Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:10, контрольная работа
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков в объемах a1, a2, ... am.
Данный груз необходимо доставить n потребителям в объемах b1, b2 ... bn.
Известны Cij , i=1,2,...m; j=1,2,...n — стоимости перевозки единиц груза от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю.
Требуется составить такой план перевозок, при котором запасы всех поставщиков вывозятся полностью, запросы всех потребителей удовлетворяются полностью, и суммарные затраты на перевозку всех грузов являются минимальными.
Условие:
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков
в объемах a1, a2, ... am.
Данный груз необходимо доставить n потребителям
в объемах b1, b2 ... bn.
Известны Cij , i=1,2,...m;
j=1,2,...n — стоимости перевозки единиц груза
от каждого i-го поставщика каждому j-му
потребителю.
Требуется составить такой план перевозок,
при котором запасы всех поставщиков вывозятся
полностью, запросы всех потребителей
удовлетворяются полностью, и суммарные
затраты на перевозку всех грузов являются
минимальными.
Исходные данные транспортной задачи записываются в виде таблицы:
Исходные данные задачи могут быть представлены в виде:
Математическая модель транспортной задачи
Переменными (неизвестными) транспортной
задачи являются xij , i=1,2,...,m j=1,2,...,n
— объемы перевозок от i-го поставщика
каждому j-му потребителю.
Эти переменные могут быть записаны в
виде матрицы перевозок:
Так как произведение Cij*Xij определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны:
По условию задачи требуется
обеспечить минимум суммарных затрат.
Следовательно, целевая функция задачи
имеет вид:
Система ограничений задачи состоит
из двух групп уравнений.
Первая группа из m уравнений описывает
тот факт, что запасы всех m поставщиков
вывозятся полностью и имеет вид:
Вторая группа из n уравнений выражает требование удовлетворить запросы всех n потребителей полностью и имеет вид:
Учитывая условие
В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарынм запросам потребителей, т.е.:
Такая задача называется задачей с правильным балансом, а модель задачи закрытой. Если же это равенство не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом, а модель задачи — открытой.
Математическая формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи X=(xij), i=1,2,...,m; j=1,2,...,n, удовлетворяющие системе ограничений (цифра 2 на математической модели) , (3), условиям неотрицательности (4) и обеспечивающие минимум целевой функции (1)
Пример 34.1
Составить математическую модель транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице 34.2
Решение:
1. Вводим переменные
задачи (матрицу перевозок):
2. Записываем матрицу
стоимостей:
3. Целевая функция задачи равняется сумме произведений всех соответствующих элементов матриц C и X.
Данная функция, определяющая суммарные затраты на все перевозки, должна достигать минимального значения.
4. Составим систему
ограничений задачи.
Сумма всех перевозок, стоящих в первой
строке матрицы X, должна равняться запасам
первого поставщика, а сумма перевозок
во второй строке матрицы X равняться запасам
второго поставщика:
Это означает, что запасы поставщиков
вывозятся полностью.
Суммы перевозок, стоящих в каждом
столбце матрицы X, должны быть равны
запросам соответствующих потребителей:
Это означает, что запросы потребителей
удовлетворяются полностью.
Необходимо также учитывать, что
перевозки не могут быть отрицательными:
Ответ: Таким образом, математическая
модель рассматриваемой задачи записывается
следующим образом:
Найти переменные задачи, обеспечивающие
минимум целевой функции (1) и удовлетворяющие
системе ограничений (2) и условиям неотрицательности
(3).
Данная программа
предоставит Вам решение трансп · методом северо-западного угла · методом наименьшего элемента · методом Фогеля |
Введите
исходные данные |
Поставщик |
Потребитель |
Запас | ||
B 1 |
B 2 |
B 3 | ||
A 1 |
||||
A 2 |
||||
A 3 |
||||
Потребность |
Найти начальное опорное решение |
| ||
Решение |
| ||
другое количество поставщиков и потребителей | |||
Задача : |
У поставщиков A1 , A2 , A3 , находится соответственно 30 , 25 , 15 единиц однотипной продукции, которая должна быть доставлена потребителям B1 , B2 , B3 в количествах 20 , 35 , 15 единиц соответственно. |
Стоимость доставки единицы продукции от поставщика A1 к указанным потребителям равна 5 , 1 , 3 ден.ед. |
Стоимость доставки единицы продукции от поставщика A2 к указанным потребителям равна 4 , 5 , 4 ден.ед. |
Стоимость доставки единицы продукции от поставщика A3 к указанным потребителям равна 2 , 3 , 4 ден.ед. |
Требуется найти оптимальное решение доставки продукции от поставщиков к потребителям, минимизирующие стоимость доставки. |
Решение : |
Что мы будем делать? |
Для разрешимости транспортной
задачи необходимо, чтобы суммарные
запасы продукции у поставщиков
равнялись суммарной |
В нашем случае, потребность всех потребителей - 70 единиц продукции равна запасам всех поставщиков . |
1) |
Согласно условию задачи составим таблицу. (тарифы cij располагаются в нижнем правом углу ячейки) |
Поставщик |
Потребитель |
Запас | ||||||||||||||
B 1 |
B 2 |
B 3 | ||||||||||||||
A 1 |
|
|
|
30 | ||||||||||||
A 2 |
|
|
|
25 | ||||||||||||
A 3 |
|
|
|
15 | ||||||||||||
Потребность |
20 |
35 |
15 |
2) |
Минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке A1B2 и равен 1, т.е. из незадействованных маршрутов, маршрут доставки продукции от поставщика A1 к потребителю B2 наиболее рентабельный. |
Запасы поставщика A1 составляют 30 единиц продукции. Потребность потребителя B2 составляет 35 единиц продукции. (см. таблицу пункта 1) |
От поставщика A1 к потребителю B2 будем доставлять min = { 30 , 35 } = 30 единиц продукции. |
Разместим в ячейку A1B2 значение равное 30 |
Мы полностью израсходoвали запасы поставщика A1. Вычеркиваем строку 1 таблицы, т.е исключаем ее из дальнейшего рассмотрения. |
Поставщик |
Потребитель |
Запас | ||||||||||||||
B 1 |
B 2 |
B 3 | ||||||||||||||
A 1 |
|
|
|
30 | ||||||||||||
A 2 |
|
|
|
25 | ||||||||||||
A 3 |
|
|
|
15 | ||||||||||||
Потребность |
20 |
35 |
15 |
Информация о работе Математическая модель транспортной задачи