Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:30, реферат
При исследовании операций часто приходится сталкиваться с системами, предназначенными для многоразового использования при решении однотипных задач. Возникающие при этом процессы получили название процессов обслуживания, а системы — систем массового обслуживания (СМО). Примерами таких систем являются телефонные системы, ремонтные мастерские, вычислительные комплексы, билетные кассы, магазины, парикмахерские и т.п.
Введение. 2
1. Уравнения Колмогорова для вероятностных состояний. 3
2. Процесс «размножения и гибели». 4
3. Формулы Полячека — Хинчина и Литтла. 6
Заключение. 10
Список использованной литературы: 10
Но сумма в формуле (18) есть не что иное, как сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии с первым членом ρ и знаменателем ρ; эта сумма
равна , а ее производная .Подставляя это выражение в (18), получим:
Lсист = . (19)
Ну, а теперь применим формулу Литтла и найдем среднее время пребывания заявки в системе:
Wсист = (20)
Найдем среднее число заявок в очереди Lоч. Будем рассуждать так: число заявок в очереди равно числу заявок в системе минус число заявок, находящихся под обслуживанием. Значит (по правилу сложения математических ожиданий), среднее число заявок в очереди Lоч равно среднему числу заявок в системе Lсист минус среднее число заявок под обслуживанием. Число заявок под обслуживанием может быть либо нулем (если канал свободен), либо единицей (если он занят). Математическое ожидание такой случайной величины равно вероятности того, что канал занят (мы ее обозначили Рзан). Очевидно, Рзан равно единице минус вероятность р0 того, что канал свободен:
Рзан = 1 - р0 = ρ. (21)
Следовательно, среднее число заявок под обслуживанием равно
Lоб = ρ, (22)
отсюда
Lоч = Lсист – ρ =
и окончательно
Lоч = (23)
По формуле Литтла найдем среднее время пребывания заявки в очереди:
(24)
Если
на одноканальную СМО с
(25)
а среднее число заявок в системе
(26)
где, как и ранее, ρ = λ/μ., a vμ — отношение среднего квадратического отклонения времени обслуживания к его математическому ожиданию. Формулы (14), (15) носят название формул Полячека — Хинчина.
Деля Lоч, и Lсист на λ, получим, согласно формуле Литтла, среднее время пребывания заявки в очереди и среднее время пребывания в системе:
(27)
(28)
Заметим, что в частном случае, когда время обслуживания — показательное, vμ = 1 и формулы (25), (26) превращаются в уже знакомые нам формулы
Lоч = (23)
Lсист = . (19),
А формулы (21.3), (21.4) в формулы
(24)
Wсист = (20)
для простейшей одноканальной СМО. Возьмем другой частный случай — когда время обслуживания вообще не случайно и vμ = 0. Тогда среднее число заявок в очереди уменьшается вдвое по сравнению с простейшим случаем. Это и естественно: если обслуживание заявки протекает более организованно, «регулярно», то СМО работает лучше, чем при плохо организованном, беспорядочном обслуживании
Предмет
теории массового обслуживания —
построение математических моделей, связывающих
заданные условия работы СМО (число
каналов, их производительность, правила
работы, характер потока заявок) с интересующими
нас характеристиками — показателями
эффективности СМО, описывающими, с
той или другой точки зрения, ее
способность справляться с
1. Алиев Т.И. Основы моделирования дискретных систем. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.
2. Матвеев В.Ф., Ушаков В.Г. Системы массового обслуживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.