Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:25, научная работа
Можно ли представить себе мир без чисел? Без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь. А космические корабли, лазеры и все другие технические достижения?! Они были бы попросту невозможны, если бы не наука о числах.
Две стихии господствуют в математике – числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. В нашей работе предпочтение отдано стихии чисел и действий с ними.
Введение……………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. История счета
1.1. Как люди научились считать……...............................................................................6
1.2. Чудо- счетчики……………………………………………………………………...9
Глава 2. Старинные способы умножения
2.1. Русский крестьянский способ умножения…..…………….……………….……...12 2.2. Метод «решетки»……………….…….. ………………………………….………..13
2.3. Индийский способ умножения……………………………………………………..15
2.4. Египетский способ умножения…………………………………………………….16
2.5. Умножение на пальцах……………………………………………………………..17
Глава 3. Устный счет – гимнастика ума
3.1. Умножение и деление на 4……………..……………………….………………….19
3.2. Умножение и деление на 5……………………………………...………………….19
3.3. Умножение на 25……………………………………………………………………19
3.4. Умножение на 1,5……………………………………………………………….......20
3.5. Умножение на 9……….…………………………………………………………….20
3.6. Умножение на 11…………………………………………………..…………….….20
3.7. Умножение трехзначного числа на 101……………………………………………21
3.7. Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5 ………………………21
3.8. Возведение в квадрат числа, близкого к 50……………….………………………22
3.9. Игры………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы……………………
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Старомаксимкинская основная общеобразовательная школа
Районная научно – практическая конференция по математике
«Шаг в науку»
Научно – исследовательская работа
« Нестандартные алгоритмы счета или быстрый счет без калькулятора»
с.Ст.Максимкино, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История счета
1.1. Как люди научились считать…….....................
1.2. Чудо- счетчики…………………………………………………………
Глава 2. Старинные способы умножения
2.1. Русский крестьянский способ умножения…..…………….……………….……...
2.3. Индийский способ
умножения…………………………………………………….
2.4. Египетский способ умножения………
2.5. Умножение на пальцах…………………………
Глава 3. Устный счет – гимнастика ума
3.1. Умножение и деление на 4……………..……………………….………………….19
3.2. Умножение и деление на 5……………………………………...………………….19
3.3. Умножение на 25……………………………………………………………………19
3.4. Умножение на
1,5………………………………………………………………...
3.5. Умножение на 9……….…………………………………………………………….
3.6. Умножение на 11…………………………………………………..…………….…
3.7. Умножение трехзначного числа на 101……………………………………………21
3.7. Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5 ………………………21
3.8. Возведение в квадрат числа, близкого к 50……………….………………………22
3.9. Игры……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Можно ли представить себе мир без чисел? Без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь. А космические корабли, лазеры и все другие технические достижения?! Они были бы попросту невозможны, если бы не наука о числах.
Две стихии господствуют в математике – числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. В нашей работе предпочтение отдано стихии чисел и действий с ними.
Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме. Поэтому мы сочли важным показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть интересным, но и что, хорошо усвоив приёмы быстрого счета, можно поспорить и с ЭВМ.
Объектом исследования являются алгоритмы счета.
Предметом исследования выступает процесс вычисления.
Цель: изучить нестандартные приемы вычислений и экспериментальным путем выявить причину отказа от использования этих способов при обучении математике современных школьников.
Задачи:
- раскрыть историю
- описать старинные способы
умножения и опытно-
- рассмотреть некоторые приемы устного умножения и на конкретных примерах показать преимущества их использования.
Гипотеза: в старину говорили: « Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Прост ли наш современный способ умножения?
При работе над докладом я пользовался следующими методами:
Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
За простым действием
Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, был проведен устный опрос. Было опрошено 20 учащиеся 5-7 классов. Этот опрос показал, что современные школьники не знают других способов выполнения действий, так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.
Результаты анкетирования:
( На диаграммах представлены
в процентах доли
1) Нужно ли уметь выполнять
арифметические действия с
2) а) Умеете ли вы умножать, складывать,
вычитать числа столбиком, делить «уголком»?
б) Знаете ли вы другие
способы выполнения
3) а хотели бы узнать?
Глава 1. История счёта
1.1. Как возникли числа
Подсчитывать предметы люди научились ещё в древнем каменном веке - палеолите, десятки тысяч лет назад. Как это происходило? Сначала люди лишь на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Они могли определить, в какой из двух куч больше плодов, в каком стаде больше оленей и т.д. Если одно племя меняло пойманных рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Достаточно было положить рядом с каждой рыбой по ножу, чтобы обмен между племенами состоялся.
Чтобы с успехом заниматься сельским
хозяйством, понадобились арифметические
знания. Без подсчета дней трудно было
определить, когда надо засевать поля,
когда начинать полив, когда ждать потомства
от животных. Надо было знать, сколько
овец в стаде, сколько мешков зерна положено
в амбары.
И вот более восьми тысяч лет назад древние
пастухи стали делать из глины кружки
- по одному на каждую овцу.
Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть
одна овца, пастух откладывал в сторону
по кружку каждый раз, когда очередное
животное заходило в загон. И только убедившись,
что овец вернулось столько же, сколько
было кружков, он спокойно шел спать. Но
в его стаде были не только овцы - он пас
и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось
делась из глины и другие фигурки. А земледельцы
с помощью глиняных фигурок вели учет
собранного урожая, отмечая, сколько мешков
зерна положено в амбар, сколько кувшинов
масла выжато из оливок, сколько соткано
кусков льняного полотна. Если овцы приносили
приплод, пастух прибавлял к кружкам новые,
а если часть овец шла на мясо, несколько
кружков приходилось убирать. Так, еще
не умея считать, занимались древние люди
арифметикой.
Затем в человеческом языке появились числительные, и люди смогли называть число предметов, животных, дней. Обычно таких числительных было мало. Например, у племени реки Муррей в Австралии было два простых числительных: энэа (1) и петчевал (2). Другие числа они выражали составными числительными: 3= «петчевал-энэа», 4 «петчевал-петчевал» и т. д. Ещё одно австралийское племя – камилороев имело простые числительные мал (1), булан (2), гулиба (3) . И здесь другие числа получались сложением меньше: 4= «булан – булан», 5= «булан – гулиба», 6= « гулиба – гулиба» и т.д.
У многих народов название числа зависело от подсчитываемых предметов. Если жители островов Фиджи считали лодки, то число 10 называли « боло»; если они считали кокосовые орехи, то число 10 называли «каро». Точно так же поступали живущие на Сахалине и берегах Амура нивхи. Ещё в прошлом веке одно и то же число они называли разными словами, если считали людей, рыб, лодки, сети, звёзды, палки.
Мы и сейчас используем разные неопределённые числительные со значением «много»: «толпа», «стадо», «стая», «куча», «пучок» и другие.
С развитием производства и торгового обмена люди стали лучше понимать, что общего у трёх лодок и трёх топоров, десяти стрел и десяти орехов. Племена часто вели обмен «предмет за предмет»; к примеру, обменивали 5 съедобных кореньев на 5 рыб. Становилось ясно, что 5 одно и то же и для кореньев, и для рыб; значит, и называть его можно одним словом.
Постепенно люди начали использовать для счёта камешки, палочки, части собственного тела. Вот как известный русский учёный Н.Н. Миклуха - Маклай описывал счёт папуасов: «Папуас загибает один за другим пальцы руки, причём издаёт определённый звук, например «бе, бе, бе..». Досчитав до пяти, он говорит: «Ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяя «бе, бе..», пока не дойдёт до «ибон-али» (две руки). Затем он идёт дальше, приговаривая «бе, бе…», пока не дойдёт до «самба-бе» (одна нога) и «самба-али» (две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого».
Похожие способы счёта применяли и другие народы. Так возникли нумерации, основанные на счёте пятёрками, десятками, двадцатками.
До сих пор мы рассказывали об устном счёте. А как записывали числа? Поначалу, ещё до возникновения письменности, использовали зарубки на палках, насечки на костях, узелки на верёвках. Найденная волчья кость в Дольни - Вестонице (Чехословакия), имела 55 насечек, сделанных более 25000 лет назад.
Когда появилась письменность, появились и цифры для записи чисел. Сначала цифры напоминали зарубки на палках: в Египте и Вавилоне, в Этрурии и Финики, в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или чёрточками. Например, число 5 записывали пятью палочками. Индейцы астеки и майя вместо палочек использовали точки. Затем появились специальные знаки для некоторых чисел, таких, как 5 и 10 .
В то время почти все нумерации были не позиционными, а похожими на римскую нумерацию. Лишь одна вавилонская шестидесятеричная нумерация была позиционной. Но и в ней долго не было нуля, а также запятой, отделяющей целую часть от дробной. Поэтому одна и та же цифра могла означать и 1, и 60, и 3600. Угадывать значение числа приходилось по смыслу задачи.
За несколько столетий до новой эры изобрели новый способ записи чисел, при котором цифрами служили буквы обычного алфавита. Первые 9 букв обозначали числа десятки 10, 20,…, 90, а ещё 9 букв обозначали сотни. Такой алфавитной нумерацией пользовались до 17 в. Чтобы отличить «настоящие» буквы от чисел, над буквами- числами ставили чёрточку (на Руси эта чёрточка называлась «титло»).
Во всех этих нумерациях было очень трудно выполнить арифметические действия. Поэтому изобретение в 6 в. индийцами десятичной позиционной нумерации по праву считается одним из крупнейших достижений человечества. Индийская нумерация и индийские цифры стали известны в Европе от арабов, и обычно их называют арабскими.
При записи дробей ещё долгое время целую часть записывали в новой, десятичной нумерации, а дробную – в шестидесятеричной. Но в начале 15 в. самаркандский математик и астроном аль- Каши стал употреблять в вычислениях десятичные дроби.
Числа, с которыми мы работаем с положительными и отрицательными числами. Но, оказывается, что это не все числа, которые используют в математике и других науках. И узнать о них можно не дожидаясь старшей школы, а гораздо раньше, если изучать историю возникновения чисел в математике.
1.2 « Чудо - счётчики»
Он все понимает с полуслова и тут же формулирует вывод, к которому обычный человек, может быть, придет путем долгих и тягостных раздумий. Книги он поглощает с невероятной скоростью, а на первом месте в его шорт-листе бестселлеров — учебник по занимательной математике. В момент решения самых трудных и необычных задач в его глазах горит огонь вдохновения. Просьбы сходить в магазин или помыть посуду остаются без внимания либо выполняются с большим недовольством. Самая лучшая награда — это поход в лекторий, а самый ценный подарок — книга. Он максимально практичен и в своих поступках в основном подчиняется рассудку и логике. Он холодно относится к окружающим его людям и предпочтет катанию на роликах шахматную партию с компьютером. Будучи ребенком, он не по годам осознает собственные недостатки, отличается повышенной эмоциональной устойчивостью и приспособляемостью к внешним обстоятельствам.
Этот портрет написан отнюдь не
с аналитика ЦРУ.
Так, по мнению психологов, выглядит человек-калькулятор,
индивидуум, обладающий уникальными математическими
способностями, позволяющими ему в мгновение
ока производить в уме самые сложные подсчеты.
За порогом сознания чудо - счетоводы, способные без калькулятора совершать невообразимо сложные арифметические действия, обладают уникальными особенностями памяти, отличающей их от других людей. Как правило, кроме огромных линеек формул и вычислений, эти люди (ученые их называют мнемониками — от греческого слова mnemonika, означающего "искусство запоминания") держат в голове списки адресов не только друзей, но и случайных знакомых, а также многочисленных организаций, где им когда-то приходилось бывать.
В лаборатории НИИ психотехнологи
Информация о работе Нестандартные алгоритмы счета или быстрый счет без калькулятора