Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:42, реферат
Целью реферата является изучение формул сокращённого умножения
(далее ФСУ) и их применения в решении задач и примеров.
Задачи:
проанализировать ФСУ, изучаемые по школьной программе;
познакомиться с ФСУ, не изучаемыми по школьной программе;
попытаться вывести своё ФСУ;
проанализировать применение ФСУ.
1. Введение 3
2. Историческая справка 4
3. Формулы сокращенного умножения, изучаемые в школе 5
4. Формулы сокращенного умножения, не изучаемые по школьной программе 7
4.1. Треугольник Паскаля 7
4.2. Интересные свойства формул. 9
4.3. Другие полезные ФСУ. 9
5. Применение формул сокращённого умножения 10
5.1. Арифметические расчёты 10
5.2. Упрощение алгебраических выражений 10
5.3. Разложение многочлена на множители 10
6. Мои исследования 11
6.1. Квадрат трёхчлена -a-b-c 11
6.2. Куб трёхчлена -a-b-c 11
7. Заключение 12
8 Список используемой литературы 13
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Формулы сокращённого умножения
Содержание
Целью реферата является изучение формул сокращённого умножения
(далее ФСУ) и их применения в решении задач и примеров.
Задачи:
Практическая значимость реферата - систематизация моих знаний по теме «ФСУ», знакомство с материалом по этой теме, который не изучается в школе.
Немного теории: вспомним определения некоторых терминов, которые будут встречаться в реферате.
1. Одночлен - это произведение числовых и буквенных множителей.
2. Многочлен - это алгебраическая сумма нескольких одночленов.
3. Разложение многочлена на множители - преобразование многочлена в произведение 2-х или нескольких более простых многочленов.
4. Многочлен вида (а2+ав+в2) называется неполным квадратом суммы.
5. Многочлен вида (а2-ав+в2) называется неполным квадратом разности.
Некоторые правила сокращённого умножения были известны ещё около 4 тыс. лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «a2», а «квадрат на отрезке а», не «ab», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками a и b».
Например, тождество (a+b)2=a2+2ab+b2
Во второй книге «Начал» Евклида (III век до н.э.) формулировалось так:
Если прямая линия (имеется в виду отрезок) как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключённым между отрезками».
Доказательство опиралось на геометрические соображения:
Некоторые термины такого геометрического изложения алгебры сохранились до сих пор. Так, мы называем вторую степень числа квадратом, а третью степень - кубом числа.
Математиками было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились ФСУ. Несколько формул изучается по школьной программе. Рассмотрим их:
(a+b)2=a2+2ab+b2
(a-b)2=a2-2ab+b2
a2-b2 =(a+b)(a-b)
(a+b) 3 =a3+3a 2b+3ab2+b3
(a-b) 3 =a3-3a 2b+3ab2-b3
a3 +b3 =(a+b)(a2-ab+b2)
a3- b3= (a - b)(a2+ab+b2)
Все эти формулы доказываются непосредственным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых. Они остаются справедливыми, если в них вместо a и b подставить любые целые выражения.
Например докажем формулу a3+b3 = ( a + b )( a2 – ab + b2 ).
Имеем: ( a + b )( a2 – ab + b2 ) = a3 – a2b + ab2 + ba2– ab2 – b3
Приводя подобные слагаемые, мы видим, что
(a + b)(a2 – ab + b2) = a3+b3, что и доказывает нужную формулу.
Блез Паскаль (1623— 1662).
Исаак Ньютон (1643—1727).
Из дополнительной литературы я узнал, что многие ФСУ являются частным случаем Бинома Ньютона.
Мы знаем формулы «квадрата
суммы» (а+b)2 и
«куба суммы» (а+b)3,
но при увеличении показателя степени
с определением коэффициентов при членах многочлена
начинаются трудности. Чтобы не совершить
ошибку и применяется формула бинома Ньютона:
Запомнить такую формулу непросто.
Видимо, для того чтобы облегчить
запоминание этой формулы, великий
французский математик и физик Блез
Паскаль триста пятьдесят лет назад придумал специальный инструмент для определения
этих самых коэффициентов — «треугольник Паскаля».
Строится он следующим образом. В вершине
треугольника пишем 1. Единица соответствует
выражению (a+b)0, поскольку
любое число, возведённое в нулевую степень,
даёт единицу. Достраивая треугольник,
ниже пишем ещё по единице. Это коэффициенты
разложения того же двучлена, возведённого
в первую степень: (a+b)1=a+b.
Идём дальше. Стороны треугольника образуют
единицы, а между ними — сумма двух единичек,
находящихся сверху, то есть 2. Это и есть
коэффициенты трёхчлена «квадрат суммы»:
Следующий ряд, как и предыдущий, начинается
и заканчивается единицами, а между ними
— суммы цифр, находящихся сверху: 1, 3,
3, 1. Мы получили коэффициенты разложения
« куба суммы ». Ряд коэффициентов двучлена
четвёртой степени составят 1, 4, 6, 4, 1 и
так далее.
Построим треугольник Паскаля
для (a+b)n
:
n=0
n=1
n=2
n=3
n=4 1 4 6 4 1
n=5 1 5 10 10 5 1
n=6 1 6 15 20 15 6 1
n=7 1 7 21 35 35 21 7 1
n=8 1 8 28 56 70 56 28 8 1
n=9 1 9 36 84 126 126 84 36 9 1
n=10 1 10 45 120 210 252 210 120 45 10 1
. . . . . . . . . . .
Некоторые историки науки приписывают Блезу Паскалю авторство не только треугольника, позволяющего находить биномиальные коэффициенты, но и самой формулы бинома. Они считают, что Паскаль вывел её несколько раньше Ньютона, а тот лишь обобщил формулу для разных показателей степеней.
ФСУ можно применять для упрощения арифметических вычислений. Например:
993 = (100 - 1)3 = 1 000 000 - 3х10 000х1+3х100х1-1=
1 000 000-30 000+300-1=970 299
Здесь была применена формула куб разности.
Упростим выражение: (2х3-5z)(2x3+5z).
Воспользуемся формулой разности квадратов:
(2х3-5z)(2x3+5z) = (2х3)2 - (5z)2 = 4x6 - 25z2
Применение ФСУ (иногда вместе с другими способами: вынесение общего множителя за скобку и группировки) оказывается очень полезным для представления многочлена в форме произведения.
Например, дан трёхчлен:
49m2 – 42mn + 9n2 =(7m)2 - 2 x 7m x 3n + (3n)2 = (7m – 3n)2
Мы убедились, что трёхчлен содержит квадраты одночленов 7m и 3n и удвоенное произведение этих одночленов. Значит это полный квадрат. Причём это квадрат разности.
Из дополнительной литературы я узнал, что с ФСУ мы вряд ли когда расстанемся. Мы будем их использовать при решении уравнений, сокращении дробей и различных доказательств. Вот какие они важные и нужные.
Доказательство:
(-a-b-c)2=(-a-b-c) x (-a-b-c)=a2+b2+c2+ab+ac+ab+bc+
=a2+b2+c2+2ab+2ac+2bc
Таким образом (-a-b-c)2=(a+b+c)2
Доказательство:
(-a-b-c)3 = (-a-b-c)2 x (-a-b-c) = (a2+b2+c2+2ab+2ac+2bc) x
x (-a-b-c) = -a3-ab2-ac2-2a2b-2a2c-2abc-a2b
-2b2c-a2c-b2c-c3-2abc-2ac2-2bc
-3a2c-3ac2-3b2c-3bc2-6abc
Исходя из п.6.1. , можно также записать: (-a-b-c)3=(a+b+c)2 x (-a-b-c)
Из дополнительной литературы я узнал, что с ФСУ мы вряд ли когда-нибудь расстанемся. Мы будем их использовать при решении уравнений, сокращении дробей и различных доказательств. Вот какие они важные и нужные.
ФСУ позволяют быстро и красиво решать многие задачи и примеры.
ПОЭТОМУ ИХ НУЖНО ПРОСТО ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ!
Для лучшего запоминания можно предложить следующие способы:
Например:
Но работая над рефератом, я понял, что мало просто знать наизусть формулы сокращенного умножения. Надо еще научиться видеть в конкретном алгебраическом выражении эту формулу.
1. Энциклопедический словарь
Москва, «Педагогика», 1989г.
2. Алгебра, 7 класс.
Под редакцией С.А. Телляковского. Москва, «Просвещение», 2009г.
3. Статьи интернета.
Сайты: Википедия,