тарифом C43.
В ячейки, которые должны отображать запасы поставщиков и потребности потребителей в матрице «План перевозок» вводим формулы суммирующие значения всех возможных поставок данных поставщиков и потребителей, например: B4=СУММ(C4:E4), C3=СУММ(С4:С7).
В ячейку целевой функции (N7) введем =СУММПРОИЗВ(C4:E7;J4:L7).
Метод решения параметрической транспортной задачи средствами Ms Excel заключается в нахождении оптимального решения при каждом значении параметра k, с сохранением сценария для каждой процедуры «Поиск решения». После этого необходимо из всего диапазона изменения параметра k выделить отдельные промежутки, на которых сохраняется оптимальное решение задачи и минимальная стоимость затрат.
В диалоговом окне «Поиск
решения», согласно вышеуказанным правилам
установим все необходимые
Информация о работе Постановка и решение транспортной параметрической задачи