Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:10, контрольная работа
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков в объемах a1, a2, ... am. 
Данный груз необходимо доставить n потребителям в объемах b1, b2 ... bn. 
Известны Cij , i=1,2,...m; j=1,2,...n — стоимости перевозки единиц груза от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. 
Требуется составить такой план перевозок, при котором запасы всех поставщиков вывозятся полностью, запросы всех потребителей удовлетворяются полностью, и суммарные затраты на перевозку всех грузов являются минимальными.
Условие: 
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков 
в объемах a1, a2, ... am. 
Данный груз необходимо доставить n потребителям 
в объемах b1, b2 ... bn. 
Известны Cij , i=1,2,...m; 
j=1,2,...n — стоимости перевозки единиц груза 
от каждого i-го поставщика каждому j-му 
потребителю. 
Требуется составить такой план перевозок, 
при котором запасы всех поставщиков вывозятся 
полностью, запросы всех потребителей 
удовлетворяются полностью, и суммарные 
затраты на перевозку всех грузов являются 
минимальными.
Исходные данные транспортной задачи записываются в виде таблицы:
Исходные данные задачи могут быть представлены в виде:
Математическая модель транспортной задачи
Переменными (неизвестными) транспортной 
задачи являются xij , i=1,2,...,m j=1,2,...,n 
— объемы перевозок от i-го поставщика 
каждому j-му потребителю. 
Эти переменные могут быть записаны в 
виде матрицы перевозок:
Так как произведение Cij*Xij определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны:
По условию задачи требуется 
обеспечить минимум суммарных затрат. 
Следовательно, целевая функция задачи 
имеет вид: 
Система ограничений задачи состоит 
из двух групп уравнений. 
Первая группа из m уравнений описывает 
тот факт, что запасы всех m поставщиков 
вывозятся полностью и имеет вид: 
Вторая группа из n уравнений выражает требование удовлетворить запросы всех n потребителей полностью и имеет вид:
Учитывая условие 
В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарынм запросам потребителей, т.е.:
Такая задача называется задачей с правильным балансом, а модель задачи закрытой. Если же это равенство не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом, а модель задачи — открытой.
Математическая формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи X=(xij), i=1,2,...,m; j=1,2,...,n, удовлетворяющие системе ограничений (цифра 2 на математической модели) , (3), условиям неотрицательности (4) и обеспечивающие минимум целевой функции (1)
Пример 34.1
Составить математическую модель транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице 34.2
Решение: 
1. Вводим переменные 
задачи (матрицу перевозок): 
 
2. Записываем матрицу 
стоимостей: 
3. Целевая функция задачи равняется сумме произведений всех соответствующих элементов матриц C и X.
Данная функция, определяющая суммарные затраты на все перевозки, должна достигать минимального значения.
4. Составим систему 
ограничений задачи. 
Сумма всех перевозок, стоящих в первой 
строке матрицы X, должна равняться запасам 
первого поставщика, а сумма перевозок 
во второй строке матрицы X равняться запасам 
второго поставщика: 
 
Это означает, что запасы поставщиков 
вывозятся полностью.
Суммы перевозок, стоящих в каждом 
столбце матрицы X, должны быть равны 
запросам соответствующих потребителей: 
 
Это означает, что запросы потребителей 
удовлетворяются полностью.
Необходимо также учитывать, что 
перевозки не могут быть отрицательными: 
Ответ: Таким образом, математическая 
модель рассматриваемой задачи записывается 
следующим образом: 
Найти переменные задачи, обеспечивающие 
минимум целевой функции (1) и удовлетворяющие 
системе ограничений (2) и условиям неотрицательности 
(3). 
| Данная программа 
  предоставит Вам решение трансп · методом северо-западного угла · методом наименьшего элемента ·  методом Фогеля   | 
| Введите 
  исходные данные   | 
| Поставщик | Потребитель | Запас | ||
| B 1 | B 2 | B 3 | ||
| A 1 | ||||
| A 2 | ||||
| A 3 | ||||
| Потребность | ||||
| Найти начальное опорное решение | 
 | ||
| Решение | 
 | ||
| другое количество поставщиков и потребителей | |||
| Задача : | 
| У поставщиков A1 , A2 , A3 , находится соответственно 30 , 25 , 15 единиц однотипной продукции, которая должна быть доставлена потребителям B1 , B2 , B3 в количествах 20 , 35 , 15 единиц соответственно. | 
| Стоимость доставки единицы продукции от поставщика A1 к указанным потребителям равна 5 , 1 , 3 ден.ед. | 
| Стоимость доставки единицы продукции от поставщика A2 к указанным потребителям равна 4 , 5 , 4 ден.ед. | 
| Стоимость доставки единицы продукции от поставщика A3 к указанным потребителям равна 2 , 3 , 4 ден.ед. | 
| Требуется найти оптимальное решение доставки продукции от поставщиков к потребителям, минимизирующие стоимость доставки. | 
| Решение : | 
| Что мы будем делать?   | 
| Для разрешимости транспортной 
  задачи необходимо, чтобы суммарные 
  запасы продукции у поставщиков 
  равнялись суммарной  | 
| В нашем случае, потребность всех потребителей - 70 единиц продукции равна запасам всех поставщиков . | 
| 1) | 
| Согласно условию задачи составим таблицу. (тарифы cij располагаются в нижнем правом углу ячейки) | 
| Поставщик | Потребитель | Запас | ||||||||||||||
| B 1 | B 2 | B 3 | ||||||||||||||
| A 1 | 
 | 
 | 
 | 30 | ||||||||||||
| A 2 | 
 | 
 | 
 | 25 | ||||||||||||
| A 3 | 
 | 
 | 
 | 15 | ||||||||||||
| Потребность | 20 | 35 | 15 | |||||||||||||
| 2) | 
| Минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке A1B2 и равен 1, т.е. из незадействованных маршрутов, маршрут доставки продукции от поставщика A1 к потребителю B2 наиболее рентабельный. | 
| Запасы поставщика A1 составляют 30 единиц продукции. Потребность потребителя B2 составляет 35 единиц продукции. (см. таблицу пункта 1) | 
| От поставщика A1 к потребителю B2 будем доставлять min = { 30 , 35 } = 30 единиц продукции. | 
| Разместим в ячейку A1B2 значение равное 30 | 
| Мы полностью израсходoвали запасы поставщика A1. Вычеркиваем строку 1 таблицы, т.е исключаем ее из дальнейшего рассмотрения. | 
| Поставщик | Потребитель | Запас | ||||||||||||||
| B 1 | B 2 | B 3 | ||||||||||||||
| A 1 | 
 | 
 | 
 | 30 | ||||||||||||
| A 2 | 
 | 
 | 
 | 25 | ||||||||||||
| A 3 | 
 | 
 | 
 | 15 | ||||||||||||
| Потребность | 20 | 35 | 15 | |||||||||||||
Информация о работе Математическая модель транспортной задачи